Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

Экспорт медицинских товаров из России: общие тенденции

146

То, что Россия – один из крупнейших экспортеров нефти, газа и другого сырья – известно каждому. А вот о том, какие еще товары мы поставляем на зарубежные рынки, знают, в основном, только узкие специалисты. Между тем, в течение последних десяти лет Россия медленно, но уверенно наращивает свое присутствие на мировом рынке медикаментов и медицинского оборудования. Так, в течение последних двух лет экспорт этих групп товаров рос примерно на 10% ежегодно.

В прошлом году произошел резкий скачок экспорта лекарств в Украину, а именно - в Донецкую и Луганскую народные республики: только в первом полугодии 2015 года Россия осуществила поставки лекарств в общей сложности на 590 миллионов рублей.

Однако несмотря на это, в целом, статистические показатели по-прежнему вызывают настороженность: по данным за 2013 год объемы российского рынка медицинских услуг составляли 1,38 % от общемирового и 4,27 % от общеевропейского, по стоимостным показателям ввоз медицинского оборудования в Российскую Федерацию более чем в 20 раз превышает величину вывоза.

Оборудование и медикаменты: мировой спрос и российские предложения.

Экспорт медицинских товаров разбивается на две основных группы: оборудование и медикаменты. Возможности экспорта товаров обеих групп зависят от того, в каком состоянии находится производство лекарств и медицинского оборудования в стране. К сожалению, необходимо признать, что Россия сегодня практически не может конкурировать с другими производителями на мировом рынке, что связано с огромной разницей между препаратами, востребованными в мире, и препаратами, производимыми в России. Так, последние годы сохраняется тенденция растущего спроса на инновационные лекарства, между тем, согласно данным Федеральной Службы Государственной Статистики, в период с 2010 года по 2012 год доля инновационных лекарственных препаратов, выпускаемых в России, колебалась на уровне 8% от общего объема производимых фармацевтических товаров.

Основным рынком сбыта отечественных лекарств являются страны СНГ, в 2012 экспортный поток на территории этих государств составил около 80% от общего объема экспорта. Исправить ситуацию с производством и экспортом российских медикаментов пытаются посредством реализации стратегической программы «Фарма 2020», одной из целей которой является увеличение экспорта фармацевтической продукции в 8 раз по сравнению с 2008 годом, то есть для достижения плановых показателей российским предприятиям, занимающимся экспортом, необходимо продавать на внешнем рынке фармацевтические товары на $3-3,4 млрд каждый год.

Что касается экспорта медицинского оборудования, то его можно также разбить на две подгруппы: приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, сцинтиграфическая аппаратура, аппаратура электромедицинская и приборы для исследования зрения и аппаратура, основанная на использовании рентгеновского, альфа-, бета- или гамма- излучения, предназначенная для медицинского, хирургического, стоматологического или ветеринарного использования, включая рентгенографическую или радиотерапевтическую, рентгеновские трубки и прочие генераторы рентгеновского излучения, генераторы высокого напряжения, щиты и пульты управления, экраны, столы, кресла и аналогичные изделия для обследования или лечения.

За последние годы в этой сфере наметился пусть небольшой, но прорыв, так как сложилась тенденция увеличения экспорта медицинского оборудования. Однако, по-прежнему основными импортерами данных товаров являются страны бывшего СССР (на их долю приходится более 70% экспорта). Другими крупными импортерами российского медицинского оборудования являются Чехия, Польша, Румыния и Сербия, Германия, Франция и Швейцария.

Перспективы расширения экспорта при этом напрямую зависят от структуры мирового рынка медицинских услуг.

Структура мирового рынка: перспективы расширения экспорта.

Рынок медицинского оборудования и связанных с медициной услуг в настоящий момент характеризуется определенной двойственностью: с одной стороны, он уже более пяти лет сохраняет быстрые темпы роста и развития (в среднем, 5,1 % в год в период 2009-2013), с другой – самые крупные сегменты рынка, то есть США и Европа, – практически полностью сформированы, и потому почти не обладают потенциалом для расширения.

Совершенно иначе обстоят дела с рынком медицинского оборудования и услуг азиатско-тихоокеанского региона, который, за счет Китая и Индии, представляет огромный интерес для потенциальных экспортеров, что делает очевидным необходимость конкурировать именно за поставки в Китай, Индию и другие страны этого региона. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: в 2011 году оборот торговли фармацевтическими препаратами между Россией и Китаем превысил $950 млн. С учетом того, что в последние годы китайский рынок медицинского оборудования показывал очень высокие темпы роста, КНР вглядит одним из наиболее привлекательных партнеров для России в данной сфере

Что же касается экспорта медицинских товаров в Индию, то здесь так же наблюдается положительная динамика. Потенциал обеих стран как стран-импортеров российского медицинского оборудования и фармацевтических товаров огромен, и, с учетом того, что это наиболее привлекательные рынки для всех игроков, повышать конкурентоспособность российских товаров и завоевывать прочное место необходимо в крайне сжатые сроки. Пока же, в целом, ситуация с экспортом российских медикаментов и оборудования выглядит достаточно тревожно. Во-первых, уже несколько лет сохраняется тенденция невозможности преодолеть инертность рынка: вывоз медицинской техники и фармацевтических товаров из России осуществляется преимущественно в страны бывшего СССР; во-вторых, наблюдается снижение экспорта в европейские страны, такие как Молдавия, Украина, страны Прибалтики, что грозит постепенной потерей данных рынков сбыта; в-третьих, Россия по-прежнему не может успешно конкурировать с США и Европой в области инновационных и передовых медицинских технологий.

Но есть и положительные моменты, к которым в первую очередь, относится успешное взаимодействие с самыми быстроразвивающимся странами-импортерами данной группы товаров, а именно - с Китаем и Индией.

Если же учесть, что Комиссия при Президенте России по модернизации и технологическому развития экономики России определила направление «Медицинская техника» одним из пяти приоритетных векторов модернизации российской экономики, вполне возможно, что в ближайшее время удастся добиться серьезного увеличения доли экспортируемых товаров данного сектора.

0