Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

Доверительные отношения: почему дизайнер – главный лоббист интересов пользователя

4464
Доверительные отношения: почему дизайнер – главный лоббист интересов пользователя

Основатель SmirnovDesign Сергей Смирнов – о том, как выработать культуру проектирования в промышленном дизайне, за что отвечает техническая эстетика и как соблюсти баланс между формой и содержанием.

Представьте себе архитектора, которого приглашают внести творческий вклад в строительство здания после того, как 12-этажная коробка уже возведена. Главное сделано, пришло время украсить фасад, установить какие-то декоративные колонны, башенки, портики. Все понимают, что «архитектура так не работает».

Перед тем как приступить к проектированию, специалист изучает ландшафт, городскую среду, генплан, резоны собственника, инженерные сети и еще миллион параметров. Более того, совершенно прозрачна и модель оплаты его труда. 10% сметы строительства – на проектирование, 10% от суммы, потраченной на проектирование, – гонорар архитектора.

В предметном дизайне, особенно в приборостроении, принципы взаимодействия с заказчиком туманны, а ценообразование основано на смутных догадках и предположениях. Дело в том, что в СССР попросту не было ничего, напоминающего классическую экономику малых разработок, взаимодействие дизайн-бюро и крупных индустриальных партнеров. Вместо рынка был госзаказ. Культуре проектирования просто неоткуда было взяться. Итог закономерен: государство и крупный бизнес часто воспринимают дизайн исключительно как украшательство, что в корне неверно.

Техническая эстетика

Нельзя разделять эстетику и функциональность. Чтобы достичь бизнес-результата, учитывать надо оба фактора. Сделать это без качественного исследования невозможно. Именно дизайнер отвечает за то, чтобы учесть интересы конечного пользователя продукта. По сути дизайнер - главный лоббист интересов пользователя в производственном процессе.

Возьмем для примера медицинское оборудование. Кто его пользователь? Врач, пациент, медсестра, работник склада, который думает, как его лучше разместить? А может, чиновник, принимающий решение о госзакупке, или менеджер, который увидел прибор на выставке? На самом деле все они пользователи. И опыт каждого из них дизайнер должен учитывать при разработке проекта.

Техническая эстетика – это не искусство для искусства. В той же медтехнике красота отвечает в первую очередь за доверие. Вид аппарата, будь то томограф, прибор ИВЛ или устройство для измерения сатурации крови, должен «излучать» флюиды, способные успокоить пациента, дав врачу необходимый кредит доверия. Тот производитель, который сможет лучше передать это послание через форму, цвет, текстуру, получит на выходе конкурентное преимущество на рынке.

Однако донести эту мысль до 90% предпринимателей и технических разработчиков очень непросто. Индустрия путает дизайн со стайлингом и закономерно не понимает, почему все так долго и дорого.

Протекционизм или стимуляция рынка?

На мой взгляд, решить проблему без решений сверху невозможно. К примеру, я давно предлагал схему, при которой государство попросту выкупает трудочасы дизайнеров и «раздает» их производителям, отобранным по тем или иным критериям. Таким образом при небольших бюджетных расходах решается сразу несколько важных задач. У дизайнеров появляются рабочие места, у промышленности – продукт с хорошим дизайном, лучшие представители крупной промышленности и креативных индустрий знакомятся друг с другом и получают возможности для коллабораций, масштабирования бизнеса и запуска новых проектов. Создал работоспособный прототип? Получи дополнительные часы и расширяй штат. Вышел на экспорт? Получи еще больше часов.

Это не протекционизм, а вполне разумная стимуляция рынка, преодоление культурологического провала и возможность выстроить связи между бизнесом, промышленностью и дизайнерами. Так действуют во всем мире. Нужно не только создавать платформы, выделять гранты и строить креативные кластеры, но и повышать востребованность дизайнеров, их роль в бизнес-процессах.

От авионики до упаковки

Одним из важных шагов в этом направлении стал проект «Фабрика дизайна», организованный Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Это конкурс, на котором реальные промышленные предприятия формулируют задачу для дизайнеров, а дизайн-бюро пытаются удовлетворить запрос индустрии и разработать релевантные проекты. Помочь в этом им призваны признанные мэтры промышленного дизайна. Примечательно, что среди 80 компаний, разместивших заказы в рамках «Фабрики», есть как крупный, так и средний бизнес. Тематический разброс: от авионики до упаковки, от малых архитектурных форм до госкорпораций.

Давайте на практике

Есть и множество других мер, необходимых для того, чтобы дизайн развивался. Мы в Союзе дизайнеров России даже подготовили «Дорожную карту индустрии дизайна», может быть, в чем-то визионерскую и чересчур оптимистичную, но зато очень вдохновляющую. Конечно, нам нужно развивать образование, ориентировать его на практику и реальные сектора экономики, чтобы студентам не приходилось искать стажировку в ущерб учебной программе. Стоит активно заняться правовыми и технологическими возможностями для решения проблем в области интеллектуальной собственности.

Однако главная проблема – это пресловутая culturе gap. Многие ведь до сих пор не понимают, что даже если на программирование, сборку айфона затрачены миллион часов, а на дизайн – всего тысяча, именно дизайн превращает бытовой прибор в культовую вещь.

Конечно, эту проблему нельзя решить в одночасье. На протяжении предыдущего века на Западе самые разные игроки вкладывались в дизайн, развивали эту культуру, укрепляли представление о том, что любая вещь должна быть продумана до мельчайших подробностей. В СССР же дизайну уделялось не так много внимания. Да, ВНИИТЭ во многом опередил свое время, но значительная часть идей, даже работающих макетов, шли не в массовое производство, а в стол. Однако дизайнер не может реализовывать свои задумки без практического применения.

Я считаю, что одна из миссий моего поколения, его сверхзадача, – преодолеть эту проблему, сделать так, чтобы гениальные идеи наших дизайнеров шли на благо социума и экономики. Если мы это сделаем, то нашей стране не будет равных.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

0