Свыше 70% региональных бизнесменов никогда не продавали свои товары в другие страны
В России 72% региональных предприятий никогда не имели опыта продаж собственной продукции за пределы страны. Свои товары на внешних рынках реализовывали только 28% малых и средних предприятий.
К таким выводам пришли специалисты аналитического центра университета «Синергия» после проведения опросов среди 5,2 тысячи владельцев малого и среднего бизнеса.
При этом выяснилось, что во время пандемии выросла доля компаний, которые реализуют продукцию за границей. Так, за 9 месяцев текущего года рост составил около 25%.
Как следует из исследования, большинство опрошенных предпринимателей живут и занимаются бизнесом в Центральном федеральном округе (26%), в Приволжском (19%), в Сибирском (15%), в Уральском (11%), по 8% в Дальневосточном и Южном, в Северо-Западном (7%), в Северо-Кавказском (6%).
Продовольственные товары производят 22% предпринимателей, 12% – материалы для строительства и ремонта, по 6% производят текстиль, автотовары, одежду, мебель, товары для интерьера, декоративные аксессуары, еще по 5% – товары для творчества, электронику, парфюмерию, бытовую химию, одежду и товары для детей.
Большинство компаний (30%) реализуют продукцию у себя в городе, 27% по всей России, в своем регионе – 18%. Продают товары в России и экспортируют за границу 14% опрошенных, еще 10% реализуют продукцию в нескольких регионах. Только экспортом занимаются всего 1% российских компаний.
Влияние пандемии
Большинство российских предпринимателей (83%) указали на особенную актуальность экспорта товаров в условиях пандемии, по мнению 17% респондентов, вопрос о торговле за рубежом сейчас не стоит остро.
При этом 85% опрошенных предпринимателей заявили, что в скором времени намерены начать экспортировать. Из них 40% планируют продавать товары за пределы страны в течение двух лет, 25% - через 1,5 года. Почти каждый пятый (18%) намерен приступить к зарубежным поставкам через полгода, еще 17% в ближайшие два месяца.
О своем желании торговать на международных маркетплейсах заявили 51% бизнесменов. В планах почти половины опрошенных (41%) запуск продаж за границей на онлайн и офлайн площадках. Реализовывать свои товары исключительно офлайн в розничных магазинах намерены 8% респондентов.
Как заявило свыше половины предпринимателей (60%), пандемия и карантинные ограничения оказали существенное влияние на их решение расширять рынки сбыта. Остальные 40% никак не связали кризис с желанием продавать за границу.
Что тормозит развитие экспорта
Почти половина респондентов (48%) признались, что ничего не знают о механизмах экспорта, примерно столько же владельцев (40%) владеют только поверхностной информацией. Лишь 12% хорошо осведомлены в этой теме.
Предприниматели, в чьи планы не входит начать экспортировать товары за границу (39%), заявили, что отсутствие у них такого желания связано с непониманием особенностей продвижения товаров за рубежом.
Почти каждого пятого (22%) отталкивает незнание иностранных рынков, столько же владельцев (23%) не представляют, как выстроить логистику. Больших расходов, связанных с запуском продаж за рубежом, опасается 16%.
Примерно две трети респондентов (63%) не обучались продвигать продукцию за пределы России. При этом каждый десятый знаком с инструментами торговли в других странах.
Четверть предпринимателей (24%) в будущем намерены изучить данную тему, в планы 3% бизнесменов это пока не входит.
Электронная коммерция
Подавляющее большинство предпринимателей в России (85%) в скором будущем хотят сосредоточиться на онлайн-продажах.
До пандемии на маркетплейсах свою продукцию реализовывали 20% предпринимателей, при этом 70% не выходили на такие площадки. Каждый десятый владелец торговал и на маркетплейсах, и офлайн.
После объявления пандемии доля компаний, которые продают товары онлайн, выросла до 25%.
Сделано в России // Made in Russia
Автор: Ксения Густова