Сделано в России

Все регионы
РУС
Главное

Московский высокотехнологичный экспорт вырос на четверть

24
Московский высокотехнологичный экспорт вырос на четверть

Состав российского экспорта давно уже не является преимущественно сырьевым. Наряду с поставками за рубеж нефти и газа Россия экспортирует все больше готовой продукции, в том числе высокотехнологичной. Минувший 2020 год показал такую же положительную тенденцию даже в условиях мировой пандемии и нефтяного кризиса, тем самым смягчив последствия этих явлений для российской экономики.

Итоги года и перспективы по высокотехнологичному экспорту

В общей массе экспорта за прошедший год существенно выросли объемы несырьевого и неэнергетического экспорта Москвы. За первые восемь месяцев 2020 года сумма зарубежных поставок продукции московских предприятий составила 21,52 млрд долларов США. Это 22,7% от общего объема экспорта Российской Федерации. По общим итогам года показатель может возрасти до 38%.

Несырьевой, неэнергетический экспорт Москвы в последние годы стабильно растет. В 2019 году этот показатель вырос на 25,1 % до 30,42 миллиарда долларов. Медицинский и фармацевтический экспорт предприятий Москвы в 2020 году из-за пандемии вырос наибольшим темпом – на 39 процентов по сравнению с 2019 годом. Среди фармацевтических и медицинских товаров лидируют расфасованные лекарства (объем экспорта — 199,98 миллиона долларов), диагностические реагенты (56 миллионов долларов), а также вакцины для людей (51 миллион долларов). В 3,9 раза выросли поставки за рубеж антибиотиков, произведенных московскими компаниями, в три раза — экспорт магнитно-резонансных томографов, терапевтической дыхательной аппаратуры, газовых масок и схожего дыхательного оборудования.

2020 год показал самый интенсивный прирост российского и, в частности, московского высокотехнологичного экспорта в основном по странам Азии.

Так, одна только Япония закупила продукции московских предприятий более чем на полмиллиарда долларов США — это на целых 26,2% больше объемов прошлого года. Почти так же — на 22,4% — вырос и экспорт в Китай, составив 563,31 млн долларов США. Помимо этих стран, высоким спросом пользуется продукция предприятий Москвы в Белоруссии и Казахстане, а также в странах Запада, в том числе Германии и США.

В ближайшие 10 лет планируется наращивать объемы несырьевого и неэнергетического экспорта, чтобы к 2030 году его объемы возросли на 70% по сравнению с текущим уровнем. Это одна из первоочередных задач, поставленная правительству июльским указом президента.

Точки роста экспорта — московские технологические компании

Основные возможности для наиболее интенсивного роста несырьевого и неэнергетического экспорта специалисты видят в поставках все тех же высокотехнологичных видов продукции: микроэлектроника, электрооборудование, приборы, машины.

В таком подходе заложен потенциал двойной эффективности. С одной стороны, поступление денежных средств в казну, с другой — мощный стимул для развития промышленности, науки и, как следствие, экономики страны в целом. Плюс ко всему рост поставок за рубеж российской высокотехнологичной продукции естественным образом повысит влияние страны на международной арене.

В такой структуре экспорта ключевое значение приобретает роль крупных городов и в особенности Москвы. Производства такого плана требуют привлечения квалифицированных высокооплачиваемых кадров и служат серьезным фактором развития городов. Поэтому московское руководство всячески поддерживает столичные технологические компании, оказывая содействие по выходу продукции на зарубежные рынки.

Так, например, за первые восемь месяцев прошедшего года продукция предприятий Москвы и области составила около 30% от всего объема столичного несырьевого и неэнергетического экспорта, а это почти 6.5 млрд. долларов США. Особо заметный спрос у стран-партнеров пришелся на телекоммуникационное оборудование, бытовую химию, косметику, лекарства, комплектующие и запчасти для микроэлектроники.

В качестве примера успешного выхода продукции на зарубежные рынки может послужить столичное предприятие «Микрон» — крупный производитель микросхем. По словам гендиректора компании Гульнары Хасьяновой, поставки продукции за рубеж сейчас составляют около 20% всех продаж.

Другим образцом производства конкурентоспособной на внешних рынках продукции может послужить компания «Эпиэл». Предприятие производит основу для микрочипов — специальные пластины с нанесением тончайших слоев кристаллического кремния. Всего за несколько лет предприятию удалось нарастить присутствие в объеме московского экспорта с 1,5 до 13%.

Поддержка правительства

При всей востребованности высокотехнологичной продукции московских предприятий столичные компании все же испытывают некоторые сложности. Таким компаниям необходимо иметь веские преимущества перед другими мировыми производителями.

По словам главы департамента внешнеэкономической деятельности компании «Т8» (ведущий отечественный производитель телекоммуникационного оборудования спектрального уплотнения для оптических сетей) Евгения Баранова, действовать приходится в условиях жесткой конкуренции и сохранять преимущества перед мировыми высокотехнологичными компаниями весьма сложно. С его мнением согласна и Гульнара Хасьянова, подчеркивая, что конкурировать приходится с зарубежными компаниями, получающими серьезную государственную поддержку.

Руководители отметили, что московское правительство все более активно начинает содействовать развитию экспорта. По словам Хасьяновой, вверенная ей компания получила в 2020 году субсидию, направленную на компенсацию транспортных расходов, связанных с организацией экспортных поставок. Такую же субсидию получила и компания «Эпиэл», что, по словам ее руководителей, повысило маржинальность и дало значительно больше пространства для гибкости при переговорах с партнерами и обсуждении цен.

В условиях пандемии и кризиса тесный диалог между Москвой и партнерами в странах Азии поддерживался постоянно. Такая тесная коммуникация послужила одним из факторов роста экспорта даже в такой сложный год. Десятки встреч успешно проводились в формате видеоконференций, дополненной и виртуальной реальности. В частности, так была проведена байерская программа в Китае, в рамках которой была выполнена серьезная бизнес-миссия.

0