Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

Экспорт автомобилей из России становится выгодным предприятием

105

Девальвация рубля сделала выгодным экспорт автомобилей из России, заявил в эфире телеканала «Дождь» автомобильный эксперт, заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Александр Губский. Причиной роста экспортных поставок автомобилей российского производства становится, среди прочего, сокращение потребления на внутреннем рынке, отметил он. Предприятия вынуждены менять стратегию реализации продукции, чтобы сохранить производственные мощности.

Увеличение поставок машин и комплектующих к ним находится вполне в русле тренда роста экспорта несырьевых товаров, который распространился в течение 2015 года на целый спектр отраслей. Однако автопроизводители особенно быстро взялись за перестройку бизнес-стратегий с учетом экономической ситуации.

В течение лета сразу несколько зарубежных автоконцернов объявили о намерении локализовать производство и наладить экспорт продукции из России. Изготовители грузовых автомобилей, в числе которых «КамАЗ» и «Урал» также заявили о том, что делают акцент на внешние поставки с целью сохранения производственных мощностей.

При этом эксперты уточняют, что компаниям потребуется длительное время для того, чтобы наладить экспорт продукции за рубеж. «Процесс выхода на новые рынки невозможно реализовать за короткий срок, - разъясняет ситуацию и масштаб проблемы главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов. - Нужно время для анализа проекта, проработки логистических путей, утверждения программы продаж, прохождения сертификации. Как минимум это полгода, если в стране уже есть дочерний офис и партнер по дистрибуции. Более реалистичный срок - год. А при выходе на абсолютно новые рынки, где марка совсем неизвестна, потребуется еще больше времени в связи с необходимостью маркетингового продвижения и создания дилерской сетки», - уточняет он.

Lada выходит на рынок Европы

В конце июля появилась информация о том, что производитель автомобилей марки Lada компания АвтоВАЗ готова возобновить поставки автомобилей в Европу и осуществляет реформирование дилерской сети. Согласно техрегламенту, вступившему в силу с ноября 2014 года, для постановки на учет машина должна быть оборудована датчиком давления в шинах. Продукция Lada такого датчика не имела.

Автомобильный завод, по словам руководителя пресс-центра предприятия Сергея Ильинского, выполнил все европейские требования. При этом, уточнил он, изменения пришлось вносить в старые модели, производимые АвтоВАЗом, так как новые - Lada Vesta и Lada XRAY - были изначально созданы с учетом европейских характеристик. Известно, что реализация машин на территории ЕС будет происходить при поддержке центров Renault и Nissan. Лидером продаж среди моделей Lada за границей является внедорожник 4x4 (в прошлом - Niva). Не так давно появилась информация о том, что российский "вездеход" в Германии продаётся лучше, чем Lexus NX и Volvo XC70 – в июле его раскупили тиражом в 92 автомобиля.

Согласно данным компании, в 2015 году ключевыми экспортными рынками для компании АвтоВАЗ стали Казахстан, Азербайджан, Украина, Германия и Египет. Прирост поставок машин оказывается заметным по всем направлениям: в Казахстан по контракту отправят порядка 50 000 машин, что на 18,7% больше прежнего показателя за аналогичный период; в Азербайджан – около 5 000 экземпляров (+167%), Украина осуществила закупку более 3 000 машин (+134,6%). Германия до конца года импортирует примерно 2 500 автомобилей (+460,3%), а Египет – порядка 2 000 машин (+96,9%).

Одновременно с тем Lada объявила о расширении географии экспорта. Импортировать российские автомобили будут Венгрия, Ливан, Сирия и страны Латинской Америки. Президент компании Бу Андерссон в начале 2015 года заявил о запланированном удвоении экспорта.

Поддерживать продажи Lada на рынках Средней Азии будет казахстанская группа «Бипэк авто – Азия авто», которая в рамках стратегического партнерства, подписание которого назначено на 16 сентября, будет осуществлять ряд действий, направленных на экспорт автомобилей, среди которых - продажа и обслуживание машин.

Зарубежные автоконцерны локализуют производство на территории РФ

Падение рубля привело к удешевлению себестоимости сборки автомобилей на российских заводах. По данным АвтоВАЗ, производство машины на предприятии обходится менее в €250. Таким образом Россия становится самой дешевой сборочной площадкой. В пересчете на 1 единицу продукции затраты на оплату труда составляют 17 тыс. руб. (примерно €230). Аналитическое агентство J. D. Power & Associates сообщает, что в Румынии этот показатель составляет порядка €400, а в Турции – €300.

Несколько лет назад, присматриваясь к российским заводам, топ-менеджеры зарубежных автоконцернов указывали на то, что себестоимость сборки автомобиля на европейских заводах на 5% дешевле, чем в России, а в Китае и Корее – меньше на 15–20%. Сегодня мы наблюдаем обратную ситуацию. Экономический кризис снизил покупательскую способность российских потребителей. Ассоциация европейского бизнеса приводит данные, согласно которым за 7 месяцев 2015 года продажи новых автомобилей в РФ рухнули на 35% к АППГ.

Дешевая рабочая сила делает автопроизводство в стране крайне выгодным в том случае, если машины российской сборки идут на экспорт. Аналитики зарубежных автоконцернов уже начали реагировать на открывшееся «окно возможностей».

Первой расширять географию экспорта автомобилей российской сборки за счет выхода на рынки Египта и Ливана начала компания Hyundai, давшая отмашку сборке автомобилей марки Solaris на петербургском заводе.

Volkswagen приступил к изучению потенциала увеличения производственных мощностей и расширения экспорта машин из России.

Возможность осуществления поставок автомобилей из России в страны Восточной Европы и Скандинавии рассматривает Nissan. «Наши автомобили продаются в рамках Таможенного союза. Мы рассматриваем и несколько вариантов экспорта в европейские страны, но соответствующих решений нет», - заявлял PR-директор Nissan в России Роман Скольский.

Renault также присматривается к перспективам развития экспортных поставок из России. «Сейчас мы отправляем автомобили в Белоруссию и Казахстан, но рассматриваем все возможности и изучаем варианты расширения экспортной географии. Одним из потенциальных направлений является Вьетнам. О дальнейшем говорить рано», - заявила пресс-служба Renault.

«Наша компания начала поставки автомобилей в Казахстан в прошлом году. Мы работаем над расширением экспорта в другие страны СНГ и не исключаем возможности поставок в дальнее зарубежье. В данный момент просчитываем различные сценарии», - подчеркивает вице-президент Ford Sollers по связям с общественностью Елизавета Новикова.

Президент и исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи отметил, что компания намерена осуществлять экспорт автомобилей Mitsubishi, производимых в России, что позволит увеличить объемы продаж. «Но пока в планах поставки только в Казахстан и Белоруссию», - добавил он.

Исполнительный директор Автостата Сергей Удалов заявил, что наиболее выгодным является сегодня развитие экспорта моделей с высокой локализацией и уникальных для глобального рынка. Аналогичного мнения придерживается и Александр Губский.

По словам аналитиков, сегодня вывозная пошлина на автомобили из России - нулевая, сборы при ввозе машин в страны Европы составляют 10–20%.

Одним из стимулов расширения производства и дальнейшего экспорта автомобилей из России для заграничных автокомпаний является существующая сегодня возможность льготно ввозить комплектующие в страну в том случае, если конечная продукция поставляется за рубеж. Этой возможностью решила воспользоваться компания «Фуяо стекло рус» («дочка» Fuyao Glass Industry Group), построившая завод по производству автомобильного стекла в Россию и запланировавшая экспорт за границу двух третей продукции. Генеральный директор предприятия Ши Цзюнь отмечает, что сама процедура получения этого права является сложной, подчеркивая, что ее упрощение может стать вариантом господдержки.

Российские грузовики покоряют мировой рынок

Производители грузовых автомобилей также расширяют географию экспорта продукции. Так, группа ГАЗ в конце августа объявила о старте продаж автомобилей «Газель Next» в Сербии через местную торговую компанию «Верано Моторс». Поддержку предприятию оказали представители российского торгпредства. До конца 2015 года продажи начнутся в Боснии и Герцеговине, Черногории и Македонии.

Российский автогигант «КамАЗ» находится в более выигрышном положении. Марка уже известна почти во всем мире за счет начатой несколько лет назад глобальной маркетинговой кампании, в рамках которой грузовики участвуют в заездах, крупных соревнованиях, а также в военных выставках. До 2020 года «КамАЗ» планирует увеличение доли экспорта в структуре продаж до 20-30% против 18% в 2014 году.

«Мы посчитали, что экспорт становится рентабельным начиная от цены доллара в 36 рублей, - рассказал пресс-секретарь «КамАЗа» Олег Афанасьев. – Благодаря высокому курсу доллара наш автомобиль стал более доступен, особенно в развивающихся странах, но и там конкуренция жесткая».

Сборочные предприятия ОАО «КамАЗ» уже есть во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане и Индии. География продаж машин и запчастей за последние несколько лет расширилась за счёт освоения рынков Саудовской Аравии, Индии, Чили и Никарагуа. Одновременно с тем «КамАЗ» активизировался на рынках Судана, Афганистана, Анголы, возобновив также поставки в Венесуэлу и Панаму. В 2013 году экспорт продукции предприятия осуществлялся в 61 страну мира. Доля экспорта в общем объеме продаж составила 11,8%, а его объём – более 5700 автомобилей.

По итогам IV квартала 2014 года «КамАЗа» удвоил экспортные поставки. Предприятие рассчитывает на дальнейший рост спроса в развивающихся странах, однако не везде ситуация однозначная. В Колумбии компании не требуется локализировать производство, а с Аргентиной переговоры об этом уже ведутся. «Сейчас уже все в стадии выбора партнера для организации производства в Аргентине», - уточняет Олег Афанасьев.

О намерении сохранить производственные мощности за счет расширения поставок за границу заявил и автозавод «Урал» (группа ГАЗ). Сейчас экспорт продукции завода составляет 35% от общего объема продаж. «АСМ-холдинг» уточняет, что более 94% продаж завода в странах дальнего зарубежья приходится на Египет. За год доля этой страны выросла на 21 п. п.

В общей сложности продукция «Урала» поставляется в 12 стран, при этом в 2016 г. их число вырастет до 20. Компания присматривается к рынкам Ирака и Ирана, которые начинают раскрываться.

Федеральная таможенная служба России в начале сентября сообщила, что за первую половину 2015 года в страны Европы было экспортировано свыше 500 коммерческих грузовых автомобилей российского производства. Больше всего машин поставляется в Нидерланды (166 машин), Литву (147), Бельгию (69), Сербию и Молдавию (по 29), Эстонию (20). Единичные поставки осуществляются в Латвию (11), Швейцарию (6 автомобилей), Германию и Польшу (по 5), а также Финляндию (4 машины), Австрию (2 автомобиля), Италию и Боснию и Герцеговину (по 1 автомобилю). Доля экспорта российских коммерческих автомобилей в эти страны составляет 6% от общего российского экспорта коммерческих автомобилей за первое полугодие, отметило ведомство.

Господдержка как стимул развития экспорта

Внедрение госпрограмм поддержки экспорта может стать стимулом развития этого направления для иностранных концернов, выпускающих автомобили в России. Экс-президент Ford Sollers Тед Каннис отмечает, что такие меры распространены за рубежом: "В США и ЕС существуют программы по возмещению таможенных платежей на комплектующие, если эти комплектующие были установлены в автомобилях, отправленных на экспорт". Он добавил, что предприятие не выпускает в Западной Европе такие модели, как субкомпактный кроссовер EcoSport и седан Fiesta, а значит, Россия могла бы осуществлять их производство, в том числе ориентируясь на этот рынок.

Автопроизводитель Nissan поддержал идею о компенсации экспортно-импортных пошлин: «Мы платим пошлины на компоненты, которые ввозятся в Россию, и хотели бы получить некую скидку на экспортные пошлины», – заявил старший вице-президент компании по производству Колин Лоутер.

За разработку мер поддержки экспорта выступают такие игроки рынка, как Volkswagen и Hyundai. Представитель АвтоВАЗа отметил, что "поддерживает планы российского правительства по поддержке экспорта автомобилей и активно участвует в разработке соответствующей дорожной карты».
0