Креативная экономика даст шанс МСП
2021-06-02 01:52

Креативная экономика даст шанс МСП

Развитие креативной экономики позволит России решить главные задачи, поставленные президентом Владимиром Путиным. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме заявила проректор Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Лилия Овчарова.

«Страны, которые сделали прорыв в креативной экономике, увидели несколько важных позитивных эффектов. Первое, она создает возможности для развития малого и среднего предпринимательства. На этот драйвер мы сейчас делаем достаточно большую ставку. Второе, она создает рабочие места – тоже болезненный вопрос для России. Также это – большая возможность для диверсификации развития несырьевого сегмента экономики, повышение качества человеческого капитала и эффективное создание комфортной среды», - сказала Овчарова.

По ее словам, в 2019 году объем креативной индустрии в России составил около 43 миллиардов долларов по паритету покупательной способности.

«Мы делали анализ по методикам, которые делали бы нас сопоставимыми с другими странами. Мы оказались на 7 месте между Германией, которая чуть больше, чем мы, и Бразилией. Впереди нас, конечно, Китай, хотя он является производителем, китайцы претендуют не только на то, чтобы производить, но и на то, чтобы придумывать. На втором месте США, потом идет Англия, Италия, Франция. Это значит, что у нас сформировался уже достаточно серьезный сегмент, который можно было бы назвать креативной индустрией», - считает эксперт.

Она также отметила, что сегодня наиболее распространённые профессии индустрии связаны с рекламой и маркетингом. «Они составляют примерно 30%, разработчики ПО – 20% и 15% это все, что связано с модой. Мода – самый большой сегмент нашей креативной экономики, если брать в отраслевом аспекте», - добавила Овчарова.

Наравне с этим она подчеркнула, что Россия сегодня не раскрывает в полном объеме свой креативный потенциал.

«Если говорить об экспорте, то пока баланс у нас отрицательный – 4 млрд долларов у нас дефицит. Если мы сможем всем дать сигнал, что в креативных индустриях работать эффективно, там зарплаты выше, рост идет быстрее, это привлекательно, это позволит развить среду. Креативная деятельность отличается тем, что большая часть добавленной стоимости продукта – придумка», - уверена она.

В этой связи Овчарова выразила уверенность в том, что это должна быть масштабная системная работа, которая подразумевает и большую исследовательскую работу, и государственную поддержку на разных уровнях, и что немаловажно, трансформацию системы образования.

«Важно, чтобы была среда. Среда должна получить сигналы для людей, идти или не идти туда работать, для инвесторов, регионов, для федеральных властей. Сигналы могут получиться, когда вы что-то определяете и измеряете. Сигнал должен быть и к системе образования. Люди, которые рабоают в креативной индустрии не должны быть механическими исполнителями, это совершенно другие компетенции», - заключила эксперт.