Made in Russia

All regions
ENG
Import substitution

Import substitution in robotics: Russian manufacturers are ready to adequately replace Lego

Import substitution in robotics: Russian manufacturers are ready to adequately replace Lego

Российские школы ожидает стремительный переход на отечественное оборудование. Лидеры - производители из других стран покинули рынок и прекратили поставки оборудования в страну, открыв окно возможностей российским компаниям. Актуальность вопроса об оборудовании в робототехнике подтверждает и тот факт, что с 2022-2023 учебного года робототехника станет обязательным модулем урока «Технология». Возможно ли полностью перейти на российское робототехническое оборудование, сохранив установленный уровень качества — рассказал в интервью «Сделано в России» исполнительный директор R:ED Robotics Education Максим Сушков. О положении российского робототехнического рынка и возможности полного перехода школ на отечественное оборудование - читайте в этом материале.

Почему при наличии российских производителей их интеграция в отечественную систему образования шла медленно?

Доля российских производителей по поставкам именно в общеобразовательные учреждения была минимальна многом из-за позднего прихода на рынок, когда принципы образовательной робототехники уже были разработаны. И разработаны в первую очередь с особенностями зарубежных конструкторов и их философией.

Еще одна из проблем — организация системы закупок оборудования в школы. Министерство Просвещения формирует инфраструктурные листы (список оборудования, которое должно быть закуплено) и передает их в образовательные учреждения. Те объявляют конкурс для поставщиков, по результатам которого принимают решение, что то или иное оборудование будет закуплено.

Из-за того, что зарубежные бренды появились на рынке раньше российских и успели занять свободную нишу, в инфраструктурных листах в их первоначальном виде были описаны именно зарубежные конструкторы (за неимением других). А внесение изменений в такие документы — процесс сложный и щепетильный, менять его — значит менять и образовательный процесс. В результате мы получаем то, что инфраструктурные листы из года в год составляются таким образом, чтобы под их критерии попадали конструкторы, которые уже были закуплены ранее. Так продолжалось до весны этого года, пока зарубежные компании не прекратили поставки.

Второй сдерживающий фактор — методическая база. Для конструкторов, которые давно на рынке, уже создана методическая основа. Хорошая она или плохая — это, к сожалению, уже вторично, главное — она есть. А значит, любой педагог при выборе конструктора будет выбирать то оборудование, запуск образовательного процесса на котором ему понятен. Или хотя бы понятно то, где найти информацию о конструкторе. Большинство российских производителей, к сожалению, не инвестировали в создание качественных методических платформ. Во многом их можно понять: при минимальных продажах тратить существенные средства на разработку нематериальных активов, которые при этом не монетизируются напрямую, — сложно. Для примера, наша компания R:ED разработала методический комплекс по робототехнике для школьников 1-6 классов (на 216 академических часов), инвестировав в это более 4 миллиона рублей. Полноценные УМК [учебно-методические комплексы], соответствующие и ФГОС, и требованиям функциональной грамотности: и нашим внутренним высоким требованиям. Это огромный труд, но без этой работы, качественного образовательного процесса не получится.

Насколько сейчас оборудованы школы для программ обучения робототехнике и с какими проблемами учебные организации сталкиваются прямо сейчас?

С 2022-2023 учебного года робототехника станет обязательным модулем урока «Технология», — уже с первого сентября в силу вступят новые ФГОСы, федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (с 1-го по 4-й и с 5-го по 9-й классы), а значит, робототехническое оборудование придется закупить во все российские школы.

У поставщиков оборудования все еще остались складские запасы зарубежных конструкторов, однако уже сейчас цены на него выросли почти в 1,5 раза. Учитывая, что в России более 40 тысяч школ, и большинство из них нуждаются в покупке или обновлении оборудования - финансовый вопрос становится одним из ключевых.

Что же необходимо сделать, чтобы школы могли перейти на отечественное оборудование?

На наш взгляд, решение задачи лежит в 2-х плоскостях:

Снижение стоимости на оборудование отечественных производителей.

Еще на старте создания проекта мы определили, что оборудование R:ED должно быть не только качественным, но и доступным. Идеальная цена конструктора для начальной и средней школы, учитывающая интересы и школ, и бизнеса, лежит в диапазоне 30-40 тысяч рублей. Соответственно это 400 000 рублей за класс-комплект, включающий в себя не только оборудование но и методики, программное обеспечение, подготовку педагогов и иные необходимые элементы.

В текущих реалиях выдержать такую низкую цену производителям не просто. Как решение — введение субсидиарной поддержки государства в форме компенсаций, то есть возмещение части затрат на производства на основе фактических отчетов об отгрузке. Это даст государству гарантию, что производитель выполняет свои обязательства, а производитель может позволить себе снизить стоимость, понимая, что есть отложенная прибыль. Понятно, что эта схема доступна только серьезным игрокам, которые обладают возможностью из собственных средств поддерживать непрерывный цикл производства. Собственное производство R:ED работает непрерывно и, скажем так, на будущее. Только в этом году мы произвели 6 000 конструкторов, на 2023 году запланирован объем на уровне 20 000 конструкторов. Такие объемы требуют от нас постоянного инвестирования в производство, но мы уверены, что рынок будет в ближайшее время сильно расти и готовы на такие шаги.

Расширение инфраструктурных листов и иной документации с описанием требований к оборудованию.

Чем шире формулировки, тем большее количество производителей может принять участие в закупках. К сожалению, это даст не только новые перспективы для производителей, но и головную боль для образовательных учреждений. Школа рискует получить такое оборудование, на котором толком не сможет обучать. Поэтому, как нам кажется, необходима стандартизация методической платформы в образовательной робототехнике. Сделать это можно в том числе в рамках перезапуска урока «Технологии», где есть робототехника — поэтому R:ED инициировали разработку нового учебника, который не только соответствует новым ФГОС, но и позволяет проводить обучение робототехнике без привязки к конкретной модели конструктора.

Качественное российское оборудование — каким оно должно быть?

Переход на отечественное оборудование и подъем российского производства должен быть напрямую сопряжен с оптимизацией расходов. Робототехнические наборы, которые будут массово закуплены в школы, должны отвечать нескольким критериям.

Конструкторы должны быть совместимыми с Lego как с самым популярным конструктором, — желательно и на уровне пластика, и на уровне ПО, и на уровне электроники.

Закупки оборудования во многих школах ведутся не первый год, педагоги уже преподают робототехнику в рамках дополнительного образования. Чтобы не менять весь образовательный процесс под новое оборудование, все составляющие робототехнических наборов: пластик, ПО, электроника, — должны быть совместимы с тем оборудованием, которое уже закуплено в школы.

Саму программу урока технологии нужно построить так, чтобы можно было использовать разные конструкторы.

В таком случае техническое оснащение конкретной школы не повлияет на качество учебы. Методические программы, по которым учителя будут преподавать робототехнику, должны включать в себя обучение на «легоподобных» конструкторах. Многие, в том числе и специалисты R:ED, начали подготавливать свои учебники для школьных педагогов.

Уже сейчас мы видим тектонические сдвиги в отрасли и рассчитываем, что в течение 5-7 лет удастся перевести российские школы на отечественное оборудование, — по крайней мере в робототехнике. Если процесс импортозамещения пойдет так же бодро, как и начался, и государство поддержит производителей финансово, вполне возможно, что мы увидим свои качественные конструкторы в течение 5 лет.

Отдельно хотелось бы отметить экспортный потенциал российских образовательных продуктов. Россия является флагманом в разработке образовательных стандартов на территории постсоветского пространства. На российскую систему образования, по-прежнему, продолжают ориентироваться большая часть соседей, и многие российские производители рассматривают для себя экспорт как важную часть бизнеса и существенный источник для увеличения доходов и расширения производства.

Только в этом году R:ED осуществил поставки в Казахстан, Армению, Азербайджан, Киргизию. В Республике Беларусь мы стали лидером в сфере дополнительного образования в робототехнике, обучив за год более 1500 детей и поставив конструкторы в более чем 20 школ. В Казахстане мы инициировали проект по оснащению сельских школ, а в Армении работаем с крупнейшей сетью частных образовательных центров.

Российские решения являются действительно востребованными среди соседних стран. В последние годы Правительство принимает активные усилия по поддержке экспортного потенциала образовательных продуктов, но нам есть еще куда расти. Создание отдельных совместных образовательных программ с каждой из соседних стран с субсидированием местных школ, в том числе и из российского бюджета, — это серьезный шаг в поддержку отечественного оборудования, и, конечно же, российской системы ценностей в страны ближнего зарубежья.

Можно ли запрограммировать конструктор выполнять необходимые пользователю задачи?

Первая составляющая робототехники — конструирование. Ребенок совмещает детали конструктора друг с другом и таким образом осваивает принципы создания сложных механизмов с подвижными элементами.

Вторая - двигатели, монтажные платы, соединительные провода, датчики и контроллеры закладывают основы электротехники: ребенок в игровой форме узнает, как связать устройства в одну электрическую схему, почему важен порядок подключения, что такое управляющие сигналы, питание и многое другое.

Третья важная составляющая — программирование. Дети младшего возраста знакомятся с программированием в визуально-блочном режиме, соединяя на экране фигурки-блоки, каждый из которых отвечает за какое-то действие робота. Для детей постарше есть текстовый режим, в котором программа пишется с помощью команд. Кроме того, ученики знакомятся с загрузкой написанной программы в управляющее устройство робота.

Можно ли заказать конструктор для личного пользования, что он будет собой представлять и сколько будет стоить?

Большая часть продаж R:ED складывается из закупок класс-комплектов конструкторов в государственные школы. Также мы разрабатываем учебно-методические материалы и программы повышения квалификации для педагогов.

Конструктор можно купить не только в виде класс-комплекта для образовательных учреждений с полным описанием учебного процесса, но и в виде обычного набора для личного пользования. Пользователям также доступны наборы для повышения квалификации и учебно-методические комплексы.

Класс-комплект на конструкторах VEX обойдется в 800 000+ рублей, при этом конструктор подойдет только для средней школы, а начальные классы не смогут обучаться на нем. Другой пример, если школа хочет оснастить себя конструкторами LEGO сразу на начальную и среднюю школу им придется купить сразу три модификации конструкторов LEGO SPIKE (по 10 штук каждой модификации), со стоимостью от 25 000 рублей за каждый конструктор, то есть 2,2 миллиона рублей на оснащение классов начальной и средней школы.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Александр Байгазин

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии

0