Made in Russia

All regions
ENG
Experts

Незаменимых.net : how Russian IT solutions replace the software of bygone brands

396
Незаменимых.net : how Russian IT solutions replace the software of bygone brands

В 2022 году многие компании в России вынуждены оперативно менять иностранное программное обеспечение, которое они использовали, на отечественное. Причина — уход иностранных IT-компаний с российского рынка. Каждый бизнес-процесс в отечественных компаниях так или иначе связан с использованием зарубежного ПО, не стало исключением и прогнозирование спроса и интегрированное планирование в цепях поставок.

Как импортозаместить ПО для этой сферы деятельности – рассказал Евгений Непейвода, сооснователь и генеральный директор компании Novo BI, резидента «Сколково».

Важное ПО для эффективности бизнеса

Компаниям, имеющим собственное производство, необходимо четко планировать работу разных отделов. От их слаженных действий зависит, будет ли продукция выпускаться в нужные сроки и в необходимом количестве, вовремя поставляться в точки продаж или на склады партнеров, а также быстро окупаться.

При планировании требуется учитывать множество данных: стоимость сырья и материалов, сроки поставок, загруженность разных циклов производства и длительность различных процессов, свободное место на складе, наиболее востребованные товары из ассортимента, маркетинговые активности и так далее. Все это, в конце концов, влияет на финансовые показатели бизнеса.

Сейчас рынки и покупательские предпочтения меняются очень быстро. Чтобы оставаться эффективными, компаниям необходимо оперативно реагировать на изменения. Они должны выпускать столько товара, сколько в результате будет продано, и именно таких позиций, на которые есть спрос. Прежде, чем произвести продукцию, компания сначала прогнозирует спрос, затем – где и когда будет закуплено сырье для него, после этого – сроки изготовления и поставок. Затем эти данные представляют в виде планов: продаж, закупок, производства, логистики.

Компании, которые прогнозируют спрос с низкой точностью и не организуют интегрированное планирование c партнёрами в цепях поставок, получают "затоваренные” склады, высокий процент списаний товарных остатков, пересортицу (одновременно недостаток одного товара и избыток другого). В ситуации экономической турбулентности это делает бизнес ещё более уязвимым.

Для прогнозирования потребительского спроса и организации интегрированного планирования в цепях поставок используется специализированное программное обеспечение, которое учитывает много факторов и данных. В частности, как продавался тот или иной товар в прошлом, какие маркетинговые акции стимулировали спрос на него, использовались ли какие-то усиливающие спрос события — например, введение локдауна из-за пандемии, которое привело к повышенному спросу на определенные категории товара. ПО сводит и анализирует информацию из разных источников, на основе чего делает прогноз потребительского спроса. Цифровизация этих бизнес-процессов позволяет компаниям оперативно реагировать на происходящие изменения и получать прибыль.

Передел отечественного рынка

До 2022 года многие крупные российские компании - и частные, и государственные - использовали IT-решения для прогнозирования спроса, поставляемые иностранными вендорами. Продукты SAP и Oracle занимали более 60% рынка ERP-систем, предоставляя, в том числе, и решения в области прогнозирования спроса. Остальная часть рынка приходилась на решения других западных вендоров, таких как Blue Yonder и Anaplan, и немного на предложения российских компаний.

После февраля 2022 иностранные вендоры заявили о своем уходе с российского рынка. Они продолжают поддерживать клиентов в рамках действующих соглашений, но новые контракты не заключают. У отечественных пользователей их ПО возникали проблемы с продлением лицензии: у кого-то раньше, у кого-то позже, в зависимости от срока заключения контракта. Были ситуации, когда часть функций становилась временно недоступной, техподдержка не реагировала вовремя на запросы, оказывалась заблокированной часть информации из базы системы.

Часть российских клиентов ищут способы, чтобы продолжать работать с иностранными решениями, внедренными в их компании. В этом есть некоторый смысл: в бизнес-процессы уже встроено использование зарубежного ПО, в нем хранится большой массив данных и база.

Но вместе с тем многие компании прямо сейчас ищут отечественные аналоги зарубежным продуктам. Бизнесу проще, понятнее и удобнее выстраивать отношения с российским вендором. В этом случае всегда можно рассчитывать на оперативную техподдержку и доработку функциональности под запросы конкретного предприятия или компании, получить понятные условия сотрудничества. Главное – можно не опасаться, что завтра будет что-то заблокировано в установленном решении или часть функций станет недоступной.

Крупные бизнесы к импортозамещению IT-продуктов подталкивает государство. С 1 января 2025 года начнет действовать запрет на закупку зарубежного ПО госорганам, банкам, операторам связи и иным структурам, выполняющим роль субъектов критической информационной структуры. Такое решение правительства служит дополнительным драйвером для развития отечественной IT-индустрии. У локальных вендоров в ситуации высокой конкуренции с лидерами мирового рынка не было возможностей и/или мотивации для разработки собственных решений с функционалом, по крайней мере не уступающем зарубежным решениям. Теперь появились условия для изменения сложившейся ситуации.

Перераспределение на российском рынке ПО произойдёт лишь к концу 2023 года, предполагают аналитики «Эдит Про». Пока не у всех российских компаний закончились лицензии на продукты иностранных вендоров. Поэтому они не задумываются об импортозамещении ПО. Для них этот вопрос станет остро актуальным лишь в следующем году.

Российские компании поняли, что работать с зарубежными вендорами стало рискованно, а с некоторыми – физически невозможно. Поэтому необходима отечественная замена.

Сейчас многие крупные предприятия проводят обзоры отечественных решений и ведут их поиск. То есть они готовятся к импортозамещению, потому что переход с одного ПО на другое – небыстрый процесс. Он может занимать от трех месяцев до одного года и даже больше, в зависимости от сложности бизнес-процессов и масштаба предприятия.

Аналоги для импортозамещения

Российские разработки в области ПО для логистики и цепей поставок появились достаточно давно, не полгода назад. Некоторые из них используют современные технологии, превосходящие по точности прогнозирования аналоги иностранных разработчиков. В основе цифровой системы Novo Forecast Enterprise лежат сложные математические алгоритмы и технологии машинного обучения для расчета прогноза спроса, учитывающие изменение данных, которое происходило в турбулентные периоды последнего времени – пандемию коронавируса и начало геополитического кризиса. В функционал системы уже заложены факторы структурного изменения спроса, в том числе, специфические, например, прогнозирование спроса на товары без опоры на предыдущий опыт, то есть без данных по реальному спросу в прошлом. Система выбирает товарные аналоги по схожим параметрам и строит прогноз. В зависимости от специфики бизнеса решение способно учитывать различные факторы, характерные для конкретной индустрии или отрасли.

Стоимость отечественных ПО сейчас сопоставима с иностранным, а иногда – существенно ниже. Это дополнительное преимущество импортозамещения, но, конечно, не основное. Решения для бизнеса выбирают, ориентируясь на их функциональность и измеряемый результат.

Платиновый партнер SAP в России, компания-интегратор TeamIdea, провел аналитику по рынку ИТ-решений для прогнозирования спроса и интегрированного планирования в цепях поставок, чтобы заменить продукты с подобным функционалом в своём портфеле на российские. Качественное сравнение функциональных возможностей ИТ-решения SAP IBP и цифровой системы Novo Forecast Enterprise показало, что последняя покрывает практически все ключевые характеристики продукта немецкого вендора и имеет опции, которых нет у конкурента. В частности, отечественное решение предлагает расчёт эффекта промо-активностей, которые являются серьезным драйвером для продаж (В России в 2021 году по скидкам и акциям приобреталось более половины товаров в розничных сетях - 51,6%), и согласование факторов спроса прямо внутри цифровой системы. Другими важными критериями отбора ИТ-решений для замены, кроме функциональных характеристик, были названы: срок внедрения, экспертная поддержка вендора на всех этапах, выгодные для партнёрства коммерческие условия и положительные отзывы клиентов.

“Мощное функциональное развитие российских решений для прогнозирования спроса в цепях поставок ещё до сложившейся геополитической ситуации, стало хорошим подспорьем для замены западного ПО на отечественное в нашем продуктовом портфеле. Мы тщательно проанализировали рынок, чтобы удовлетворить потребности клиентов в цифровизации процессов планирования спроса, и остановили свой выбор на Novo Forecast Enterprise по совокупности технических возможностей цифровой системы и качественного сервиса вендора” — говорит Наталья Морозова, представитель TeamIdea.

Цифровой суверенитет России – вопрос времени. Теперь от намерений российские вендоры переходят к реальным действиям. В ситуации растущего спроса на российские ИТ-продукты они продолжат совершенствоваться и будут еще сильнее «заточены» под наш рынок. В ближайшее время не только появятся новые российские IT-продукты, но и имеющиеся решения будут развивать свою функциональность и консолидироваться в единые цифровые платформы. Это позволит бизнесу оцифровать большинство процессов, чтобы стать еще более эффективным и конкурентоспособным.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии

0