Made in Russia

All regions
ENG
Interview

Peter Rodionov: “We’ve thrown out a challenge by arguing that we can create a successful Russian business model”

49

Глава группы компаний «ГЕРОФАРМ» Петр Родионов рассказал «Сделано в России» об экспортном потенциале фармацевтической отрасли России, о том, почему компания взяла курс на импортозамещение и о том, почему как важно было создать успешную российскую бизнес-модель.

Как вы ощущаете себя в текущей экономической ситуации? Как на вас повлиял кризис?

─ Нам, как для российской компании, безусловно, конкурировать стало проще: все затраты, издержки, зарплаты, сырье номинируются в рублях. Для нас импортозамещение стало приоритетной задачей задолго до возникновения последних общеполитических рисков. Изначально было очевидно, что важно иметь отечественную технологию производства инсулина полного цикла: от субстанции до готовой формы, и эта технология должна быть лучше, чем у конкурентов, иначе выжить невозможно. Мировой рынок инсулина сложный и достаточно стабильный, одни и те же игроки работают на нем уже много лет. Мы фактически бросили вызов, заявив, что способны сделать российскую технологию, продемонстрировать успешную бизнес-модель.

Когда мы начинали в 2001 году, российских примеров качественного роста в фармацевтической индустрии тогда вообще не было. Были производители традиционных препаратов, работающие с советских времен, а вот инновационные проекты отсутствовали как класс. Но мы уже в первый год работы показали бурный рост, добились определенных результатов.

С тех пор рынок поменялся, изменились правила игры, стало сложнее, но интереснее. Мы сейчас мыслим не только категорией «продажи в России» - мы хотим выйти на зарубежные рынки, понять, что там, за отечественным горизонтом. Здесь мы практически не сомневаемся, что в рамках выбранной нами стратегии добьемся успеха, потому что имеем и технологии, и высокопрофессиональный коллектив, и современную линейку высококачественных продуктов.

Вы производите инсулины. Почему вы выбрали именно этот сегмент для развития, ведь он один из самых сложных?

─ Это стратегически важный для России сегмент рынка. В России сотни тысяч инсулинозависимых больных, для которых инъекции инсулина жизненно необходимы. Еще до 2014 года казалось, что прекращение импортных поставок невозможно. Поскольку инсулин необходим пациенту на протяжении всей жизни, то его наличие – вопрос, без преувеличения, лекарственной безопасности страны.

Сегодня для Группы компаний «ГЕРОФАРМ» диабетология является приоритетным направлением: в наших стратегических планах главная задача – стать компанией-лидером в этом сегменте в России. На сегодняшний день завод компании - единственное в стране промышленное предприятие, где осуществляется выпуск препаратов генно-инженерного инсулина человека по принципу полного цикла: от биосинтеза субстанции до готовой лекарственной формы. Только полный цикл может гарантировать стабильность поставок, оптимальную доступность препаратов, и в конечном счете, лекарственную безопасность. Другие локальные производители используют в производстве импортную субстанцию.

Ключевой фактор успеха в производстве инсулинов – конкурентоспособная технология. Наши специалисты разработали очень эффективную, высокопроизводительную технологию: которая позволяет нам производить субстанцию в промышленных масштабах быстро, в больших объемах и с оптимальной себестоимостью.

Сегодня мы работаем в направлении разработки аналоговых форм инсулинов: уже создан собственный штамм -продуцент и разработана технология производства аналогов инсулина также по принципу полного цикла. Разработка ведется в соответствии с международными стандартами, что обусловливает высокий экспортный потенциал проекта. Первый инсулин из новой линейки уже подан на регистрацию, а полная линейка планируется к выводу на рынок уже в 2019 году.

Готовы ли к выходу на зарубежные рынки? Насколько за рубежом ждут препараты российского производства?

─ Безусловно, на всех рынках есть локальные игроки. Самостоятельный выход на внешние рынки потребует наибольших финансовых и временных затрат. Начинать с нуля, собирать команду, подстраиваться по новые условия – долго и малоэффективно. Более интересный вариант – приобретение локального игрока, уже имеющего долю на рынке. В этом случае есть возможность получить и государственное финансирование. К примеру, Российский фонд прямых инвестиций готов участвовать в проектах по приобретению российскими компаниями активов за рубежом. Главное, чтобы была востребованная на рынке идея.

Развитие экспорта - важный элемент бизнес-стратегии «ГЕРОФАРМ». С 2007 года компания начала освоение зарубежных рынков сбыта. Первые контракты на зарубежные поставки препаратов были заключены в Украине, Азербайджане, Казахстане, Армении, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане. Сегодня компания и препараты зарегистрированы в 13 странах СНГ и ближнего зарубежья, в том числе в странах Евразийского экономического союза. В наших планах - создание «глобальных продуктов», дальнейшее расширение географии присутствия, в том числе посредством новых продуктов, разработка которых ведется в соответствии с международными стандартами. Среди перспективных рынков – страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки, а также США, Европа, Австралия и Япония. В этом году мы вышли на рынок Турции с оригинальным российским препаратом Кортексин и будем и дальше активно продолжать развивать экспортное направление.

0