Сделано в России

Все регионы
РУС
header-content-image
победы россии

Путешествовать по России быстро и с комфортом: как за 20 лет изменились наши железные дороги и авиасообщение?

В 90-х обычное путешествие по нашей по-прежнему огромной стране из точки А в точку Б вдруг превратилось в настоящий квест. Не самый приятный. Привычный авиатранспорт стал практически недоступен — аэропорты закрывались десятками и сотнями, попав в частные руки и не имея финансирования. Самолёты, и так не новые, стремительно устаревали, а на пополнение парка хронически не хватало денег. Народ массово пересел на поезда. Железная дорога — единственное транспортное направление, которое осталось в руках государства. Но и тут всё не было ладно. Вечно переполненные старые, обшарпанные и тряские советские вагоны, давно требующие ремонта станции и ветшающие участки железнодорожного полотна превращали путешествие в тяжёлое испытание. О таком слове, как «комфорт», никто уже даже не думал. Но после практически десятилетия банального выживания отрасли пассажирских перевозок, это слово удалось вернуть в речь россиян. Огромные и комфортные аэропорты, новые вокзалы, высокоскоростные железные дороги и окончательно ушедшие в прошлое советские вагоны — вот настоящее отечественных пассажирских перевозок. А как к этому удалось прийти — расскажем тут.

90-е. Поездка по стране — тяжёлое испытание

Первое, что приходит в голову, если надо добраться из, допустим, Санкт-Петербурга в Томск — это, конечно же, полёт на самолёте. В СССР такое путешествие было вполне доступно для обычного жителя страны. Однако в 90-х, когда отрасль попала в безжалостные руки разномастных дельцов, такая возможность у людей практически пропала. Цены взлетели, а вот самолёты взлетать стали всё реже. Аэропорты закрывались один за другим. Если в начале перестройки их количество в стране приближалось к полутора тысячам, то к концу последнего десятилетия века едва превышало 500.

photo1

Да и часть оставшихся была в плачевном состоянии. Сильнее всего ударило по небольшим региональным и междугородним аэропортам и аэровокзалам — в рыночных условиях у них не осталось шансов на выживание. Кроме того самолёты, доставшиеся в наследство от Союза, устаревали, им на смену приходили такие же не новые зарубежные. Естественно, жители самой большой страны мира не могли остаться отрезанными от своей же территории. Спасением должна была стать железная дорога — отрасль, которая в отличии от остальных целиком осталась в ведении государства. Но в те бурные и тяжёлые времена досталось и ей. Финансирование в этот период было снижено в 10 раз! Нагрузка же выросла. Сил и средств ухаживать за подвижным составом и вокзалами просто не было. Результат — жуткого вида вагоны, морально и физически устаревшие, пропахшие табаком и туалетом. Локомотивы, что подходили к перронам, словно прямиком из прошлого. Обшарпанные вокзалы, залы ожидания в которых вечно заполнены «челноками», нагруженными клетчатыми сумками. При этом стоимость билетов выросла втрое. Но пришло новое время.

photo2

Новая власть — новые решения

С приходом новой власти пришли и перемены. И не в последнюю очередь в отношении инфраструктуры пассажирских перевозок, как ж/д, так и авиа. Началась реформа железнодорожного транспорта. В 2003 году появляется ОАО «РЖД» с задачей привести в порядок хозяйственную деятельность всей отрасли. В уставной капитал компании сразу было внесено 987 профильных предприятий.

photo1

На момент создания в инвентарном парке ОАО «РЖД» насчитывалось больше 6 тысяч грузовых электровозов, почти 9 тысяч грузовых тепловозов, около 500 тысяч грузовых и 20 тысяч пассажирских вагонов. Инфраструктура, в том числе вокзалы и станции, также оказались в ведении РЖД. А уже в 2008 году в стране принята стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

photo2
photo3

В сегменте пассажирских перевозок была создана Федеральная пассажирская компания и 25 пригородных перевозчиков. Началась модернизация, реконструкция и строительство новых вокзалов и станций.

В авиационной отрасли, несмотря на то что большинство аэропортов оказалось в частных руках, при поддержке государства удалось переломить ситуацию и также приступить к обновлению инфраструктуры.

Воздушные гавани. Создание и реконструкция

За последние 20 лет в России удалось буквально преобразить десятки аэропортов. Сделать их современными и комфортными. Первым в этой череде стал аэропорт Домодедово. Его реконструировали к 2003 году. Он был практически полностью перестроен, причём без прекращения деятельности.

В 2004 начали масштабную реконструкцию терминалов новосибирского аэропорта Толмачёво. Закончили работы в 2009-м.

В 2005 году стартовало строительство Терминала D международного аэропорта Шереметьево. К 2009-му терминал пропускной способностью 12 миллионов пассажиров в год был закончен. Новый терминал к 2012-му отстроили и для Внуково.

Реконструкции подвергли и аэропорты Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Сочи, Анапы, Владивостока, новые терминалы появились в Пулково.

photo1

Но всё это — приведение в порядок и модернизация уже существующей инфраструктуры. Были же и масштабные объекты, возведённые с ноля. И вот несколько примеров:

Аэропорт «Бованенково»

Этот аэропорт расположился в очень важном узле — на полуострове Ямал. Он открылся в 2012-м. Первый рейс был выполнен в том же году на самолёте Ту-154М.

photo2
Аэропорт «Ясный-Курильск»

Следующий появился в 2014 году на острове Итуруп в Сахалинской области. В этом же году он принял первый рейс, а в 2017-м — первый международный, из Японии. Построен в рамках федеральной программы развития Курильских островов.

photo3
Аэропорт «Сабетта»

Ещё один, но более крупный аэропорт на Ямале. Открылся в 2015 году для обеспечения перевозок проекта «Ямал СПГ».

photo4
Аэропорт «Платов»

А это – самый крупный из вновь построенных аэропорт в Ростовской области с терминалом площадью в 50 тысяч квадратных метров и 9-ю телетрапами. Открылся в 2017 году.

photo5
Аэропорт «Гагарин»

Этот аэропорт, названный в честь первого человека в космосе, открыли в Саратовской области в 2019 году. В проект в рамках государственно-частного партнёрства вложили более 20 миллиардов рублей.

photo6

И это — лишь малая часть от того количества новых аэровокзалов, которые появились в нашей стране за последние 20 лет

А в 2019 году в России начинает действовать национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры». По нему до 2024 года планируется построить или реконструировать 52 объекта по всей стране.

Связующая сеть. Развитие инфраструктуры железных дорог

Железную дорогу за прошедшие 20 лет тоже постигли глобальные изменения. Советские вагоны остались в прошлом. Как и неприятные запахи, и длительные санитарные зоны. Сейчас большинство пассажирских вагонов в России оборудовано кондиционерами и биотуалетами. Появились комфортабельные двухэтажные составы. При этом обновление вагонного парка продолжается. Например, к 2022 году Федеральная пассажирская компания подошла со следующими цифрами:

photo1

В 2023 году РЖД ожидают получения еще 880 новых пассажирских вагонов различного типа, 330 из них — для пригородных перевозок. До 2025 года холдинг планирует направить более 52 млрд рублей на обновление пассажирской инфраструктуры.

photo2

Обновлению подверглись сами пути. Теперь их и строят по-другому— из готовых комплектов, даже привычный стук колёс на стыках рельс уходит в прошлое. Такие пути позволяют развивать большую скорость, благодаря чему добираться в города нашей страны становится не только комфортнее, но и быстрее.

Первый пример скоростной магистрали — маршрут Москва-Санкт-Петербург, по которому ходит знаменитый «Сапсан». А по федеральному проекту «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» запланировано строительство первой высокоскоростной магистрали, которая свяжет 7 объектов: Санкт-Петербург, Обухово, Великий Новгород, Логовежь, Тверь, Крюково и Москву.

На междугородных маршрутах старые электрички сменили стремительные отечественные «Ласточки». Сейчас они обслуживают 148 городов.

photo3

В порядок привели и вокзалы по всей стране. Параллельно с обновлением и модернизацией идёт строительство новых станций.

0