header-content-image
победы россии

Качественные и доступные машины, уникальные беспилотники и электрокары: какой путь прошел наш автопром за 20 лет?

С распадом СССР под угрозой исчезновения оказалась и автомобильная отрасль в России: предприятия, расположенные в разных уголках Советского Союза, в 1990-е годы стали автономными, что привело к исчезновению полного цикла производства. Страна, которая еще совсем недавно заполняла внутренний и внешний рынки полностью отечественным автопромом, вынуждена была пересобирать целую отрасль заново. К глобальной проблеме добавились и другие — недостаточное финансирование, старение и недостаток высококвалифицированных кадров, износ оборудования: на стыке веков отрасль оказалась на грани коллапса. Уже к тому времени отечественные автомобили почти перестали экспортировать за пределы СНГ, однако упадок удалось преодолеть, и уже сейчас в России производят даже собственные электромобили нового поколения, которые вызывают гордость за отечественный автопром и уверенность в его устойчивом положении на мировом рынке. Но что происходило до этого? Мы расскажем.

1990-е годы. Распродажа имущества и едва не потерянная отрасль

С началом рыночных реформ в 1992 году автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 1990-х годов выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раза; автобусов большого класса — в 10 раз, легковых автомобилей — на треть. При распаде СССР России достался ряд предприятий советского автопрома. Часть из них не смогла пережить экономические трудности переходного периода и полностью прекратила существование, например, АМО ЗИЛ, СеАЗ. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы и дороговизны кредитных займов, а также чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР. Ситуацию усугубляло моральное старение и физический износ оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие ежегодно более чем по 150 тысяч востребованных недорогих легковых автомобилей.

photo1

Рынок постепенно сдавался иномаркам. В 1998 году в Россию ввезли 330 000 подержанных автомобилей. Потом из-за девальвации и кризиса был спад. А пик был достигнут в 2002 году — около 500 000 иномарок. Притом, что отечественные заводы производили чуть менее 1 миллиона автомобилей, получается, что на иностранный автохлам (впрочем, многие считали хламом как раз изделия российского автопрома) приходилось от четверти до трети рынка.

Нарастающая лавина иномарок грозила похоронить российский автопром. Первый звонок прозвенел в 2001 году — АЗЛК прекратил производство автомобилей. Впрочем, многие в то время такому сценарию только обрадовались бы. Мало кто верил, что в России можно собирать качественные автомобили. Не зря именно тогда родился анекдот про «АвтоВАЗ» как «проклятое место». Вскоре Серпуховский автозавод прекратил производство «Оки», а ГАЗ снял с конвейера классическую «Волгу».

photo2

При распаде СССР происходила хаотическая приватизация государственных предприятий. Чаще всего право собственности и контроль над приватизированными предприятиями получало руководство бывших советских заводов. Не было исключением и автомобилестроение. Хаос в приватизации привел к тому, что целые налаженные автомобильные заводы в ряде случаев либо переходили на местечковое производство, либо распродавались почти за бесценок. Но это был не конец, в отрасли неожиданно началась промышленная революция.

Возрождение отрасли

Ограничить давление на рынок импортных б/у автомобилей удалось к 2005 году, именно тогда правительство принимает судьбоносное решение — вводит понятие промышленной сборки. При этом снижались ввозные пошлины на компоненты для сборки автомобилей и вводился ряд других льгот, например право участия в государственных закупках. В течение следующих пяти лет в строй вступил почти десяток крупных построенных с нуля заводов с инвестициями в сотни миллионов долларов, обеспечивающих для крупнейших международных автомобилестроительных корпораций выполнение условий промышленной сборки, а также организована промсборка иномарок на многих уже существовавших заводах.

С того времени отечественный автопром значительно расширился, новые предприятия обеспечили стабильной высокооплачиваемой работой десятки тысяч людей, а наш внутренний рынок — недорогими машинами.

Господдержка спроса

Правительство России после переговоров о вступлении в ВТО в 2001 году снизило размер пошлин на импорт новых легковых автомобилей с 30% до 25%, а к 2019 году обязалась сократить их до 15%. Это резко снизило привлекательность локализации автосборки, и для решения образовавшейся проблемы в стране ввели утилизационный сбор. Его механизм выглядел следующим образом: производители и импортеры при продаже автомобиля отчисляли государству определенную сумму компенсации за будущую утилизацию автомобиля, а государство дотировало покупку нового авто российской сборки автовладельцу, утилизировавшему свой старый автомобиль. Таким образом удалось создать дополнительные преференции для локализованных производителей.

Помимо этого, в России и сейчас действует сразу несколько программ автокредитования, по которым государство гарантирует предоставление льгот.
photo1
photo2

Для поддержки спроса на автомобили у граждан президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить постоянный контроль за формированием цен на автомобили.

Российские программы поддержки спроса — льготный лизинг и автокредиты — возобновили свою работу летом 2022 года. На них было выделено 20,7 миллиарда рублей. В программах участвуют российские автопроизводители, китайский Haval и электромобили Evolute производства липецкого «Моторинвеста».

Признанные в мире большегрузы: от великих побед в спорте до беспилотных грузоперевозок

Одним из главных брендов автоспорта вот уже много лет остается «КАМАЗ-мастер», мировой гегемон в классе спортивных грузовиков. Это уникальная в своем роде, единственная заводская команда в мире, которая одержала множество побед, причем на собственных автомобилях.

В 2022 году по итогам очередного «Дакара» все четыре экипажа заняли первые четыре места в зачете грузовиков. При этом камазовские грузовики одержали победы на всех 12 этапах и в прологе гонки. Словом, лидерство безоговорочное. Сильнее в мире по-прежнему нет никого.

photo1Фото: kamazmaster.ru

В том же 2022 году в России разработали отечественный грузовик EVM Pro с электромотором. Аналогов у него в стране пока нет. За основу новинки взят автомобиль УАЗ «Профи», а из иностранных комплектующих в нем только аккумулятор. В феврале 2023 года производитель открыл предпродажи российских электрогрузовиков. Машина доступна в трех модификациях — промтоварный фургон, изотермический фургон и еврофургон.

photo2Фото: evm.eco

А 26 января 2023 года стало известно о том, что Министерство транспорта РФ согласовало выделение субсидий на грузоперевозки с использованием беспилотных автомобилей. В ведомстве рассчитывают, что тариф на 10% ниже среднерыночного будет привлекателен для грузоотправителей и простимулирует их использовать «высокоавтоматизированные транспортные средства». Российские беспилотные грузовики начнут в пилотном режиме пускать на федеральную трассу М-11. Оператором выступит подразделение «КамАЗ», которому выделят субсидии в размере 41,3 миллиона рублей. «КамАЗ» в рамках эксперимента ранее обещал вывести на М-11 в 2023 году пять «своих» беспилотных грузовиков, в 2024-м — до 50. Они будут следовать в общем потоке машин, а на начальном этапе в кабине будет находиться пилот-контролер. Однако вмешиваться он будет только при угрозе аварийной ситуации.

Отечественные «иномарки»

В современной России автопроизводители отказались от «квадратного» дизайна легковых автомобилей и внедорожников для граждан и стали смотреть более прогрессивно. Это привело к тому, что те, кто отказывался от отечественных машин из-за неброского внешнего вида, а не характеристик, стали чаще приобретать новые модели, среди которых выглядящие как «иномарки» LADA Vesta, LADA Granta, UAZ Patriot, LADA Niva Travel и многие другие.

Одной из новинок на российском рынке стал отечественный автомобиль Aurus в различных вариациях: Aurus Senat S600 — легковой автомобиль, который выглядит презентабельно и современно, для отделки четырехместного салона используются только высококачественные материалы. Разгон до 100 км/ч происходит за 6 секунд, а максимальная скорость — 250 километров в час; Aurus Komendant — полноприводный внедорожник представительского класса с роскошным салоном и впечатляющим дизайном для состоятельных граждан. Премьера авто состоялась в сентябре 2022 года. Это первый отечественный автомобиль с пневмоподвеской и широкими возможностями персонализации.

photo1Фото: aurusmotors.com
photo2
photo3
photo4

Электромобили

Первый отечественный электромобиль «е-Нева» анонсировали еще в 2021 году, уже в середине июля 2022 года состоялась его презентация. Судя по концепту, представленному во время презентации, длина электромобиля составит 4,5 метра. Пятидверный кроссовер получит 435-сильную двухмоторную установку, а также батарею емкостью до 90 кВт/ч, предполагаемый запас хода составит до 463 километров. Максимальная скорость машины составит 197 километров в час.

Тогда же стало известно о гибридных версиях электрокара с газовым двигателем, который сможет проехать без дозаправки 1 тысячи километров. Более продвинутый подзаряжаемый гибрид оснастят аккумулятором емкостью 70 кВт ч, что позволит ему проехать без подзарядки до 810 километров. Заявленное время разгона до 100 километров в час составляет 8,5 секунды, а максимальная скорость — 180 километров в час. В продажу он поступил в октябре 2022 года.

Продажи другого электромобиля — «Москвич 3Е» — стартовали в России 26 декабря 2022 года. Кроссовер получил электрическую силовую установку мощностью 68 лошадиных сил.
photo1
photo2

Российский автопром за последние два десятилетия сделал гигантский шаг вперед, преодолев кризис и сумев выйти на мировые рынки с передовыми и, что важно, отечественными продуктами. Производство автомобилей в России из архаичного превратилось в гордость страны — в отрасль, с уверенностью смотрящую в будущее.

0