Как Россия возродила автомобилестроение и обеспечивает технологический суверенитет отрасли
От вызова к вызову
С конца 1950-х до 1970-х годов в СССР быстрыми темпами росло количество новых автомобильных заводов. Причем до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения. Массовая автомобилизация населения СССР началась со строительством в 1966—1970 годах Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развертыванием выпуска на его мощностях легковых автомобилей марок «Жигули» и «Нива». С нуля появилось достаточно крупное производство легковых автомобилей ИжАвто, выпускавшее преимущественно Иж-412.

С середины 70-х годов в стране запустили крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ, а к 1980-м годам советское автомобилестроение добилось очевидных успехов: по общему производству СССР занял пятое место в мире (уступая только Японии, США, ФРГ и Франции), по производству грузовиков — третье место, по производству автобусов — первое. Однако производство легковых автомобилей начало стагнировать.
С развалом Советского Союза отрасль практически сразу столкнулась с жесточайшим кризисом: производства оказались разбросаны по разным постсоветским республикам; рынок, ставший беззащитным от внешней экспансии, сдавался подержанным иномаркам. К примеру, только в одном 1998 году в Россию ввезли 330 000 таких автомобилей.
Ситуация продлилась вплоть до начала 2000-х годов, к этому времени отечественные производители оказались на грани закрытия заводов, однако в ситуацию вмешался президент страны Владимир Путин. Глава государства поставил задачу защитить и обеспечить рынок своими качественными машинами. Летом 2002 года правительство сообщило о подписании концепции развития автомобильной промышленности. Помимо защитных мер документ содержал и обязательства для автопроизводителей. Так, в нем впервые было прописано, что к 2008 году вся продукция российского автопрома должна соответствовать нормам стандарта «Евро-4».
Созданные государством условия позволили привлечь к середине «нулевых» в страну иностранные инвестиции и технологии при соблюдении обязательного условия локализации производства. Что в конечном счете дало мощный толчок для развития собственной промышленности и выпуска автомобилей, а также обеспечило создание новых рабочих мест.
Как росла автомобилизация в России

Несмотря на увеличение доли автовладельцев и помощь государства, к концу «нулевых» российский автопром столкнулся с очередным вызовом. Глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов привел к сокращению вдвое объемов продаж автомобилей, заводы-производители оказались недозагружеными, положение дел грозило массовыми сокращениями работников. Однако своевременное вмешательство правительства и меры государственной поддержки позволили уже к 2010 году восстановить рынок, а в 2012 году и вовсе выйти на рекордные показатели.
С новым кризисом автопром столкнулся в 2022 году, когда Россию из-за санкций покинули многие западные компании, а ряд чувствительных технологий в силу искусственно разорванных связей оказался физически недоступным. Однако беспрецедентное западное давление дало обратный эффект: быстрая перестройка производственных и логистических цепочек, а также налаживание выпуска собственных компонентов позволили не просто выдержать удар, но и дали мощный импульс для ускорения процессов импортозамещения и качественно нового развития отрасли.
Сейчас особенно важно сформировать стратегические подходы к развитию отрасли, задать долгосрочный, долговременный вектор технологических и производственных изменений, в основе которых — потребности граждан в качественных и доступных автомобилях, запросы экономики, бизнеса, городского и муниципального хозяйства в части автотехники, включая дорожную, строительную и коммунальную технику. Также необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета России. Конечно, это не означает, что абсолютно все производственные процессы в автопроме должны проходить именно у нас, в нашей стране. Но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть, конечно же, российскими.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Несмотря на все трудности, вызванные санкциями, в настоящее время в России активно развивается собственная компонентная база. К примеру, «КАМАЗ» успешно импортозаместил более 2 тысяч комплектующих. Основной программой поддержки автокомпонентных производств в России на сегодня являются льготные займы Фонда развития промышленности Минпромторга. Они выдаются под отраслевые инвестпроекты на срок до пяти лет по ставке 3-5% годовых. Согласно утвержденной стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года в стране в том числе будут производить двигатели, коробки передач, системы тормозов и подушки безопасности.
С июня 2022-го после падения в первом полугодии начало расти производство, а уже в следующем — работу российского автопрома удалось стабилизировать. Так, в 2023 году объемы производства АвтоВАЗа стали рекордными за 10 лет, а по доле автомобилей LADA на российском рынке предприятие побило 20-летний рекорд.

По итогам 2024 года автозаводы превысят планку в 900 тысяч выпущенных автомобилей всех сегментов, что улучшит этот показатель на 24% по сравнению с результатами прошлого года. А к 2030 году долю российских автомобилей на внутреннем рынке планируется увеличить до 80%.
Хочу подчеркнуть, что те, кто думал, что у нас все рухнет — они, думаю, разочарованы. Ничего не рухнуло.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
От признанных в мире грузовых автомобилей до электрокаров
Российский автопром производит не только легковушки, но и современные грузовые автомобили. Одним из главных брендов автоспорта вот уже много лет остается «КАМАЗ-мастер», мировой гегемон в классе спортивных грузовиков. Это уникальная в своем роде, единственная заводская команда в мире, которая одержала множество побед на собственных автомобилях.

В 2022 году по итогам очередного «Дакара» все четыре экипажа заняли первые четыре места в зачете грузовиков. При этом камазовские грузовики одержали победы на всех 12 этапах и в прологе гонки. Словом, лидерство безоговорочное. Сильнее в мире по-прежнему нет никого.
В том же 2022 году в России разработали отечественный грузовик EVM Pro с электромотором. Аналогов у него в стране пока нет. За основу новинки взят автомобиль УАЗ «Профи».
26 января 2023 года стало известно о том, что Министерство транспорта РФ согласовало выделение субсидий на грузоперевозки с использованием беспилотных автомобилей. В ведомстве рассчитывают, что тариф на 10% ниже среднерыночного будет привлекателен для грузоотправителей и простимулирует их использовать «высокоавтоматизированные транспортные средства». В этом же году на трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург стартовали беспилотные коммерческие грузоперевозки. На дороги вышли магистральные тягачи «КАМАЗ-5490», импортозамещенные на 70%, с системой уровня автономности 3+.

В июне прошлого года мы начали беспилотные грузоперевозки между двумя столицами. На маршрут вышли автономные тягачи. Сначала на трассе работало три автомобиля, а за год их число увеличилось до 22. Они проехали более 3 миллионов километров и перевезли свыше 330 тысяч кубометров груза. К концу года автопарк вырастет до 43 машин, а в следующем году составит уже 93 автомобиля.
Виталий Савельев
Заместитель председателя правительства РФ
Беспилотники проехали без аварий более 3 миллионов километров за полтора года, что позволило перейти к следующему этапу — водитель теперь может занять пассажирское место.
Роман Старовойт
Министр транспорта России
В 2021 году был анонсирован отечественный электромобиль «е-Нева», уже в середине июля 2022 года состоялась его презентация. Судя по концепту, представленному во время презентации, длина электромобиля составит 4,5 метра. Пятидверный кроссовер получит 435-сильную двухмоторную установку, а также батарею емкостью до 90 кВт/ч, предполагаемый запас хода составит до 463 километров. Максимальная скорость машины — 197 километров в час.
Тогда же стало известно о гибридных версиях электрокара с газовым двигателем, который сможет проехать без дозаправки 1 тысячу километров. Более продвинутый подзаряжаемый гибрид оснастят аккумулятором емкостью 70 кВт/ч, что позволит ему проехать без подзарядки до 810 километров. Заявленное время разгона до 100 километров в час составляет 8,5 секунды, а максимальная скорость — 180 километров в час.
Другой автомобиль — «Москвич 3Е» — получил электрическую силовую установку мощностью 68 лошадиных сил.
Кроме того, в России разработали электромобиль «Атом». Он оснащен телематической системой, позволяющей отслеживать местоположение и состояние электромобиля, а также удаленно обновлять его электронные компоненты. В базовой версии включен обширный набор ассистентов ADAS, среди которых адаптивный круиз-контроль, автоматический парковщик, мониторинг разметки и помех. «Мозг» электромобиля будет заведовать всеми системами авто: развлечениями, проекционным экраном, системами помощи водителю и многим другим. Электромобиль получил штатные бортовые компьютеры отечественного производства, внутри которых установлена система распознавания лиц на основе искусственного интеллекта.

Система станет первой подобной разработкой с применением ИИ для автомобилей. Решение повысит уровень безопасности и позволит машине подстраиваться под конкретного члена семьи, который находится за рулем. При этом ИИ может отличить живого человека от силиконовой маски, фотографии и изображения на планшете.
Наш ответ Роллс-Ройсу и LADA для госслужащих
Одной из громких новинок на российском рынке стал отечественный автомобиль Aurus в различных вариациях: Aurus Senat S600 — легковой автомобиль, который выглядит презентабельно и современно, для отделки четырехместного салона используются только высококачественные материалы. Разгон до 100 км/ч происходит за 6 секунд, а максимальная скорость — 250 километров в час; Aurus Komendant — полноприводный внедорожник представительского класса с роскошным салоном и впечатляющим дизайном. Премьера авто состоялась в сентябре 2022 года.
Aurus Senat является основным служебным автомобилем президента России. Кроме того, его предпочитают и лидеры некоторых других государств.

В октябре 2024 года в России запустили серийное производство «бизнес-седана» Lada Aura, который оснащен 122-сильным двигателем объемом 1,8 литра и автоматической коробкой передач.

Идея сделать российскую машину для госслужащих витала не один год, но до недавнего времени заметного успеха на этом поприще никому достичь не удавалось. Ситуация поменялась в 2023 году, когда президент Владимир Путин заявил о необходимости пересадить чиновников на отечественные авто.
Министерства, ведомства, управление делами обратились с просьбой продолжить закупки, сделать упор, по сути, на автомобили иностранного производства, продолжить такую практику. Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
В ноябре 2024 года АвтоВАЗ начал поставки LADA Aura государственным и корпоративным заказчикам, а также в дилерские центры.