Модернизация Транссиба и БАМа: как Россия реализует экономический мегапроект и объединяет Евразию?

Транссиб и БАМ: время больших строек

Транссибирская железная дорога
Первой по-настоящему большой железнодорожной стройкой в нашей стране стало возведение Транссибирской магистрали. Работы над проектом начались еще в 1891 году и продлились до 1916 года. Их предпосылкой стало то, что на стыке веков обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались оторванными от европейской части Российской империи.
Это была невероятная по масштабам стройка — протяженность магистрали составила около 7 тысяч километров. Результатом стала возможность впервые в истории Евразии следовать поездом без паромных переправ от берегов Атлантического океана до Тихого океана. Транссиб соединяет европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу, с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию — с другой. В советские времена железную дорогу продолжали модернизировать, а в 2002 году на ней завершилась полная электрификация.

С учетом реконструкций и модернизации фактическая протяженность Транссибирской магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 километра, и по этому показателю она является самой длинной на планете. Транссиб проходит по территории двух частей света. На Европу приходится около 19% длины, на Азию — около 81%.
В настоящее время Транссибирская магистраль — мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информатизации и связи.

Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ. По нему перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.
Байкало-Амурская магистраль
Еще одной масштабной стройкой стало возведение Байкало-Амурской магистрали — железной дороги в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второго магистрального железнодорожного выхода России к Тихому океану. Годом рождения БАМа считается 1974-й. Тогда началась активная прокладка магистрали сразу по многим направлениям силами комсомольских строительных «десантов» и частями Железнодорожных войск СССР. А за всю историю строительства в нем участвовали свыше 2 млн человек. Общая протяженность железной дороги — 4 300 км.


В январе 1984 года в Москву на Ярославский вокзал точно по расписанию прибыл первый поезд, сформированный в Тынде. Только за 1978-1990 годы по БАМу перевезли 279 миллионов тонн грузов, в том числе 112,7 миллиона тонн угля, 65,4 миллиона тонн леса, а также 33 миллиона пассажиров.

Путь на Восток в наши дни
К 2012 году провозная способность БАМа и Транссиба достигала 77,2 миллиона тонн в год. А уже в 2014-2024 годах она выросла до 180 миллионов тонн ежегодно. В течение ближайших восьми лет мощность планируют нарастить еще на 50%. К 2032 году она составит рекордные 270 миллионов тонн в год.



Такие требования важны и для ритмичной работы транспортного коридора «Север – Юг», который свяжет Россию со странами Ближнего Востока и Азии. Его основой станут не только автомобильные маршруты, но и бесшовное железнодорожное сообщение на всем протяжении от наших портов на Балтике и Баренцевом море до побережья Персидского залива и Индийского океана. Также будем наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, что позволит активно использовать портовые мощности Азовского и Чёрного морей. Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Проект больше, чем в СССР
На следующем этапе развития Восточного полигона железных дорог, который запущен в 2024 году, ключевой приоритет России — это дальнейшее развитие БАМа. По своему масштабу и амбициозности это настоящий инфраструктурный мегапроект.
Расширение Восточного полигона создаст новые возможности для промышленных предприятий. Особенно в добывающих и обрабатывающих секторах. Поможет также нарастить грузопоток и сократить общее время в пути. Увеличатся объемы заказов, появятся новые рабочие места. Будут благоустроены территории вдоль магистралей. Что повысит качество жизни людей в Сибири и на Дальнем Востоке.
Михаил Мишустин
Премьер-министр РФ
На Восточном полигоне железных дорог планируется ввести в строй еще свыше 300 объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и мост через Амур. Предстоит проложить сплошные двойные пути и полностью электрифицировать БАМ. Третий этап модернизации продлится до 2035 года, объем финансирования составит впечатляющие 3,7 триллиона рублей.


Сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного, инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР, причем с огромным напряжением сил.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации