header-content-image
Национальные цели

Модернизация Транссиба и БАМа: как Россия реализует экономический мегапроект и объединяет Евразию?

Огромные территории России с их природными ресурсами — не только источник национальных богатств и залог успешного будущего страны, но и невероятный логистический вызов. Чтобы связать воедино различные уголки государства, в нем строили и продолжают строить железные дороги, впечатляющие своими технологическими решениями и протяженностью. Колоссальные Транссиб и БАМ, созданные еще в царские и советские времена, стали инженерным и строительным чудом своего времени. Но и в наши дни развитие Восточного полигона железных дорог России ведется не в меньшем, а во многом и еще большем масштабе. Как в России начинали прокладывать путь на Восток, какие успехи уже достигнуты и что ждет стратегическую отрасль в ближайшие годы — читайте в нашем материале.
1

Транссиб и БАМ: время больших строек

photo1
Транссибирская железная дорога

Первой по-настоящему большой железнодорожной стройкой в нашей стране стало возведение Транссибирской магистрали. Работы над проектом начались еще в 1891 году и продлились до 1916 года. Их предпосылкой стало то, что на стыке веков обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались оторванными от европейской части Российской империи.

Это была невероятная по масштабам стройка — протяженность магистрали составила около 7 тысяч километров. Результатом стала возможность впервые в истории Евразии следовать поездом без паромных переправ от берегов Атлантического океана до Тихого океана. Транссиб соединяет европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу, с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию — с другой. В советские времена железную дорогу продолжали модернизировать, а в 2002 году на ней завершилась полная электрификация.

photo2

С учетом реконструкций и модернизации фактическая протяженность Транссибирской магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 километра, и по этому показателю она является самой длинной на планете. Транссиб проходит по территории двух частей света. На Европу приходится около 19% длины, на Азию — около 81%.

В настоящее время Транссибирская магистраль — мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, оборудованная современными средствами информатизации и связи.

photo3

Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ. По нему перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.


Байкало-Амурская магистраль

Еще одной масштабной стройкой стало возведение Байкало-Амурской магистрали — железной дороги в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второго магистрального железнодорожного выхода России к Тихому океану. Годом рождения БАМа считается 1974-й. Тогда началась активная прокладка магистрали сразу по многим направлениям силами комсомольских строительных «десантов» и частями Железнодорожных войск СССР. А за всю историю строительства в нем участвовали свыше 2 млн человек. Общая протяженность железной дороги — 4 300 км.

photo4
photo5

В январе 1984 года в Москву на Ярославский вокзал точно по расписанию прибыл первый поезд, сформированный в Тынде. Только за 1978-1990 годы по БАМу перевезли 279 миллионов тонн грузов, в том числе 112,7 миллиона тонн угля, 65,4 миллиона тонн леса, а также 33 миллиона пассажиров.

photo6

Путь на Восток в наши дни

К 2012 году провозная способность БАМа и Транссиба достигала 77,2 миллиона тонн в год. А уже в 2014-2024 годах она выросла до 180 миллионов тонн ежегодно. В течение ближайших восьми лет мощность планируют нарастить еще на 50%. К 2032 году она составит рекордные 270 миллионов тонн в год.

photo1
photo2
photo3

Проект больше, чем в СССР

На следующем этапе развития Восточного полигона железных дорог, который запущен в 2024 году, ключевой приоритет России — это дальнейшее развитие БАМа. По своему масштабу и амбициозности это настоящий инфраструктурный мегапроект.

На Восточном полигоне железных дорог планируется ввести в строй еще свыше 300 объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и мост через Амур. Предстоит проложить сплошные двойные пути и полностью электрифицировать БАМ. Третий этап модернизации продлится до 2035 года, объем финансирования составит впечатляющие 3,7 триллиона рублей.

photo1
photo2
0