Новые «Суперджеты», МС-21, Ту-214 и другие отечественные самолеты: как Россия возрождает производство всех видов воздушных судов?
Разрушительные реформы
В самом начале 90-х новые власти принимают решение всю авиаотрасль перевести на коммерческие рельсы. И решение это становится роковым. К такому переходу отрасль оказывается просто не готова. И начинает стремительно разрушаться. Простой план, по которому в условиях рынка должна была развиваться конкуренция между компаниями различных форм собственности, рухнул на начальной стадии. Если до 1992 года производство гражданских самолётов составляло порядка 70-80 судов год, то сразу за этим их количество стало стремительно падать. В итоге в 1996-м, например, произвели всего 5.
И такая тенденция неудивительна. Мало того, что совершенно не была подготовлена законодательная база, так страна еще и осталась без многих предприятий отрасли. После распада СССР они оказались за рубежом.
И выше — лишь крупные предприятия. Те же, что остались, испытывали постоянный финансовый «голод» — финансирование практически прекратилось. В итоге предприятия-изготовители авиационной техники и комплектующих стали прекращать поставки своей продукции. Из-за отсутствия авиадвигателей и запасных частей ежемесячно простаивало более сотни отечественных магистральных самолетов. Те разработки, что появились на стыке десятилетий, предназначенные заменить устаревшие советские суда, были заброшены. А народившиеся на теле павшего гиганта «Аэрофлота» новые авиакомпании предпочитали закупать доступные б\у самолёты из Европы или Китая. Перелёты стали недоступны большинству простых граждан.
Мы хорошо помним все, как в 1990 году «Аэрофлот» перевёз 139 миллионов пассажиров и по этому показателю был занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Потом наша страна распалась, соответственно, и «Аэрофлот» на 400 мелких компаний. Уже в 1994 году «Аэрофлот» перевозил всего три миллиона пассажиров в год, а в целом все оставшиеся компании — 33 миллиона.
Виталий Савельев
Министр транспорта России
Гражданские авиационные конструкторские бюро в новых условиях потеряли способность к выживанию. Например, знаменитое КБ Туполева к 1997 году из-за долгов начало распродавать здания и оборудование. К концу десятилетия осталось лишь 10-20% от первоначального числа отечественных авиапредприятий. К началу 21 века в работоспособном состоянии осталось всего три крупных завода, ещё способные на серийный выпуск самолётов: Воронежский, Ульяновский и Казанский. Усугубляли ситуацию отток кадров, падение уровня образования.
Набор высоты
Переломным стало появление в России «Объединённой авиастроительной корпорации» (ОАК). Она была создана указом Президента страны Владимира Путина в 2006 году. Её задачей стал сбор разрозненных активов под одним «флагом». В состав тогда вошли основные разработчики и производители авиационной техники, а к 2010-му ОАК собрала порядка 80% всех авиационных активов России.
К тому моменту некоторые разработки уже входят в завершающую стадию. Речь, например, о создании нового регионального авиалайнера «Сухой Суперджет – 100». В 2011 году первый самолёт был передан армянской авиакомпании «Армавиа». Сейчас только в России используется 168 таких лайнеров. Всего же за столь короткий период их произвели 213 штук.
Создаём отечественное
В развитии отечественного авиапрома, который и так набирал обороты, как это ни странно, помогли антироссийские санкции. Значительно выросла поддержка государства и мотивация производителей. Начала своё действие Государственная программа «Развитие авиационной промышленности» с подпрограммой №1 «Самолётостроение».
Это, конечно, шанс для производителей авиационной техники, — конечно, с обеспечением высокого уровня качества, надежности и экономической эффективности нашей техники. Это важно и для российских авиакомпаний, в том числе частных, чтобы они развивались как динамичный, прибыльный бизнес, и, конечно, для пассажиров, чтобы у них была возможность купить авиабилет по доступной цене, а уровень безопасности, комфорта, сервиса отвечал бы самым современным стандартам. Говорю сейчас не только о межрегиональных рейсах, но и о развитии малой авиации, сообщении с труднодоступными, отдаленными территориями.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
В нашей стране начали набирать обороты масштабные программы по обеспечению импортозамещения. Эта задача прописана в Федеральном законе «О государственном регулировании развития авиации». Самые масштабные разработки – далее.
SSJ-NEW
Это новая версия «Сухой Суперджет — 100». Главное отличие — максимальное импортозамещение зарубежных комплектующих. В том числе двигателя — в этом самолёте иностранную силовую установку заменит отечественный ПД-8. Первый полёт с ним состоится в первом квартале 2024 года. Также проходит и цикл наземных испытаний в Центральном аэрогидродинамическом институте.
Востребованность «Суперджета» обусловлена гармоничным для авиационного рынка сочетанием характеристик. Например, SSJ-100 по вместимости относится к региональным самолетам, но по дальности превосходит большинство машин этого класса. По экономическим характеристикам «Суперджет» не уступает лучшим зарубежным аналогам и наиболее адаптирован к внутреннему рынку.
Мы рассчитываем на своевременную выдачу промышленностью, что называется, на-гора: и МС-21, и «Сухой Суперджет» —полностью на отечественной базе, Ил-114, Ту-214, лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал», а также вертолёты Ка‑62, Ми-38 и «Ансат».
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
МС-21
Здесь речь пойдёт о еще одной новинке отечественного авиапрома, в которой также используется минимум импортных комплектующих. Отечественный среднемагистральный пассажирский самолет. Он ориентирован на наиболее востребованный и в России, и в мире сегмент рынка пассажирских перевозок. Вместимость самолета в различных компоновках — от 163 до 211 пассажиров.
Авиасудно уже проходит интенсивные сертификационные испытания с новым российским двигателем ПД-14, совершая до четырех полетов в неделю. За 2023 год совершено 114 полётов общей продолжительностью 365 часов 13 минут. Параллельно для авиалайнера разрабатывают остальные отечественные компоненты. К серийному выпуску самолёта планируют приступить также в 2024 году.
Ил-96-400М
Дальнемагистральный самолёт, основой которому послужил легендарный Ил-96 — он до сих пор считается самым безопасным авиасудном в мире, ни один из этих гигантов не потерпел катастрофы. На его же основе сделан «Борт №1» — самолёт Президента России. А «400М» говорят о том, что судно действительно новое. Отличий много, и не только в применении современной авионики, но и в размерах — новая модель длиннее предшественника на 9 метров, у нее больше площадь крыла и на 18 тонн увеличена максимальная полезная нагрузка.
Ил-96-400М создается в кооперации с ведущими российскими разработчиками систем и оборудования, наиболее значительный объем комплектующих поставляется предприятиями Госкорпорации Ростех. Первый полёт лайнера уже состоялся в ноябре 2023 года. Теперь ему предстоит целая серия испытаний.
Ту-214
Это модель, созданная ПАО «Туполев», производится на Казанском авиационном заводе имени Горбунова. После введения санкций, было принято решение развернуть дополнительное производство. Ту-214 — современные эффективные магистральные узкофюзеляжные двухдвигательные самолеты с высокой топливной экономичностью и уровнем комфорта. Пассажирские Ту-214 и их двигатели сертифицированы Международным авиационным комитетом, на 100 процентов соответствуют международным требованиям по шуму и выбросу вредных веществ в атмосферу.
С 2026 года «Ростех» намерен начать испытания версии самолета с кабиной для двух членов экипажа. Эти лайнеры будут рассчитаны на 170-175 пассажиров.
Ил-114-300
Ил-114-300 полностью сконструирован из российских комплектующих. Самолет оснащается системами и оборудованием ведущих российских разработчиков.
Специально для северных регионов, где часто перевозятся большие объемы багажа, самолет может выпускаться с меньшим количеством пассажирских мест и с увеличенными багажными отсеками. В салоне можно установить медицинские модули, чтобы задействовать судно при оказании помощи людям или в санитарной авиации. Комплектующие самолета выдерживают температуру от -50 до +50 °C. Он также сможет приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы, работать на аэродромах со слабой инфраструктурой, обладает высоким уровнем автономности.
Самолёт прост в эксплуатации, его характеристики дадут возможность использовать машину, в том числе, с грунтовых полос, при этом лайнер экономичен — расход топлива составит до 500 кг/ч. Сегодня мы собираем второй опытный экземпляр самолета, который получит обновленный планер. Планируется, что машина присоединится к летным испытаниям уже в этом году, что ускорит вывод Ил-114-300 на рынок.
Олег Евтушенко
Исполнительный директор Госкорпорации Ростех
Планы на будущее
К 2030 году в России планируется произвести порядка 600 собственных гражданских самолётов различных типов. В частности, отечественным авиаперевозчикам планируется передать 142 самолета SSJ-New, 270 лайнеров МС-21-310, 70 самолетов Ил-114-300, 115 машин Ту-214 и 12 самолетов Ил-96-300. Правительство утвердило комплексную программу по расширению производства воздушных судов, двигателей, приборов и соответствующих агрегатов. По ней до 2030 года намерены израсходовать более 1 триллиона рублей, 283 миллиарда из них — из Фонда национального благосостояния. В правительстве подчеркнули, что это решение направлено на выполнение поставленных Президентом Владимиром Путиным задач по развитию авиационной отрасли и наращиванию выпуска гражданских самолетов. В частности, господдержка данного проекта даст возможность расширить производство отечественной авиатехники, обеспечить транспортную независимость страны и создать полноценную систему послепродажного обслуживания самолетов
Так что, работать нужно. Возможности для реализации всех наших планов имеются. Повторю еще раз, надеюсь, что все эти планы будут реализованы. Будет на чём летать и специалистам, летчикам, и будет на чем летать пассажирам. Конечно, речь еще и о малой авиации для региональных рейсов.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации