header-content-image
победы россии

Новые «Суперджеты», МС-21, Ту-214 и другие отечественные самолеты: как Россия возрождает производство всех видов воздушных судов?

1990-е годы стартовали с тотального развала экономики вследствие непродуманных реформ. Сильнейший удар пришёлся и по гражданскому авиастроению. В один миг производственные мощности, выпускающие комплектующие, двигатели, электронику, оказались в чужих странах. А крупнейшее авиапредприятие — «Аэрофлот», в угоду все тем же реформам раздробили на малые компании. Авиаперевозчики предпочитали закупать иностранные самолёты, в основном те, что уже успели намотать тысячи километров в воздушном пространстве других стран. Отечественные же самолёты стали непомерно дорогими, от них попросту отказывались. В упадок пришли и оставшиеся в России производственные предприятия. Однако продолжалось это недолго — всё изменилось с наступлением XXI века. Сейчас наша страна вновь производит все виды воздушных судов. Как удалось переломить ситуацию и что нас ждёт дальше?

Разрушительные реформы

В самом начале 90-х новые власти принимают решение всю авиаотрасль перевести на коммерческие рельсы. И решение это становится роковым. К такому переходу отрасль оказывается просто не готова. И начинает стремительно разрушаться. Простой план, по которому в условиях рынка должна была развиваться конкуренция между компаниями различных форм собственности, рухнул на начальной стадии. Если до 1992 года производство гражданских самолётов составляло порядка 70-80 судов год, то сразу за этим их количество стало стремительно падать. В итоге в 1996-м, например, произвели всего 5.

photo1
photo2

И такая тенденция неудивительна. Мало того, что совершенно не была подготовлена законодательная база, так страна еще и осталась без многих предприятий отрасли. После распада СССР они оказались за рубежом.

photo3
photo4

И выше — лишь крупные предприятия. Те же, что остались, испытывали постоянный финансовый «голод» — финансирование практически прекратилось. В итоге предприятия-изготовители авиационной техники и комплектующих стали прекращать поставки своей продукции. Из-за отсутствия авиадвигателей и запасных частей ежемесячно простаивало более сотни отечественных магистральных самолетов. Те разработки, что появились на стыке десятилетий, предназначенные заменить устаревшие советские суда, были заброшены. А народившиеся на теле павшего гиганта «Аэрофлота» новые авиакомпании предпочитали закупать доступные б\у самолёты из Европы или Китая. Перелёты стали недоступны большинству простых граждан.

Гражданские авиационные конструкторские бюро в новых условиях потеряли способность к выживанию. Например, знаменитое КБ Туполева к 1997 году из-за долгов начало распродавать здания и оборудование. К концу десятилетия осталось лишь 10-20% от первоначального числа отечественных авиапредприятий. К началу 21 века в работоспособном состоянии осталось всего три крупных завода, ещё способные на серийный выпуск самолётов: Воронежский, Ульяновский и Казанский. Усугубляли ситуацию отток кадров, падение уровня образования.

Набор высоты

Переломным стало появление в России «Объединённой авиастроительной корпорации» (ОАК). Она была создана указом Президента страны Владимира Путина в 2006 году. Её задачей стал сбор разрозненных активов под одним «флагом». В состав тогда вошли основные разработчики и производители авиационной техники, а к 2010-му ОАК собрала порядка 80% всех авиационных активов России.

photo1
photo2

К тому моменту некоторые разработки уже входят в завершающую стадию. Речь, например, о создании нового регионального авиалайнера «Сухой Суперджет – 100». В 2011 году первый самолёт был передан армянской авиакомпании «Армавиа». Сейчас только в России используется 168 таких лайнеров. Всего же за столь короткий период их произвели 213 штук.

photo3

Создаём отечественное

В развитии отечественного авиапрома, который и так набирал обороты, как это ни странно, помогли антироссийские санкции. Значительно выросла поддержка государства и мотивация производителей. Начала своё действие Государственная программа «Развитие авиационной промышленности» с подпрограммой №1 «Самолётостроение».

photo1

В нашей стране начали набирать обороты масштабные программы по обеспечению импортозамещения. Эта задача прописана в Федеральном законе «О государственном регулировании развития авиации». Самые масштабные разработки – далее.

SSJ-NEW

Это новая версия «Сухой Суперджет — 100». Главное отличие — максимальное импортозамещение зарубежных комплектующих. В том числе двигателя — в этом самолёте иностранную силовую установку заменит отечественный ПД-8. Первый полёт с ним состоится в первом квартале 2024 года. Также проходит и цикл наземных испытаний в Центральном аэрогидродинамическом институте.

Востребованность «Суперджета» обусловлена гармоничным для авиационного рынка сочетанием характеристик. Например, SSJ-100 по вместимости относится к региональным самолетам, но по дальности превосходит большинство машин этого класса. По экономическим характеристикам «Суперджет» не уступает лучшим зарубежным аналогам и наиболее адаптирован к внутреннему рынку.

photo1
По словам главы Минпромторга России Дениса Мантурова, запустить серийное производство импортозамещенного «Суперджета» планируется уже в 2024 году.
МС-21

Здесь речь пойдёт о еще одной новинке отечественного авиапрома, в которой также используется минимум импортных комплектующих. Отечественный среднемагистральный пассажирский самолет. Он ориентирован на наиболее востребованный и в России, и в мире сегмент рынка пассажирских перевозок. Вместимость самолета в различных компоновках — от 163 до 211 пассажиров.

photo2

Авиасудно уже проходит интенсивные сертификационные испытания с новым российским двигателем ПД-14, совершая до четырех полетов в неделю. За 2023 год совершено 114 полётов общей продолжительностью 365 часов 13 минут. Параллельно для авиалайнера разрабатывают остальные отечественные компоненты. К серийному выпуску самолёта планируют приступить также в 2024 году.

Ил-96-400М

Дальнемагистральный самолёт, основой которому послужил легендарный Ил-96 — он до сих пор считается самым безопасным авиасудном в мире, ни один из этих гигантов не потерпел катастрофы. На его же основе сделан «Борт №1» — самолёт Президента России. А «400М» говорят о том, что судно действительно новое. Отличий много, и не только в применении современной авионики, но и в размерах — новая модель длиннее предшественника на 9 метров, у нее больше площадь крыла и на 18 тонн увеличена максимальная полезная нагрузка.

photo3

Ил-96-400М создается в кооперации с ведущими российскими разработчиками систем и оборудования, наиболее значительный объем комплектующих поставляется предприятиями Госкорпорации Ростех. Первый полёт лайнера уже состоялся в ноябре 2023 года. Теперь ему предстоит целая серия испытаний.

Ту-214

Это модель, созданная ПАО «Туполев», производится на Казанском авиационном заводе имени Горбунова. После введения санкций, было принято решение развернуть дополнительное производство. Ту-214 — современные эффективные магистральные узкофюзеляжные двухдвигательные самолеты с высокой топливной экономичностью и уровнем комфорта. Пассажирские Ту-214 и их двигатели сертифицированы Международным авиационным комитетом, на 100 процентов соответствуют международным требованиям по шуму и выбросу вредных веществ в атмосферу.

photo4

С 2026 года «Ростех» намерен начать испытания версии самолета с кабиной для двух членов экипажа. Эти лайнеры будут рассчитаны на 170-175 пассажиров.

Ил-114-300
photo5Фото: РОСТЕХ

Ил-114-300 полностью сконструирован из российских комплектующих. Самолет оснащается системами и оборудованием ведущих российских разработчиков.

Специально для северных регионов, где часто перевозятся большие объемы багажа, самолет может выпускаться с меньшим количеством пассажирских мест и с увеличенными багажными отсеками. В салоне можно установить медицинские модули, чтобы задействовать судно при оказании помощи людям или в санитарной авиации. Комплектующие самолета выдерживают температуру от -50 до +50 °C. Он также сможет приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы, работать на аэродромах со слабой инфраструктурой, обладает высоким уровнем автономности.

Планы на будущее

К 2030 году в России планируется произвести порядка 600 собственных гражданских самолётов различных типов. В частности, отечественным авиаперевозчикам планируется передать 142 самолета SSJ-New, 270 лайнеров МС-21-310, 70 самолетов Ил-114-300, 115 машин Ту-214 и 12 самолетов Ил-96-300. Правительство утвердило комплексную программу по расширению производства воздушных судов, двигателей, приборов и соответствующих агрегатов. По ней до 2030 года намерены израсходовать более 1 триллиона рублей, 283 миллиарда из них — из Фонда национального благосостояния. В правительстве подчеркнули, что это решение направлено на выполнение поставленных Президентом Владимиром Путиным задач по развитию авиационной отрасли и наращиванию выпуска гражданских самолетов. В частности, господдержка данного проекта даст возможность расширить производство отечественной авиатехники, обеспечить транспортную независимость страны и создать полноценную систему послепродажного обслуживания самолетов

0