header-content-image
Национальные цели

Как Россия достигает мирового лидерства в создании передовых беспилотных технологий

Гонка передовых технологий во всем развитом мире не прекращалась на протяжении многих веков, однако лишь в последние несколько столетий прогресс стал настолько ощутимым, что угнаться за конкурентами удается далеко не всем. Вплоть до распада, СССР активно участвовал в этом процессе, более того, зачастую намного опережая конкурентов. С развалом Советского Союза Россия оказалась на грани технологической пропасти: массовое закрытие заводов и НИИ, отток денежного и экспертного капитала, тотальная зависимость от импорта — эти факторы едва не откинули нашу страну на задворки. Несмотря на тяжелый промышленный кризис 90-х, впоследствии России удалось не только вернуться в гонку, но и занять лидирующие позиции: уже сейчас РФ входит в топ-3 государств по развитию беспилотных технологий. Рассказываем, как наша страна наладила производство инновационной техники и какие результаты ожидаются уже в ближайшие годы.
1

Развитие беспилотных систем в России

Технологический отрыв других стран от России, возникший в 1990-х годах, наша страна начала наверстывать лишь с начала 2000-х годов, однако во-многом процесс опирался на импортные составляющие. В разработке беспилотников эта тенденция сохранялась с начала их создания. Из-за санкционного давления развитие отрасли могло остановиться, но страна нашла в себе внутренние резервы для преодоления ситуации. Опять же, с уходом зарубежных компаний из России у многих сложилось мнение, что отечественному рынку нечего предложить в качестве альтернативы. На самом деле за последние годы в стране сформировался внушительный кластер строительства беспилотников.

photo1Фото: Личный архив Андрея Ушакова

Гражданские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в мире начали набирать популярность в начале 2010-х годов. Тогда же тенденцию на внедрение новой технологии подхватили и в России, однако широкое применение в сельском хозяйстве, социальной сфере и иных отраслях беспилотники в нашей стране получили несколькими годами позже. В 2017 году в РФ показали один из первых перспективных гражданских беспилотников; в 2018 году — в Санкт-Петербурге создали беспилотник для горноспасателей; тогда же в Москве начали прорабатывать возможность применения БПЛА для мониторинга городского трафика. Беспилотники начали применять и в других целях: поиск месторождений нефти, доставка грузов, мониторинг пожаров, проверка качества ремонта зданий и многое другое, включая исследование Арктики. Развитие отрасли решает не только прикладные, но и глобальные задачи для государства.

По словам главы государства, в ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль состояния промышленных объектов, трубопроводных систем, линий электропередачи, практически всей критически важной инфраструктуры, вести мониторинг лесов. Он обращал внимание, что «возможности здесь колоссальные по контролю над всеми другими экосистемами. Помогать необходимо с помощью этих систем, своевременно предотвращать и ликвидировать чрезвычайные ситуации».

photo2

Более того, к 2030 году в нашей стране планируется выпускать более 30 тысяч гражданских дронов ежегодно. Для этих целей в структуре Минпромторга РФ образовано управление беспилотных летательных систем и робототехники. Оно курирует выполнение государственного гражданского и оборонного заказов на производство беспилотных летательных аппаратов.

photo3

Первый в мире тяжелый дрон

В августе 2024 года в России собрали первый отечественный дрон тяжелого класса, работающий на мощных асинхронных моторах. Многофункциональный дрон получил название «Мотылек». Квадрокоптер создан полностью из отечественных компонентов за исключением контроллера управления и аккумуляторных батарей и уже прошел промежуточные испытания.

В дальнейшем планируется переход на полностью отечественные комплектующие, сейчас у производителя есть для этого все необходимые компетенции, мощности и ресурсы. Разработка не имеет аналогов в мире

photo1

По данным разработчиков, в основе двигателя для винтов «Мотылька» первое в мире асинхронное мотор-колесо 318-го габарита выполнено на базе запатентованной технологии совмещенных обмоток «Славянка». В одном электродвигателе используются сразу два типа обмоток, что позволяет оптимизировать основные характеристики.

Среди преимуществ таких моторов названы: увеличение пускового момента, повышение класса энергоэффективности, снижение себестоимости, повышение надежности, снижение уровня шума и вибрации, уменьшение пусковых токов. Благодаря использованию технологии «Славянка» беспилотник «Мотылек» не имеет аналогов. Технология, как утверждается, обладает уникальными характеристиками и превосходит все мировые разработки, существующие на рынке.

photo2Фото: Транспорт Будущего

Помимо этого, в России создают первый завод по выпуску гражданских беспилотников разных типов. Он будет расположен на площадке в 40 тысяч квадратных метров на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Тольятти.

В Тольятти планируется организовать производство семи модификаций БАС — как тяжелых грузовых, так и массой менее 30 килограммов. Речь идет не только о сборке дронов, но и производстве для них всех ключевых структурных элементов: винтов, двигателей, драйверов, деталей корпуса и даже авионики.

Сейчас прорабатывается господдержка реализации проекта. Например, предприятие может получить субсидию на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетной радиоэлектронной аппаратуры, а также субсидию на создание электронной компонентной базы и модулей.

Разрабатываемые беспилотники предназначены для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места, помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций, мониторинга и обработки сельскохозяйственных полей и других целей.

Наземные дроны

Помимо привычных многим летающих БПЛА, в России производят и наземные: они используются в сельском хозяйстве, для перевозки грузов и многих других целей.

Так, еще в прошлом году Министерство транспорта РФ согласовало выделение субсидий на грузоперевозки с использованием беспилотных автомобилей. В ведомстве рассчитывают, что тариф на 10% ниже среднерыночного будет привлекателен для грузоотправителей и простимулирует их использовать «высокоавтоматизированные транспортные средства». Российские беспилотные грузовики начали в пилотном режиме пускать на федеральную трассу М-11. Они следуют в общем потоке машин, а на начальном этапе в кабине находится пилот-контролер. Однако вмешивается он только при угрозе аварийной ситуации.

А в 2020 году в России впервые массово применили сельскохозяйственные беспилотники, машины работали в 35 регионах страны. Система позволила механизатору доверить управление техникой роботу-помощнику и в большей степени сосредоточиться на контроле качества процесса уборки урожая. В итоге механизатор стал меньше уставать, что дало ему возможность повысить дневную выработку. Система позволила сократить потери урожая при уборке, расход топлива, других ресурсов, а также время уборки.

photo1

Общий объем экономии за счет применения беспилотной технологии в 2020 году составил более 500 миллионов рублей. Аграрии сэкономили на топливе, сопутствующих материалах, сокращении количества моточасов, амортизации оборудования, продлении срока активной работы техники до капитальных инвестиций, снижении роли человеческого фактора и других расходных статьях.

Урожай 2022 года помогали убирать уже более тысячи беспилотных комбайнов . В среднем за 2022 год система удаленного пилотирования использовалась 92% времени проведения уборочных работ на всех умных комбайнах. Они прошли 450 тысяч километров, что в 11 раз превышает длину экватора. За это время было собрано более 1,6 миллиона тонн урожая зерновых и пропашных культур.

Система автопилотирования позволяет выполнять в автономном режиме практически все основные операции: обработку почвы, культивацию, посев, опрыскивание, внесение удобрений, уборку трав, уход за пропашными культурами и так далее. Система автоматически передает в мессенджеры владельцев тракторов отчеты о ходе работы техники с подтвержденными фото и видео данными. Владельцы хозяйств могут в режиме онлайн получать информацию о работе умной техники: сколько трактор отработал, в каком режиме, за какое время и на каком участке.

photo2

Кроме того, в России активно внедряется практика беспилотного такси. Такие машины в настоящее время ездят в Иннополисе (Казань), Ясенево (Москва) и в пределах федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае (рядом с Сочи).

В настоящее время уже одобрено тестовое использование беспилотного такси на ряде дорог Москвы вне Ясенево, но без пассажиров — только с водителем-дублером.

photo3

В сущности, беспилотные системы, применяемые во многих гражданских отраслях, представляют собой «мозг», который внедряется в технику. А современные разработки позволяют внедрять искусственный интеллект (ИИ) практически в любые машины.

photo4

Нацпроект «Беспилотные авиасистемы»

С января 2024 года в России запущен национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Его реализация позволит решить ряд ключевых задач. К 2030 году количество беспилотной техники, произведенной в России, должно вырасти более чем в пять раз. Глава Правительства подчеркнул, что при этом важно активно внедрять собственные передовые технологии, энергетические и силовые установки, современные методы и средства связи, а также максимально локализовать выпуск востребованных моделей.

Для решения этих задач кабмин поддержит разработчиков и покупателей такого оборудования грантами на разработку конструкторской документации, субсидиями для научно-производственных центров и госзаказа.

photo1Фото: Группа компаний Геоскан
photo2

Кроме того, продолжится создание инфраструктуры для эксплуатации беспилотников, чтобы обеспечить их полеты в едином воздушном пространстве. Сократится время проведения сертификации, а сама процедура ее получения упростится. Также будут сниматься административные барьеры.

Российский рынок беспилотников за год вырос на треть. Компании продали дронов на сумму в 33 миллиарда рублей, в том числе и за границу. Задача в ближайшие 6 лет увеличить объем производства до 200 миллиардов и приложить максимум усилий для того, чтобы Россия стала лидером в области беспилотных авиационных систем.

photo3
0