Машины, которые спасают жизни. Современные и уникальные вертолеты России.
Первый в мире вертолет для тушения пожаров зимой
Отечественная винтокрылая машина с непростым названием Ка-32А11М — первый в мире вертолет для тушения пожаров зимой. Всё благодаря уникальной системе, которая подогревает устройства забора и слива воды, водяную пушку и емкости. Благодаря этой функции даже при температуре до минус 20 градусов вода не замерзает и можно бороться с пламенем в труднодоступных местах. Разработали систему специалисты «Ростеха».
Кроме своей уникальной «суперспособности» вертолёт обладает и внушительными техническими характеристиками. Именно эта модель отличается от предшественников улучшенными двигателями, обновлённой «стеклянной» кабиной, может работать в условиях повышенной турбулентности и штормового ветра.
Обновленная машина обладает уникальными летными характеристиками, современной авионикой и новым комплексом пожаротушения. Вертолет способен не только тушить пожары, но и проводить высокоточные строительно-монтажные работы, выполнять санитарно-эвакуационные и поисково-спасательные задачи, перевозить грузы.
Пресс-служба холдинга «Вертолеты России»
Холдинг «Вертолеты России» приступил к сертификационным испытаниям этой машины. Завершить планируют в 2023 году. После сертификации вертолет станет доступен для российских и иностранных заказчиков.
Первый вертолет для офшорных операций
Еще одна машина того же холдинга — офшорный вертолет. Проще говоря, это винтокрылый аппарат для работы над морем, вдали от берегов. Используются такие в основном для обслуживания морских буровых платформ. Отечественный «первенец» в этой сфере — Ми-171А3, совершил первый самостоятельный межрегиональный полет в рамках программы летных испытаний. Новейшую машину представили в поисково-спасательной конфигурации. Полет прошел на «отлично».
Не помеха для этой машины ни шторм, ни снег, ни туман. Однако на всякий случай у вертолёта есть система аварийного приводнения при высоте волны до 5 метров. Еще одно преимущество — его можно самостоятельно переоборудовать из поисково-спасательного в грузопассажирский.
Длительный междугородний перелет стал продолжением насыщенной программы летных испытаний для Ми-171А3. Машина благополучно преодолела расстояние более 800 км. Успешное завершение очередного этапа тестирования подтвердило качество всех узлов и систем, а также общую техническую готовность первого образца офшорного вертолета к длительным перелетам. Сегодняшнее событие стало важной частью масштабных работ, результатом которых станет получение сертификата типа на эту машину.
Анатолий Сердюков
Индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации «Ростех»
Винтокрылые спасатели
Незаменимый Ми-8 АМТ — современная модификация вертолета Ми-8, который разработали в конструкторском бюро Михаила Миля еще в начале 1960-х. Есть пассажирский вариант для комфортной перевозки 22 человек. Использовать машину можно и для перевозки грузов — их можно закрепить снаружи. Но главное достоинство именно этой модели — ее используют для проведения поисково-спасательных операций и эвакуации пострадавших. В санитарном варианте на борту можно перевезти до 12 носилок с пациентами.
«Благодаря вертолетам прибытие медиков не задерживают ни пробки в крупных мегаполисах, ни сложные погодные условия и бездорожье. Не возникает помех и на обратном пути, когда нужно срочно доставить в больницу беременных с патологией, новорожденных и детей, пациентов с инсультом и инфарктом или пострадавших в ДТП или во время ЧС, которые получили тяжелые травмы. Получив сигнал о ДТП или чрезвычайной ситуации, экипаж вертолета санавиации готов к вылету уже через 10 минут. Максимальное время эвакуации пострадавших в травматологические центры высшего уровня не превышает 30 минут», — специалисты Ростеха.
В 2020 году Ростех начал серийное производство арктического варианта этого вертолета. Параллельно в санавиации используют и другую модификацию — Ми-8МТВ-1. Такие состоят на службе, например, в МЧС. Дальность полёта у этой машины выше, чем у вышеописанного Ми-8АМТ, на 150 километров.
Наравне с Ми-8 в санавиации трудятся лёгкие вертолеты «Ансат» — своеобразная летающая машина «скорой помощи». Первая модель, полностью сконструированная и построенная в современной России.
Благодаря съемному оборудованию вертолет легко меняет свое назначение. А с 2020 года на «Ансаты» можно устанавливать неонатальные инкубаторы для новорожденных и инфекционный бокс для транспортировки пациентов с COVID-19.
Идеальный вертолет для высокогорья
КА-226Т «Альпинист» — машина производства «ОКБ Камова». Это глубокая модификация знаменитого на весь мир КА-26. Пока использует французский двигатель «Arrius 2G1», но в ближайшее время модель оснастят российским мотором «ВК-650В» со значительно превосходящими «француза» характеристиками.
КА-226Т — многоцелевой вертолет с модульной архитектурой и большим потолком высоты, за что и получил прозвище «альпинист-трансформер» — идеальная машина для высокогорья. В серию аппарат поступит уже в этом году и будет производиться на У-УАЗ в кооперации с Кумертауским авиационным производственным предприятием.
Долгожданная машина для легкой авиации
На очереди — долгожданная новинка российского вертолётостроения — лёгкая многоцелевая машина VRT500. На рынке она появится не раньше 2023 года. На борту — один двигатель, соосная система расположения винтов и современный комплекс интерактивной авионики. Уникальная особенность — самая объемная в классе грузопассажирская кабина. Разработали аппарат АО «Камов» и конструкторское бюро «ВР-Технологии». А дизайном экстерьера занималась известная в автомобильной индустрии студия-дизайна.
VRT500 предполагают использовать в малой гражданской авиации. Он настолько универсален, что подходит для пассажироперевозок, грузоперевозок, учебных целей, нужд правоохранительных органов, медико-эвакуационных мероприятий и т.д.
Уникальный аппарат с многолетней историей
Ми-38 — единственный вертолет в России с грузоподъемностью до 15 тонн. Он занимает нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26. На счету этой машины — четыре мировых рекорда по высоте и скорости подъема с грузом и без. Может работать в условиях крайне низких температур. Отдельная гордость — интегрированный комплекс бортового оборудования от питерской группы «Транзас». Авионика обеспечивает полеты днем и ночью, а также в сложных климатических условиях. А коллиматорная система синтетического видения на лобовом стекле обеспечивают пилотам режим «прозрачной кабины». Вертолёт должен составить конкуренцию европейцу EC725, причем, в первую очередь, по стоимости. Естественно, в пользу отечественной разработки.
История у этого аппарата действительно богатая. Главная причина — разработкой двигателей для этой машины занимались с 1989 года. По федеральной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» запланированы объемы продаж этой машины в 175 экземпляров.