Вертолеты России: уникальные машины для любых задач

Возрождение вертолетостроения в России
С распадом СССР тяжелая промышленность России, как и многие другие сферы экономики, пришла в упадок. Многие заводы столкнулись с дефицитом кадров, мощностей, ресурсов, что поставило развитие отрасли под серьезную угрозу. Однако в ноябре 2004 года по указу Президента РФ Владимира Путина начались масштабные реформы, благодаря которым удалось объединить все основные конструкторские и производственные вертолетостроительные активы страны.
Кроме того, активно внедряется беспилотная система вертолетного типа БАС-200. Она уже получила сертификат типа ограниченной категории — и стала первым в России сертифицированным гражданским беспилотником.
БАС-200 будет применяться для оказания комплексных услуг в разных отраслях экономики, к примеру, в гравиметрической съемке, мониторинге лесного хозяйства, внутренних водных путей и состояния экологии. Подчеркну, что получение одобрительных документов на все эти [воздушные] суда — важный этап обеспечения технологической независимости авиапрома и вертолетостроения России.
Денис Мантуров
Министр промышленности и торговли РФ

В соответствии с планами правительства до 2030 года выпуск отечественных вертолетов планируется увеличить еще на 30%. Речь о наиболее востребованных моделях: «Ансат» (201 штука) и Ми-8 в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ (276 единиц) и других машинах.
Многоцелевые вертолеты
Первый в мире вертолет для тушения пожаров зимой
Вертолет Ка-32А11М — первый в мире, способный заниматься тушением пожаров зимой. Такие возможности появились благодаря уникальной отечественной системе, подогревающей устройства забора и слива воды, водяную пушку и емкости. Благодаря этой функции даже при температуре до минус 20 градусов вода не замерзает и можно бороться с пламенем в труднодоступных местах.

Первый вертолет для офшорных операций
Офшорный вертолет Ми-171А3 — аппарат для работы над морем, вдали от берегов. Используются они в основном для обслуживания морских буровых платформ. Отечественная машина — практически вездеход и обладает достаточными характеристиками, чтобы преодолевать шторм, снег или туман. Она также оснащена системой аварийного приводнения при высоте волны до 5 метров. Еще одно преимущество — его можно самостоятельно переоборудовать из поисково-спасательного в грузопассажирский.

Спасательный вертолет Ми-8 АТМ
Это современная модификация вертолета Ми-8, который разработали в советское время. Есть пассажирский вариант для комфортной перевозки 22 человек. Использовать машину можно и для перевозки грузов — их можно закрепить снаружи. Но главное достоинство именно этой модели — ее используют для проведения поисково-спасательных операций и эвакуации пострадавших. В санитарном варианте на борту можно перевезти до 12 носилок с пациентами.

Спасательный вертолет Ми-8МТВ-1
Еще одна модификация вертолета Ми-8, разработанная специально для работы в Арктике. Такие машины уже используются, к примеру, на службе МЧС. Вертолет обладает большей дальностью полета и способен преодолевать 760 километров без дополнительных баков.

Вертолет «Ансат»
«Ансат» — своеобразная летающая машина «скорой помощи». Первая модель, полностью сконструированная и построенная в современной России. Благодаря съемному оборудованию вертолет легко меняет свое назначение. А с 2020 года на «Ансаты» можно устанавливать неонатальные инкубаторы для новорожденных и инфекционный бокс для транспортировки пациентов с COVID-19.

Вертолет КА-226Т «Альпинист»
КА-226Т — многоцелевой вертолет с модульной архитектурой и большим потолком высоты, за что и получил прозвище «альпинист-трансформер» — идеальная машина для высокогорья. Летные испытания прошли в 2022 году, тогда же аппарат поступил в серию.

Легкий многоцелевой вертолет VRT500
Новинка российского вертолетостроения — легкая многоцелевая машина VRT500. На борту — один двигатель, соосная система расположения винтов и современный комплекс интерактивной авионики. Уникальная особенность — самая объемная в классе грузопассажирская кабина. Старт серийного производства ожидается уже в ближайшее время.

Вертолет тяжелого класса Ми-38
Ми-38 — единственный вертолет в России с грузоподъемностью до 15 тонн. Он занимает нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26. На счету этой машины — четыре мировых рекорда по высоте и скорости подъема с грузом и без. Может работать в условиях крайне низких температур. Авионика обеспечивает полеты днем и ночью, а также в сложных климатических условиях. А коллиматорная система синтетического видения на лобовом стекле обеспечивают пилотам режим «прозрачной кабины».

И линейка расширяется, что очень здорово. Новые материалы, новые усовершенствованные двигатели, новая авионика — просто прекрасно!
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Перспективы отрасли
Одной из машин будущего станет вертолет Ка-62, который планируется ввести в эксплуатацию к 2025 году. Ка-62 стал первым вертолетом КБ Камова, спроектированным не по соосной, а по классической схеме — с основным и хвостовым винтами. Разработка вертолета началась в 1990 году, а прототип современной версии Ка-62 впервые поднялся в воздух в 2016 году. Согласно утвержденной правительством в июне 2022 года комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России, с 2025 по 2030 год планируется выпустить 90 вертолетов данного типа.

Исследования отечественных ученых позволили начать разработку ряда новых инновационных технологий, которые позволят вертолетам достичь немыслимых на сегодняшний день скоростей полета: порядка 600-700 километров в час. Одной из таких технологий является аппарат с останавливаемым винтом-крылом.
Несмотря на кажущуюся сложность такой машины, российские ученые детально проработали концепцию и уверены в возможности создания таких вертолетов.
Еще одно важное направление в развитии вертолетостроения будущего — экологичность и снижение уровня шума. Кроме того, на сегодняшний день в России уже разработаны уникальные технологии применения принципов сверхпроводимости в системах энергоснабжения и управления не только силовой установкой, но и трансмиссией перспективных летательных аппаратов. Их использование позволило существенно упростить и снизить массу главного, промежуточного и хвостового редукторов, трансмиссии и прочего. В особенности правительство России делает упор на восстановление вертолетостроения, едва не разрушенного в постсоветские годы.
Восстанавливаем также и отечественное гражданское вертолетостроение. И сейчас на базе советских заделов мы в процессе создания самых современных машин различного назначения. Это многоцелевые легкие «Ансат», средний Ми-38, тяжелый Ми-171 и серия специализированных Ка-32.
Михаил Мишустин
Председатель Правительства РФ
Внедрение новых технологий в создаваемые в ближайшем будущем вертолеты позволит повысить их скорость, дальность полета и безопасность в 2-3 раза, а также значительно снизить стоимость эксплуатации и обеспечить выполнение перспективных экологических требований, уменьшив шумы и вредные выбросы в 3-5 раз.
У нас вертолетостроение традиционно всегда развивалось, мы всегда по праву гордились нашим вертолетостроением. 8 тыс. наших машин эксплуатируется в 100 странах мира.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации