Воздушная «скорая»: от угрозы исчезновения к возрождению и современной системе экстренной медпомощи
На грани исчезновения
История отечественной службы санитарной авиации насчитывает 100 лет. С предложением о ее создании в 1925 году выступил Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Два года спустя Красной армии был передан первый санитарный самолет К-3, рассчитанный на одного пилота, одного врача и двух лежачих или четверых сидячих пациентов.

В годы Великой Отечественной войны самолетами санавиации было перевезено больше 350 тысяч человек и перемещены тонны медикаментов и прочих грузов. В советское время «воздушные скорые» решали задачи доставки врачей в труднодоступные и отдаленные районы, а машины базировались преимущественно при медицинских учреждениях крупных городов. Так, к 1968 году более 160 больниц имели самолеты и вертолеты.
После распада СССР санавиация в масштабах страны практически перестала работать. Глубокий кризис, в котором оказалось большинство отраслей, ударил и по ней. Количество выполняемых рейсов сократилось в разы. Износ авиапарка достиг 80%, многие вертолёты и самолёты не эксплуатировались из-за отсутствия запчастей. Резко ухудшилось региональное покрытие: если в советское время санавиация работала в 70% труднодоступных районов, то к 1999 году — лишь в 30%.

В 1990-е собственную авиацию для спасательных операций создало МЧС, а за крупными региональными медицинскими учреждениями были закреплены отдельные авиагруппы. Несмотря на то, что от полного развала отрасль удалось уберечь, часто приходилось использовать устаревшую технику или брать в аренду у коммерческих авиакомпаний самолеты и вертолеты, не приспособленные для проведения медицинской эвакуации. Единых стандартов работы санавиации в тот период времени не существовало.
Второе рождение санавиации
В 2000-х годах санитарную авиацию применяли в 43 субъектах России. Медицинские вертолеты работали в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Воронежской области, Красноярске и Ханты-Мансийском автономном округе, на федеральной трассе Москва — Санкт-Петербург и для оказания экстренной консультативной медицинской помощи жителям Тверской области. В общей сложности в указанных регионах было задействовано более 100 единиц авиатехники.

В 2011 году приказом Минздравсоцразвития РФ была создана рабочая группа по проблемам санитарной авиации в Российской Федерации. Постепенно происходит обновление и модернизация авиапарка.
Новый этап в развитии отечественной санавиации начался в 2013 году, когда Президент России Владимир Путин поручил правительству организовать современную и хорошо оборудованную систему летающей «скорой» в масштабах всей страны. В 2016 году, по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, был утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие санитарной авиации».
С учётом географии, огромных, порой труднодоступных территорий, России нужна и хорошая, оснащённая служба санитарной авиации. Уже со следующего года программа развития санитарной авиации охватит 34 региона страны, которые получат средства из федерального бюджета. Прежде всего это Сибирь, Север, Дальний Восток.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации (2016 год)
В 2017-м по инициативе государственной корпорации «Ростех» и при участии Минздрава и Минпромторга был создан единый оператор воздушной скорой помощи — Национальная служба санитарной авиации (НССА).
За годы работы Национальная служба санитарной авиации «Ростеха» стала одной из крупнейших в стране организаций, которые специализируются на выполнении авиаработ для государственной системы здравоохранения. Сегодня ее воздушный парк насчитывает 76 медицинских вертолетов — 38 «Ансатов» и 38 Ми-8. Все они оснащены современным реанимационным оборудованием. Это позволяет уложиться в «золотой час» и оказать качественную медицинскую помощь пациентам прямо во время полета.

Сейчас в НССА работает более 400 сотрудников. Большинство пилотов — это бывшие военные летчики с большим опытом работы, многие из них имеют государственные награды.
Среди пилотов НССА есть и девушки. Например, командир воздушного судна «Ансат» Алиса Куквинова занесена в Книгу рекордов России как самый молодой командир экипажа двухдвигательного вертолета. В 23 года она была награждена Орденом «За честь и мужество» за спасение людей.

Сегодня Куквинова управляет вертолетом «Ансат». Всего за время работы в санавиации она выполнила почти 250 заданий.


В настоящее время НССА работает в 54 субъектах РФ, в которых проживают 100 млн человек. А всего в рамках нацпроекта «Здравоохранение» в период с 2019 по 2024 годы санавиация стала доступна в 71 регионе страны. Благодаря этому за последние семь лет необходимую помощь получили более 111 тыс. человек.
По итогам участия в пленарном заседании Форума будущих технологий и встречи с учёными, состоявшихся 14 февраля 2024 года, Президент России Владимир Путин поручил правительству усовершенствовать систему оказания экстренной медицинской помощи в стране, включая дальнейшее развитие санитарной авиации, расширение географии её работы и увеличение числа соответствующих вылетов.
Важный вопрос — современная логистика, особенно на отдаленных, труднодоступных территориях. Отмечу, что с 2019 года мы начали серьезно перестраивать санитарную авиацию. Будем, безусловно, двигаться в этом направлении далее, производить, закупать новую технику. Конечно, пока это первые шаги, что называется, но все-таки ситуация развивается, и мы будем дальше работать по этому направлению, а также строить дополнительные вертолетные площадки, прежде всего при медицинских организациях, другую необходимую инфраструктуру будем развивать.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации (2024 год)