Сделано в России

Все регионы
РУС
header-content-image
успехи россии

Одной бедой меньше: как изменились дороги России за 20 лет и что их ждёт в будущем?

90-е. Беды на нашу страну сыплются одна за другой. Вместе с ними сыплется и транспортная инфраструктура. В эти годы всё население огромной страны убедилось, как, оказывается, быстро дороги приходят в негодность без должного к ним внимания. Да, казалось бы, строительство продолжалось, но при этом старые автодороги стремительно приходили в упадок, масштабные проекты были заморожены, а огромное количество городов, деревень и посёлков оставались без асфальта. Что уж говорить о скоростных магистралях, которых в стране просто катастрофически не хватало. Перемены пришли с наступлением XXI века. Сейчас наша страна может гордиться дорогами, транспортными развязками и масштабнейшими проектами, как, например, трассы «Амур», «Восток» или «Нева». Как удалось к этому прийти и что в ближайшие годы нас ожидает? Об этом наш материал.

90-е — эпоха разрушений

Ни для кого не секрет, что 90-е наша страна пережила с огромным трудом. Еще большего труда стоило справиться с последствиями тех лет. Ведь, например, транспортная инфраструктура к концу века пребывала в ужасающем состоянии, ее износ составлял 80%! Даже в газетах, в сводках ДТП, отдельной строкой отмечали «аварии из-за плохих дорог».

Строительство каждого пятого дорожного объекта в России было заморожено.

Опорной сети автодорог попросту не существовало. Они были разрознены. А с середины 90-х субъектам РФ и муниципальным образованиям передали свыше 60 тысяч километров ведомственных дорог, состояние которых тоже оставляло желать лучшего.

photo1
photo2

Всего за пять лет, с конца 1995 по 2000 год, общая протяженность автомобильных дорог России уменьшилась больше чем на 40 тысяч километров.

К 2000 году в России было лишь 365 километров скоростных автомагистралей. Среди них Московская кольцевая автодорога, шоссе Москва — Тула и Москва — Волоколамск. Последние построены были еще к Московской Олимпиаде.

Но всё меняется с началом XXI века.

Смена приоритетов

Тут сразу можно начать с цифр. А именно — с роста протяжённости автодорог общего пользования на 139% всего за 13 лет.

photo1

Вместе с дорогами активно начали строить или достраивать и необходимые объекты инфраструктуры: мосты, развязки. Так, например, одним из самых заметных таких объектов, который построили в «нулевые» не в столице и не в нефтяных регионах, стал мост через Волгу в Ульяновске, который назвали Президентским. Проектные работы по нему начались еще в 1980 году, стройка стартовала в 1986-м, в 1995-м ее «заморозили». Достраивать начали в 2002-м и добились своего — запустили движение по мосту к 2009 году. Президентским назвали потому, что на открытие приехали главы двух государств — России и Азербайджана.

photo2
Мощным толчком к развитию дорожного строительства стал Федеральный закон об автомобильных дорогах, который приняли в 2007 году.

А в 2016 году появляется важнейший приоритетный проект «Безопасные качественные дороги». Через два года он вырастает в одноимённый Национальный проект. Его реализация началась в 2018 году и продолжается по сей день. В его рамках не только строят и приводят в порядок автодороги, но и создают соответствующую инфраструктуру.

photo3

В итоге только за 2023 год в России построили, реконструировали и привели в порядок более 31 тысячи километров дорог. А протяжённость скоростных автомагистралей в стране за 20 лет выросла более чем в 16 раз.

photo4
photo5

Вот примеры крупнейших проектов по строительству скоростных автомагистралей.

Ровные, безопасные, на тысячи километров

photo1

Распоряжение о ее строительстве Совет Министров СССР выпустил еще в 1966 году.

Больше 2 тысяч километров дорожного полотна необходимо было проложить по тяжёлым грунтам многолетней мерзлоты и труднодоступным горным районам. Стройка началась в 1978 году. К 1998 году построено было меньше половины — всего 605 километров. К этому времени в негодность пришла уже часть ранее построенной магистрали. В июне 2000 года только что избранный Президентом России Владимир Путин на совещании в Благовещенске потребовал форсировать темпы строительства. В итоге в эксплуатацию магистраль запустили уже в 2004 году. А о полном завершении работ на трассе объявили в 2010-м. Примечательна эта магистраль еще тем, что в августе того же года тестировал дорогу лично Владимир Путин — это была его знаменитая поездка из Хабаровска в Читу на желтой «Ладе Калина».

photo2

Автомагистраль начали строить в конце 2021 года в рамках национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры». Участок от Москвы до Казани входит в состав международного транспортного коридора Европа — Западный Китай общей протяженностью 2300 километров. Первый участок трассы запустили уже в сентябре 2022 года в Московской области. В ноябре 2023 завершили отрезок на территориях Владимирской и Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана. Полностью трассу в декабре 2023 запустил Владимир Путин.

Трассу планируется продлить в 2024 году до Екатеринбурга, а в 2025-м — до Тюмени. Эта дорога станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» длиной 12 000 километров от Санкт-Петербурга до Владивостока.

photo3
photo4Фото: Автодор

Строительство скоростной трассы М-11 «Нева» началось в 2010 году, основную часть планировалось завершить в 2018 году, к началу Чемпионата мира по футболу в России. Дорога открывалась для пользования отдельными участками с 2014 по 2019 год. На 2023 год осталось достроить единственный участок — северный обход Твери. Проект обошёлся в 520 млрд рублей.

photo5

Главная трасса Крыма. Строительство «Тавриды» началось в мае 2017 года. Большая часть возводилась с нуля. Маршрут трассы: Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Покрытие: асфальтобетон. Расчётная скорость движения: 120 км/ч. 4 полосы движения: по 2 полосы в каждую сторону. Для безопасности пешеходов построены надземные переходы. Разрешение на открытие движения в августе 2020 года дал Владимир Путин.

photo6

Идея возведения Центральной кольцевой автомобильной дороги появилась в 2005 году. Проектирование начали в 2008-м, строительство стартовало в 2014-м. Самый активный этап пришелся на 2019-2021 года. За это время было выполнено порядка 60% всех строительно-монтажных работ на ЦКАД и обеспечен ввод трассы в эксплуатацию. В июле 2021 года сдали последний 25-километровый участок.

photo7Фото: Автодор
photo8

Над строительством кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга задумались еще в 60-х годах прошлого века, однако к работам приступили лишь в 1998 году. Трасса полностью замкнулась в 2011-м. Общая ее протяженность, с учётом защитной дамбы, составила 142 километра. Допустимая скорость движения — 110 км/ч. Число полос движения — от 4 до 8. Ширина проезжей части — от 15 до 32 метров.

Вместе со столь масштабными проектами в России ежегодно ремонтируют, строят региональные, городские, поселковые дороги.

Планы на будущее

К 2027 году в России приведут в порядок 85% всех федеральных и региональных трасс. А к 2030 году завершится строительство транснационального коридора «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока. Введут в строй 50 транспортных обходов вокруг крупных городов.
photo1Фото: Автодор
0