От простоя и закрытия верфей к суперсовременным круизным лайнерам. Как Россия возродила собственное судостроение?
90-е. Потеря лидерства, разрушение отрасли
После перестройки оказалось, что собственные корабли новой власти не нужны. Финансирование их строительства не просто сократилось — оно почти прекратилось. Объём оборонного заказа упал почти в 20 раз, а гражданского — более чем в 5 раз. Было остановлено финансирование даже размещённых ранее заказов. Заводы оказались загруженными недостроенными судами. В России осталось всего несколько условно крупных заводов, способных строить суда длиной более 170 метров. Остальные быстро исчезали. Страна избавлялась от них как от лишнего балласта. Проведённая приватизация предприятий не дала желаемого результата. Форму собственности поменяли, но заказов практически не было из-за плохо выстроенной системы финансирования предприятий и некредитоспособности российских судовладельцев. Собственных кораблей строилось всё меньше.

Добавляло проблем и то, что в стране в те годы выпускали в основном уже технически устаревшее оборудование для судов, современное приходилось покупать за рубежом. Немногие оставшиеся состоятельные судовладельцы предпочитали и сами корабли заказывать за границей. Тем временем, действующие отечественные суда ветшали и часто списывались на металлолом. Казалось, что с этой отраслью можно попрощаться. Но решение всё-таки было найдено.
Новые решения
27 июля 2001 года новый Президент России Владимир Путин утверждает «Морскую доктрину Российской Федерации до 2020 года». Главные акценты в ней сделаны на обеспечении национальной безопасности страны, обновлении российского флота и строительстве современных морских судов на отечественных предприятиях. Для этого заводы необходимо было восстановить, а отрасль — реформировать. Это была непростая задача, ведь привыкшие к работе с Западом российские судовладельцы перестраиваться не желали.
Почему этого не произошло? А потому, что мы с вами не создали необходимые условия для развития судостроения, вовремя не среагировали на происходящие в мировой и нашей экономике события.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации. 1 ноября 2006 года на совещании, посвящённом развитию судостроения

В марте 2007 года Владимир Путин подписывает указ о создании ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК), объединяющей государственные финансовые активы в судостроении. Именно этот шаг стал решающим в возрождении отрасли. Окончательно ОСК сформировалась к 2010 году, объединив 19 существующих на тот момент крупных судостроительных и судоремонтных предприятий. Началась модернизация и других заводов, создавались условия для привлечения людей в профессию. В результате уже в 2010 году в России было построено 115 новых современных гражданских судов.
Строительство гражданских судов после нескольких десятилетий, когда на отечественных верфях они практически не создавались, — сложная задача. Для ее решения необходимо как активное использование нашего интеллектуального потенциала, так и модернизация производственных мощностей, а зачастую и создание новых. Поэтому мы развиваем и конструкторские бюро, и предприятия, ориентируясь на строительство высокотехнологичных судов, которые отвечают самым высоким мировым стандартам. Это потребует консолидации всех наших усилий.
Василий Бойцов
Вице-президент ОАО «Объединённая судостроительная корпорация»
Возрождение и строительство верфей
К 2015-2016 годам постепенно в строй возвращаются лучшие малые и крупные судоверфи.
«Онежский судостроительный завод» в Карелии

Обанкроченное предприятие в 2014 году выкупает государство. В 2015 году там провели восстановительные работы, и летом завод приступил к выполнению первого после своего обновления заказа — строительству лоцмейстерского катера «Крутояр» по проекту 02780М. Сейчас предприятие строит самоходные шаланды, краболовные суда.
«Красные баррикады», Астраханская область

Полностью остановленный и устаревший завод в мае 2019 года берет «под своё крыло» Объединенная судостроительная корпорация. Вложены миллиарды рублей, проведены работы по расконсервированию площадки. Предприятие включили в состав «Южного центра судостроения и судоремонта».
Жатайская судоверфь, Якутия

Пример строительства новой верфи под нужды региона. Богатой ресурсами Якутии для нормальной логистики были просто необходимы речные суда. Поэтому было принято решение о строительстве на старой площадке Жатайского судоремонтного завода нового предприятия. Его называют «кузницей речных теплоходов». Сдать судоверфь должны до конца этого года. До 2036 года здесь планируют построить около 130 речных судов.
ССК «Звезда». Дальний Восток

Это, пожалуй, самый яркий пример. Один из крупнейших за последние годы проектов в отечественной промышленности. В России до начала работы этого судостроительного комплекса просто не было мощностей для создания супертанкеров и гигантских газовозов — по 200 с лишним метров в длину. В мире подобных верфей также единицы. При этом потребность в таких судах растет с каждым годом — они нужны, например, для вывоза углеводородов с территорий их добычи в арктических широтах. Запущена «Звезда» в 2017 году. Сейчас там строят 28 судов, в том числе 10 нефтеналивных танкеров типа «Афрамакс» и четыре многофункциональных судна снабжения (МСС) усиленного ледового класса. Два первых танкера проекта — «Владимир Мономах» и «Владимир Виноградов», уже переданы заказчикам и начали осуществлять перевозку сырой нефти. А в 2022 году ССК «Звезда» приступил к строительству первых научно-исследовательских судов.
Любые грузы по воде
Гигант «Владимир Мономах», построенный на ССК «Звезда», может работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе.

Спуск этого судна на воду президент Владимир Путин назвал «реальной победой». «Владимир Мономах» предназначен для транспортировки сырой нефти, он способен пройти через каналы и проливы, может работать в условиях Арктики. На судне — комфортные условия для экипажа: есть сауна, бассейн, спортзал, у каждого члена команды своя каюта с высокоскоростным интернетом.
Впервые за десятки лет. Собственные рыболовецкие новинки
В последние годы в России произошёл настоящий «бум» рыбопромыслового судостроения. Одним из самых масштабных реализованных проектов можно назвать супертраулер «Капитан Вдовиченко». Построили его на «Адмиралтейских верфях». Судно может выходить на промысел в самые отдалённые от берега районы. А на борту у него сразу две фабрики — рыбоперерабатывающая и рыбомукомольная.

Сегодня рыбохозяйственный комплекс в целом, безусловно, относится к важнейшим, ключевым отраслям, вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие многих регионов России, в обеспечение продовольственной безопасности страны.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации.
Комфортабельные, роскошные, российские. Речные круизные теплоходы
Впервые в современной истории России наша страна начала реализовывать масштабные проекты по созданию речных круизных теплоходов. Раньше все подобные суда переделывали из иностранных кораблей. Теперь есть свои. Например, четырёхпалубный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим». Он сошёл со стапелей верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Для всей отечественной судостроительной отрасли это событие стало уникальным. Построили корабль по собственному проекту.

Судно может работать не только на реке, но и в море: класс теплохода позволяет ему ходить при волне в 3 метра и в битом льду глубиной до 30 сантиметров. Внутри, по сути, пятизвёздочная гостиница. На теплоходе четыре палубы, три из них отданы под номера. Кроме них на борту есть рестораны, бары, СПА-центр и конференц-залы.

В ближайшие годы должно начаться строительство еще семи гражданских судов, среди них три круизных лайнера.
Заключение
За последние два десятилетия стране удалось не просто возродить отрасль, которая казалась полностью разрушенной в 90-е, но и добиться в ней впечатляющих успехов. В 2020-м году Россия вышла на второе место по объёмам судостроения в мире, обогнав Китай. При этом наши предприятия стараются использовать преимущественно отечественные узлы и комплектующие при строительстве судов. А значит, наш флот будет расти и развиваться, независимо от ситуации в мире.
Я уже много раз говорил об этом: все импортозаместить невозможно, да и не нужно этого делать. Но добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, по самым значимым производственным процессам и технологиям — нужно.
Владимир Путин
Президент Российской Федерации.