Сделано в России

Все регионы
РУС
header-content-image
успехи россии

Быстрее ветра: как за 20 лет в России изменились путешествия по железной дороге и что их ждёт в будущем?

Путешествие по железной дороге в России в 90-х годах прошлого столетия было тем ещё приключением. Вагоны — старые, локомотивы и того старше, постоянно требующие ремонта. Обшарпанные жёсткие полки, неприятные запахи, въевшиеся в стены. Очереди в туалеты, которые закрыты в санитарных зонах. В пригородных поездах ситуация похожая, если не хуже. Деревянные лавки электричек, прокуренные тамбуры, гремящие переходы, проржавевшие стенки и прогнившие оконные рамы. Всё это до сих пор помнят многие россияне. Тем ярче контраст с тем, как всё изменилось. Сейчас железнодорожные путешествия в России стали комфортными и безопасными. А в ближайшем будущем станут ещё и очень быстрыми. Как получилось этого добиться? Расскажем в этом материале.

Железнодорожные путешествия как испытание

90-е в России ударили по всем отраслям. В том числе и по железнодорожным пассажирским перевозкам. Несмотря на то, что эту отрасль удалось удержать в руках государства, все вопросы упирались в главную проблему — недостаточность финансирования. Изнашивалось всё: пути, локомотивы, вагоны. Причём изнашивалось стремительно, ведь на поддержание всего этого денег тоже не хватало. Как результат — любое путешествие по железной дороге превращалось для россиян в тягостное приключение. Пассажирские вагоны, что пригородные, что дальнего следования, пребывали в ужасном состоянии: старые, местами прогнившие, гремящие. Локомотивы под стать: старые и медленные, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Их уровень износа к началу двухтысячных составлял более 80%.

photo1
photo2

О скоростных железных дорогах и поездах и речи уже не шло. Замены требовал практически весь подвижной состав. Необходимы были перемены. И они наступили.

Новый путь

В 2001 году в России была запущена реформа железнодорожного транспорта. В её рамках ликвидировали МПС (Министерство путей сообщения), его хозяйственные функции передали привычному современнику ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). А чуть позже новая корпорация создаёт пригородные пассажирские компании. В их развитии активно участвуют регионы, ведь они заинтересованы в осуществлении социально-значимых перевозок, проще говоря — перевозках населения.

В 2008 году в России утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

А уже 17 декабря 2009 года в первый коммерческий рейс с пассажирами отправился новый скоростной поезд «Сапсан». Впервые по железной дороге стало возможным добраться из Москвы в Санкт-Петербург всего за 3 часа 35 минут.

photo1

Кроме того, с 2013 года на пути сначала в Москве, а потом и в регионах встали выпускаемые в Германии и России комфортабельные электропоезда «Ласточка» с максимальной скоростью в 160 км/ч.

photo3

Сейчас в России насчитывается порядка 260 «Ласточек». В год они перевозят более 150 миллионов пассажиров.

Обновлению и замене подверглись и пассажирские поезда дальнего следования. Путешествия по железной дороге стали безопасными и комфортными. И популярность этого вида транспорта растёт.

photo4

Эпоха обновления. Делаем своё

А с недавних пор в России начали сами производить полностью импортозамещённые электропоезда — ЭС104 «Финист». Они — развитие тех самых «Ласточек», дополненные и усовершенствованные.

photo1

Опытный поезд построен в июле 2023 года, уже начато серийное производство. Помимо обычной версии в планах создание двухэтажного варианта — электропоезда ЭС106Д.

В прошлое ушли и старые вагоны поездов дальнего следования. Им на смену пришли комфортабельные новинки, с биотуалетами и кондиционерами. Тут тоже есть чем гордиться. В России продолжают разрабатывать различные комбинации и компоновки вагонов. В конце 2024 года пройдёт сертификацию и встанет в строй новый пассажирский вагон габарита Т. Он шире предыдущих моделей на 30 сантиметров, а значит, что полки станут длиннее – 2 метра. Проход будет шире на 5 сантиметров.

photo3Фото: tmholding.ru

Только с января по март 2024 года на рельсы поставлено 34 новых вагона, в том числе 21 одноэтажный и 13 двухэтажных.

В России из бюджета страны регулярно выделяют миллиардные суммы на предоставление льготного тарифа компаниям, которые занимаются перевозками пассажиров в пригородных поездах и поездах дальнего следования. Деньги в том числе идут на модернизацию и закупку новых вагонов.

Планы на будущее

А вскоре путешествия, которые уже стали комфортными, станут еще и по-настоящему быстрыми. В стране начал действовать федеральный проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей». В его рамках будут построены магистрали со скоростью передвижения по ним до 400 кмч. Для них потребуются и специальные поезда. Строить их будут в России.

РЖД уже подписали договор об изготовлении и поставке первых двух электропоездов за 12 миллиардов рублей.

Российские поезда для высокоскоростных магистралей будут состоять из восьми вагонов, иметь четыре класса обслуживания и вагон-бистро с баром. Как он будет выглядеть, решали россияне: голосовали за один из вариантов.

photo1
Начало сборки первого образца запланировано на 2026 год. На 2028 год запланировано получение сертификата соответствия.
0