Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

Гендиректор PIX Robotics о реальной кадровой обстановке в ИТ и перспективах «вхождения» в сферу

Гендиректор PIX Robotics о реальной кадровой обстановке в ИТ и перспективах «вхождения» в сферу

Весна 2022 года принесла панические настроения в мировой ИТ-бизнес: поменялась расстановка сил на рынке, а в сообществе «айтишников» началась паника. Отток ИТ-специалистов за рубеж в феврале-марте 2022, по оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), составил около 50-70 тысяч человек. В основном покидали страну специалисты, которые работали на западном софте и не желающие мириться с нестабильными временами и санкциями. Крупные IT-компании, взаимодействовавшие с западом, также стали массово вывозить сотрудников из России. Как сейчас обстоит ситуация на российском ИТ-рынке труда - рассказал генеральный директор PIX Robotics Сергей Ложкин.

Причины возникновения миграции и закономерное следствие

Большинство уехавших специалистов последовали за рубеж по предложению работодателей, чей бизнес был сосредоточен на международных рынках, а работа велась с иностранным софтом. Релокация в данном случае была попыткой сохранить рабочее место и продолжать заниматься привычным делом.

Также среди стремительно покинувших Россию — высокопрофессиональные ИТ-кадры, хорошо владеющие иностранными языками и компетенциями в сфере высоких технологий. На эмоциях и для того, чтобы переждать нестабильные времена за границу уехали фрилансеры, а также те, кто и без политических событий планировал эмиграцию.

В противовес этому правительство предложило беспрецедентные меры поддержки, включая отсрочку от армии и льготную ипотеку для «айтишников», призванные убедить сомневающихся остаться, а разочаровавшихся и упокоившихся — вернуться. Правда, данные бонусы скорее привлекли джуниоров, а также тех, кто пошел переучиваться на программиста, потому что это «востребовано и перспективно».

В нашей компании с начала 2022 года обстановка была спокойной. «Иммунитет» выработался еще во времена пандемии, когда весь мир был ошеломлен ковидом. В период политико-экономических событий 2022 года один «айтишник» переехал из Москвы в Армению и стал работать удаленно. Штат пополнили сотрудники из Oracle и Accenture, причем такие, которые ранее никогда не рассматривали работу в российских компаниях. ИТ-сфера сейчас активно растет, открываются новые компании и подразделения, усилился тренд на профессиональное развитие и оттачивание навыков у российских вендоров и интеграторов.

Весьма предсказуемо, что уже к началу лета айтишники начали возвращаться. Согласно различным опросам и исследованиям (РАЭК и HH.ru), больше 40% уехавших передумали и захотели обратно в Россию. Это связано с тем, что пик нестабильности прошел, железный занавес не опустился, обещанные миром угрозы не воплотились в жизнь. По большому счету многих уехавших за границей ждали риски.

И тем не менее, даже с учетом возврата специалистов, а также наплыва новичков и только что обучившихся, спрос продолжает превышать предложение. Сейчас востребованы проекты по импортозамещению, комплексные услуги под ключ.

Текущая обстановка и дальнейшие прогнозы

Кризис не сильно повлиял на запросы «айтишников», которые ищут работу. Как и прежде, их интересует высоких доход, возможность удаленной работы, статус компании и внутрикорпоративная программа. В тренде также HR-бренд и динамичность организации, наличие комьюнити, участие в мероприятиях, постоянная активная деятельность. Например, для резидентов «Сколково» из кластера ИТ в течение года проводятся конференции и выставки, на которых обычно могут побывать не только руководители, но и разработчики, архитекторы, программисты.

Привлечь айтишников можно интересными задачами, которых сейчас стало гораздо больше у вендоров и интеграторов ИТ-решений. Для специалистов это отличная возможность поработать на разных проектах, получить опыт в разных отраслях экономики, направлениях бизнеса. Статус российских вендоров и интеграторов увеличился благодаря шансу догнать UiPath. Страхи того, что российские разработчики останутся изолированными — пустые, многие за границей тоже вскоре захотят внедрять отечественный софт.

Мы в своей компании стараемся растить и развивать сотрудников, помогать им достигать поставленных карьерных целей. Например, платим конкурентоспособную зарплату, предоставляем гибкий график работы, вовлекаем в сложные проекты, даем возможность раскрыться, получить новый опыт и знания, прислушиваемся к индивидуальным профессиональным потребностям. Опытные айтишники, которые пришли к нам от западных вендоров, получали достойные деньги, с которым они привыкли.

Сейчас самое время работать в России. По своему более, чем 20-летнему опыту в российских и международных ИТ-компаниях, могу сказать, что наступил период активного развития и совершенствования российского софта, разработки новых продуктов и решений. Поэтому компании всегда будут нуждаться в надежной команде, высококвалифицированных кадрах и тех, кто работает на перспективу.

Как роботы помогают удерживать айтишников

RPA — самый легкий способ зайти в ИТ. Аналитики и линейные сотрудники также могут перейти в роботизацию, ведь это самая трендовая ниша сейчас. К примеру, чтобы стать специалистом 1С, нужно 1-3 года обучения, чтобы стать программистом-разработчиком RPA — хватит двух недель для начального уровня.

В процессе работы можно освоить более сложные технологии - машинное обучение, большие данные и другие.

Роботизация — продукт, который соответствует зарубежным аналогам, снижает рутинные процессы, которые ложатся на сотрудников, помогая им заниматься более творческими задачами, повышая интерес к работе. Всё это позволяет взращивать специалистов до высокого уровня.

Компания становится более привлекательной, когда в ней роботизированы в том числе HR-процессы. Это очень помогает, когда нужно нанять сразу 1000 человек (что реально сложно сделать обычному специалисту) быстро и беспристрастно. Те компании, которые внедрили роботизацию, получают больше шансов стать лидерами рынка благодаря спросу среди высококвалифицированных сотрудников.

У нас есть заказчик из банковского сектора, который встроил в процесс адаптации сотрудника курс прохождения RPA. Новичок осваивает основы роботизации, тем самым быстро вовлекается в рабочий процесс, получает возможность соприкоснуться с ИТ. Также растет тренд на гражданскую роботизацию, когда каждый активный сотрудник компании может стать роботизатором, делать несложных роботов, оптимизировать свой труд.


0