Сделано в России

Все регионы
РУС
Главное

Электромобили в каждый дом – мечта или реальность?

Электромобили в каждый дом – мечта или реальность?

Расцвет отечественного рынка электрокаров и развитие необходимой инфраструктуры в России выглядит ярким пятном на фоне непростой ситуации на рынке автомобильного производства. Элекромобили - это путь к светлому и экологически чистому будущему, которое наступит, если хотя бы каждый пятый водитель пересядет на машину с двигателем внутреннего сгорания. Мы собрали информацию о том, что происходит с российским электротранспортом, и узнали прогнозы на ближайшее будущее.

Что планируется?

Россия приняла «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта на период до 2030 года». План исполнения проекта состоит из двух частей. К 2024 году планируется производить около 25 тысяч электромашин, а к 2030 году объем готовых электромобилей должен составить уже 220 тысяч машин.

На первый взгляд, в сравнении с оборотами мировых лидеров рынка электрокаров такие планы кажутся не особо амбициозными. Но если учесть, что в 2020 году количество электромобилей в России едва превышало 10 тысяч, а к концу десятилетия их количество увеличится в 22 раза, то происходящее на рынке можно считать настоящим прорывом.

Известные проекты

Россия только начинает осваивать отрасль электроавтомобилестроения, и к следующем году количество произведенных машин составит 2500 экземпляров. В первую очередь производство нацелено на серийный выпуск общественного транспорта.

Этим направлением сегодня активно занимаются «ГАЗ», «КамАЗ» и «Волгабас». Производимые ими электробусы уже перевозят пассажиров практически на всей территории нашей страны от Москвы до Владивостока. Летом прошлого года в Нижнем Новгороде был представлен первый в России легкий коммерческий электромобиль «GAZelle e-NN». Разработчики идеи поясняют, что на данный момент сегмент продукции «представлен моделями разного уровня готовности», но в ближайшие годы рынок РФ пополнится новыми концептами.

Среди ожидаемых новинок: «Zetta», «Моторинвест» и «Кама-1», произведенная заводом «КамАЗ» совместно с политехническим университетом Санкт-Петербурга. Также через несколько лет планируется выпустить на рынок электрическую модель «LADA».

Инфраструктура

Электрокар на одной зарядке сегодня может преодолеть расстояние не более 200-250 километров, поэтому развитие электротранспортной отрасли не может обойтись без развитой инфраструктуры полноценных электрозаправок. Причем для бесперебойного передвижения они не должны находиться дальше 100 километров друг от друга. А в крупных городах их следует располагать на расстоянии, не превышающем 4 километров. По крайне мере, так считают в российском госаппарате. По планам создателей концепции, одна электрозаправочная станция не должна обслуживать более 10 электромобилей, поэтому необходимо построить около 140 тысяч таких станций. Большая часть из них должна предоставлять возможность зарядки до 80% от емкости тяговой батареи и выполнять свою задачу не более чем за 20 минут. Пока в стране около 1500 зарядных станций.

«Мы все-таки часть большого мира, и наше будущее это, безусловно, электромобили. В этом направлении нужно работать. Есть и государственные программы, есть и компании, которые собираются строить здесь у нас свою инфраструктуру. Я думаю, тема будет развиваться, но, полагаю, с большой степенью осторожности. Весь наш автомобильный рынок сейчас находится в достаточно тяжелой ситуации. Он в этом году упадет процентов на 60 по сравнению с прошлым годом, а помесячные продажи у нас уже упали почти на 80 процентов. В условиях такой рыночной ситуации, конечно, заходить новым игрокам станет сложнее, но они безусловно будут пользоваться ситуацией, тем более что государство берет на себя обязательство строить и софинансировать возведение зарядных станций», - рассказал проекту «Сделано» автоэксперт Игорь Моржаретто.

В чем сложность?

Рынок электромобилей в России растет очень медленно. В первую очередь это обусловлено высокими ценами на подобные авто. Сегодня разница среднеклассового электродвигателя с классическим бензиновым аналогом может достигать 750 тысяч рублей. Да, электрокары выгоднее в эксплуатации в долгосрочной перспективе. Расширенная гарантия, простота конструкции и современные технологии производства тяговых батарей обеспечивают беспроблемную 5-летную эксплуатацию с пробегом в 45 тысяч километров, а экономия на топливе с лихвой может покрыть ту самую разницу в затратах на покупку. Но все омрачается еще пока совсем не развитой инфраструктурой для обслуживания такого транспорта.

Отсутствие электрозаправок, ограниченное количество СТО, стоимость и проблемы с оформлением пока отпугивают потенциальных покупателей. Для повышения стимуляции спроса власти России решили предложить гражданам скидки до 625 тысяч рублей на приобретение нового отечественного электрокара. Ответственные за программу правительственные лица уверены, что со временем цены на электротранспорт снизятся, а в будущем станут даже дешевле классических авто. И меры стимуляции населения отпадут сами собой, как это произошло в ряде зарубежных стран.

Пожалуй, последним, но не менее значимым шагом, способным подтолкнуть рынок электротранспорта в России, станет отмена таможенной пошлины на ввоз электромобилей. Но пока правительство не спешит применять такие меры, надеясь «вывезти» инновации на своих плечах и внутреннем рынке электромашиностроения.

Б/у или новые?

По данным агентства «Автостат», за 5 месяцев 2022 года было продано более 1100 новых электромобилей, что на 65% больше по сравнению с таким же периодом 2021 года.

«Покупать новый или старый автомобиль – это личное решение каждого, все зависит от толщины кошелька. Вообще говорят, что все-таки новый авто всегда лучше старого, однако это как в старой поговорке: «У меня есть деньги на козу, но она мне не нужна, а на корову у меня нет денег», - пошутил автоэксперт.

Электромашины достаточно просты в устройстве, единственные риски связаны с тяговыми батареями. Поэтому авто на вторичке даже без гарантии не теряет существенно в цене и не столь привлекательно для покупки в целях экономии. Приобретение новой электрической машины имеет намного больше преимуществ. Это и адаптация под российские системы телекоммуникации, и дилерская гарантия от 5 до 7 лет, и официальное юридическое оформление.

Но, к сожалению, зарубежные предложения часто не могут похвастаться такими возможностями, поэтому продажи доступных большинству населения авто обычно производятся у неавторизованных продавцов. То есть, покупая машину даже с нулевым пробегом, официально человек оформляет ее как покупку у частника. В такой непростой ситуации выход лишь один – обратить внимание на официальные отечественные бренды.

А есть ли собственные электромобили в России?

Да, есть. Недавно отечественный бренд под маркой Evolute анонсировал старт продаж трех моделей с осени 2022 года. Уже в сентябре на рынках крупных городов будет доступна первая электрическая машина, произведенная в России. По задумке производителей она должна составить серьезную конкуренцию зарубежным аналогам, так как на нашем рынке в основном представлены модели зарубежных премиальных брендов, да и те достать еще нужно постараться. Бренд Evolute намерен выделиться среди конкурентов доступной ценой и постоянным наличием авто у официальных дилеров, а также широкой линейкой модельного ряда.

Какие планы на развитие отрасли электромобилей в России?

На сегодняшний день Evolute является единственным, готовым к продажам брендом, но и другие российские заводы также активно занимаются созданием предприятий для производства своих «электричек». Например, калининградский «Автотор» налаживает работу предприятия по производству полного цикла российских электромашин. На заводе планируется выпускать автомобили европейского класса B, C и в дальнейшем даже D. В модельном ряду будет разнообразие кузовов: седан, кроссовер, а в будущем хэтчбэк и даже минивэн. Все комплектующие и программное обеспечение российского производства. Вначале компания планирует сосредоточиться на выпуске моделей класса B и C, так как того требует экономическая ситуация и покупательская способность потребителей. В дальнейшем возможно производство и среднеклассовых моделей D.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Наталья Алёшина

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии

0