Сделано в России

Все регионы
РУС
Интервью

«Кубань-Вино» сильна в импортозамещении: интервью о работе одной из ведущих виноделен России в санкции

«Кубань-Вино» сильна в импортозамещении: интервью о работе одной из ведущих виноделен России в санкции

Санкции Запада серьезно повлияли на виноделие в России: подорожали комплектующие для иностранного оборудования, изменилась логистика, а некоторые рынки сбыта в Европе просто закрылись для российских виноделен. Тем временем, «Кубань-Вино» нарастила производство напитков на 40% в 2022 году и планирует открыть туристический кластер, который станет точкой притяжения путешественников в Анапе. О том, как это удалось, изменениях в логистике, сложностях и их преодолении – редакции «Сделано в России» рассказал заместитель генерального директора одной из самых крупных виноделен России «Кубань-Вино» Евгений Емельянов.

Как на Ваше производство повлияли санкции? Наверняка, в изготовлении вина использовалось и зарубежное оборудование, как теперь его обслуживаете?

- Компания работает в штатном режиме. Мы продолжаем производство продукции в соответствии с нашим бизнес-планом, ведем регулярные поставки в торговые сети и розничные магазины страны.

Конечно, у нас, как и всех сейчас, есть определенные сложности. Произошло существенное удорожание всех комплектующих товаров и материалов, по некоторым из них разорваны логистические цепочки в поставках.

В российском виноделии большая часть оборудования импортного производства, так как производители высокотехнологичного винодельческого оборудования – это, как правило, глобальные игроки, чья продукция ориентирована на продажи по всему миру. Без импорта, в теории, может обойтись, например, емкостной парк – качественные емкости производят сегодня и в России.

Есть недостаток запчастей для уже работающих импортных линий. Рассматриваются схемы закупки через третьи страны, частично запчасти, несложные в технологии, изготавливаются по образцу в РФ.

Выросли цены на материалы, логистику, многие поставщики прекратили работать с российскими компаниями. Удается заводить только оборудование, не попавшее в санкционные пакеты (например, емкости). Под запретом оказалось оборудование, связанное с розливом и укупоркой бутылок.

Что касается непосредственно сырья, то здесь позиция «Кубань-Вино» сильна в плане импортозамещения. Мы уже давно используем свое отечественное сырье. У нас более 9 тысяч гектаров виноградников и собственный питомник виноградных саженцев. Он уже работает в масштабе страны. В этом году мы увеличили объемы производства питомника: произвели более 5 миллионов прививок и около 3 миллионов саженцев. 873 тысячи саженцев пойдут на продажу другим производителям, остальные будут использованы для собственных нужд компании.

Посадочный материал отечественного производства - реальная альтернатива закупкам импортных саженцев, которые не всегда соответствуют почвенно-климатическим условиям регионов России. Наши саженцы соответствуют требованиям ГОСТ и по фитосанитарному состоянию превосходят импортные, а заготовка собственных привойно-подвойных комбинаций является гарантией сортовой чистоты и качества.

Удалось ли в условиях санкций избежать спада производства?

- В этом году «Кубань-Вино» произведет около 85 миллионов бутылок — почти на 40% больше вина, чем в предыдущем. Почему? Во-первых, отрицательное влияние на производство погоды 2020-2021 годов сгладили вступившие в плодоношение молодые виноградники. Во-вторых, мы провели оптимизации логистики виноматериалов внутри компании. Это позволит быстрее передавать в производство виноматериалы нового урожая.

Как изменилась логистика после введения санкций, и повлияло ли это на стоимость вина для конечного потребителя?

- 2022 год принес с собой новые принципы формирования себестоимости.

Мы наблюдаем беспрецедентный уровень мировой инфляции. Если раньше мы говорили о том, что основным фактором, на который мы смотрим при планировании бюджета, закладывая определенные ожидания, — это прогноз курса валют, доллара и евро, — то сейчас валютный фактор теряет свою значимость.

Стоимость денег увеличилась, уровень их доступности снизился. А главное — логистика европейских товаров стала дороже до 7 раз. К примеру, раньше в Новороссийск шел прямой пароход из Португалии. А сейчас мы везем корковые пробки из Европы на машине до Москвы, перегружаем на российские фуры и везем далее на производство. Всё это, конечно, очень дорого, очень долго и нестабильно.

Как итог, вино подорожало в среднем на 10 процентов.

Отразилось ли это на спросе?

- Отмечаем, что на фоне санкций интерес к российскому вину возрос, спрос увеличился, и думаем, что он будет еще расти. Просчитать насколько снизится импорт, и насколько потребуется от российских виноделов увеличить объем производства сейчас сложно. Вполне возможно, что крупные зарубежные компании со временем выстроят новые логистические цепочки, чтобы доставлять продукцию к нам. Но стоимость этих вин возрастет из-за возросших затрат на перевозку. Так что сложившаяся ситуация – это, безусловно, возможность для развития российского виноделия. Конечно, полностью закрыть потребности в импорте на сегодняшний день мы не сможем. Для этого потребуется время.

Расскажите об экспорте своей продукции, на какие рынки компания поставляет напитки?

- В настоящее время экспортная деятельность переживает период «переосмысления». Ранее сформированные цепочки существенно корректируются, отдельные направления фактически аннулированы. Тем не менее, сохраняется ряд возможностей, в частности, это страны СНГ/ЕАЭС, Азия.

Разумеется, в эти дни важнейшая задача — это сохранение и развитие внутреннего рынка, но мы стараемся заложить основы для рывка в экспорте после нормализации международной обстановки.

То же самое мы делали в 2020 году, во времена пандемии, что позволило нам существенно «прирасти» в экспорте по итогам 2021 года. География экспорта сегодня насчитывает более 20 стран: Япония, Китай, Малайзия, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Швеция, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Словения, Испания, Израиль, Турция, Уганда, Бразилия, Латвия, Эстония, Беларусь, Казахстан, Таджикистан.

Ранее Минсельхоз озвучил ведущие направления, где может быть востребовано российское вино - это страны Африки, Латинской Америки, Китай, ОАЭ – планируете ли перенаправлять туда поставки, может уже идут переговоры?

- В ряд стран, озвученных Минсельхозом, наша компания уже имеет успешный опыт экспорта, поэтому «Кубань-Вино» несомненно готова развивать дальше эти направления.

Не было ли сокращений из-за санкций? Сколько человек сегодня работает на предприятии?

- В «Кубань-Вино» работает 992 сотрудника. Сокращений в связи санкциями не было.

Пробуете ли Вы внедрять что-то новое при изготовлении напитков?

- Каждый год мы выводим на рынок несколько разноплановых новинок и в какой-то мере воспитываем вкус, показываем каким многогранным может быть вино – оно может быть серьёзным, выдержанным в бочке из акации, а может быть легким, низкоалкогольным, может быть оранжевым или зеленым, молодым или зрелым, коллекционным. То есть у каждого есть возможность найти в нашем ассортименте свое вино.

Этой весной мы выпустили новую линейку вин Grape Dance. Это два полусухих вина, белое и розовое, выпущенных в стилистике европейских «зеленых» вин.

Специально для этой линейки была проведена тщательная селекция сортов винограда с выраженной освежающей доминантой, что позволило получить уникальные по своим органолептическим свойствам вина. Сбор винограда осуществлялся на низких сахарах. Вино ферментировалось в ёмкостях из нержавеющей стали при постоянно контролируемой температуре, после чего выдерживалось на тонком дрожжевом осадке не более 2 месяцев.

Последняя наша новинка – это так называемое нефильтрованное вино - Chateau Tamagne Nude.

Вино произведено по особой технологии, спецификой которой является исключение из винодельческого процесса финишной фильтрации перед розливом. Благодаря гравитационному принципу движения технологического процесса органические частицы оседают на дно емкости естественным путем. На финальном этапе вино аккуратно снимают с осадка и разливают по бутылкам. Минимальное вмешательство винодела в естественный природный процесс винификации позволяет сохранить максимально яркий, самобытный характер вина.

Сколько заработало предприятие в 2021 году, больше чем в 2020?

- Выручка 2020 – 7,07 миллиарда. 2021г. – 7,81 миллиарда.

Расскажите подробнее о винном NFT-проекте. Для чего это нужно? Уже продали хоть одну картину?

- Современный бренд - это нечто большее, чем просто продукт. Тут есть социальная миссия в виде поддержки творчества, маркетинг. Проект благотворительный – все вырученные средства направим на развитие программы помощи молодым художникам галереи современного искусства BIS ART GALLERY.

Бренд Aristov поддерживает активную жизненную позицию и поиск собственного стиля молодыми художниками, дает им возможность стать более заметными в художественной среде. У бренда уже есть собственная диджитал-галерея - работы российских и зарубежных авторов, раскрывающие тему вина. Проект существует в социальных сетях. Некоторые картины представлены в гастромолле Villa Aristov.

Проект только стартовал, еще ни одну картину не продали.

Расскажите о винном туризме. В условиях коронавируса, закрытых границ и запретов для российских авиакомпаний летать над Европой сильно вырос поток людей?

- В настоящее время все больше людей интересуются направлениями винного и гастрономического туризма, изучают виноделие, пробуют вина, открывают для себя новые эногастрономические горизонты. В условиях расширения российского рынка виноделия и ограничения выездов в страны Старого и Нового Света, поток туристов значительно увеличивается каждый год. Различные категории гостей выбирают для себя подходящую услугу - от базового знакомства с виноделием и культурой пития, до изучения деталей производства, тонкостей и особенностей эксклюзивных и коллекционных вин. И конечно для всех гостей энологический туризм – это в первую очередь получение невероятных положительных эмоций. Принимаем туристов со всей России - среди них и просто туристы, и партнеры, и корпоративные клиенты.

Для туристов у нас открыты все винодельческие центры ежедневно в рамках действующего расписания.

Экскурсионные программы рассчитаны на любые вкусы, желания и возможности путешественников. Можно посетить уникальную галерею выдержки вин и прикоснуться к таинству рождения вина, обучиться основам дегустации, посмотреть фильм в уютном кинозале с бокалом вина, побывать на мастер-классах, сыграть в винном казино.Возможны индивидуальные туры, включающие посещение крупнейшего питомника виноградных саженцев, пикник на виноградниках, однодневный тур с трансфером из Анапы, отдых в винном гастробаре Chateau Tamagne.

Мы заранее подготовились к сезону и открыли в мае 2022 года новый дегустационный комплекс, который позволяет принять большое количество гостей, не потеряв при этом в качестве предоставления услуги. Принимаем в среднем по 50 туристов в день. График посещений заполнен на 2 недели вперед. План на 2022 год – принять более 20 тысяч туристов.

Какая помощь необходима российским винодельням для увеличения спроса со стороны государства? Как «сломать» стереотип, что хорошее вино - только импортное?

- Сегодня мы видим интерес государства к отрасли. Очень важно, что виноградарство и виноделие сейчас получает поддержку на всех стадиях создания и продвижения вина из российского винограда: от создания питомников саженцев до конечной продажи вина покупателю.

Всем российским производителям вин надо работать над брендом «Вина России». Развивать винный туризм в регионах, участвовать в выставках, дегустациях, презентациях. Без открытой прозрачной информации мы не сможем двигаться дальше. Только общими усилиями мы способны перераспределить спрос от крепких напитков к виноградным винам, росту культуры потребления, дальнейшему развитию отечественного виноделия.

Отметим, что для настоящих ценителей наше вино становится все более интересным. Мы уже слышали, что ведущие мировые сомелье говорят, что сейчас для них на винной карте появилась новая точка — это Россия. Попробовав кубанские вина, сомелье отмечают, что они заслуживают внимания, потому что другой такой территории со своими особенностями в выращивании винограда, как Краснодарский край, нет. Внимание мирового рынка, например, сегодня приковано к Красностопу – автохтонного российскому сорту. Уверены, что интерес к российскому вину год от года будет только расти.

Какие планы по развитию предприятия?

Продолжаем работать и выпускать вина. Расширяем площади виноградников. Сегодня у нас 9146 гектаров виноградников на Таманском полуострове и в Анапском районе. В планах увеличить до 10 тысяч гектаров.

Продолжаем строительство нового масштабного энологического центра Villa Aristov в окрестностях Анапы. Наша цель — создать здесь туристический кластер современного формата, который станет точкой притяжения тысяч туристов со всей России.

Уникальный терруар Анапского района позволяет собирать виноград высокого качества и создавать элитные вина. Виноградники занимают около 2 тысячи гектаров территории Villa Aristov. Рядом с ними вскоре появится и новая современная винодельня, мощности которой позволят выпускать около 1 миллион бутылок вина в год.

Сегодня для гостей уже открыт гастромолл, где представлен весь ассортимент «Кубань-Вино», внутри также находится фудкорт с авторским фаст-фудом и небольшое пивное производство, где любители пенного напитка могут попробовать четыре вида пива.

Помимо гастромолла, Центр энологического туризма Villa Aristov включит в себя еще несколько объектов, строительство которых рассчитано на несколько лет.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Антон Яковлев

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии

0