Главное

Фонд Росконгресс подготовил отчет по ключевым трендам экономического развития России

377
Фонд Росконгресс подготовил отчет по ключевым трендам экономического развития России

Фото: фотобанк Фонда Росконгресс

Росконгресс совместно с Центром компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ подготовили отчет «Ключевые тренды экономического развития Российской Федерации — 2022», в котором сформулированы 10 главных трендов экономического развития страны. Он был составлен на основе содержания ключевых дискуссий программ крупнейших деловых мероприятий страны — ПМЭФ, Российской энергетической недели и ВЭФ. Подобные исследования будут выпускаться с аналитическими партнерами на регулярной основе, сообщают в пресс-службе Фонда.

«Мероприятия Фонда Росконгресс точно отражают глобальные вызовы современности, среди которых кардинально изменившиеся экономические условия, геополитический и энергетический кризисы, процесс перехода к многополярному мировому устройству. Все они оказывают значительное влияние на развитие нашей страны и требуют комплексных и эффективных мер со стороны государства, бизнеса и общества. Уверен, что настоящий отчет будет способствовать принятию соответствующих решений», — отметил советник Президента Российской Федерации Антон Кобяков.

Полная версия материала доступна в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс.

Краткий перечень ключевых трендов:

1. Переориентация торговых отношений на азиатские страны: в поисках новых контрагентов и путей обхода санкций

Введение очередного пакета санкций западных стран оказало негативное влияние на деятельность отечественных предприятий и привело к прекращению функционирования части из них. Одним из наиболее перспективных решений в сложившейся ситуации выступает постепенное перестраивание логистических цепочек на Юго-Восток, в частности в Китай, Индию, Турцию и другие дружественные страны, товарооборот Российской Федерации с которыми значительно возрос за последнее время. В условиях санкционного давления ожидается ввоз из стран Азиатско-Тихоокеанского региона товаров, аналогичных пропавшим с российского рынка, в первую очередь высокотехнологичной направленности.

2. Новый шелковый путь

Интеграция Российской Федерации в систему «Нового шелкового пути», в том числе за счет развития Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, позволит обеспечить транспортно-экономические связи регионов страны с дальневосточными морскими портами, а также углубить экономическое сотрудничество не только с Китаем и странами ближнего зарубежья, но и всеми странами, использующими данный транспортный коридор.

3. Логистика: перестраивание логистических цепочек и создание новых логистических коридоров

Новая геополитическая реальность диктует необходимость переориентации логистических коридоров и создания новой транспортной инфраструктуры. Наиболее перспективными решениями выступают транспортный коридор «Север — Юг», обеспечивающий возможность расширения торгового и инвестиционного партнерства внутри Евразии, а также развитие логистических коридоров, ориентированных на Восток. Еще одной значимой транспортной артерией, связывающей Европу и Азию, является Северный морской путь. Помимо этого, Правительством Российской Федерации запланирована реализация проектов в области беспилотной логистики — «Беспилотные логистические коридоры» и «Беспилотная доставка грузов».

4. Развитие транспортной инфраструктуры и устранение транспортного неравенства регионов, цифровая трансформация транспортной отрасли

Одним из ключевых направлений развития Российской Федерации является повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий. В этой связи ведется широкомасштабная работа по модернизации Северного морского пути, реализации концепции мегапроекта «Единая Евразия: Трансъевразийский пояс RAZVITIE (ТЕПР) — Интегральная евразийская транспортная система (ИЕТС)», а также по повышению авиатранспортной доступности субъектов Российской Федерации. «В текущем году значительная часть изменений в экономике связана с транспортной отраслью. Изменение торговых отношений с зарубежными странами и связанная с этим перестройка логистики могут рассматриваться не только как барьеры, но и как новые возможности для российского транспорта. Наша страна имеет достаточный потенциал для ответа на глобальные вызовы и угрозы, который может быть реализован посредством масштабных проектов в транспортной сфере», — отметил Олег Карасев, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова.

5. Цифровизация отраслей экономики Российской Федерации как часть глобального цифрового перехода

Внедрение цифровых и интеллектуальных технологий и решений на их основе является неотъемлемой частью цифрового перехода ключевых отраслей экономики и социальной сферы в Российской Федерации. Исполнительный директор Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» Алексей Белошицкий подчеркнул высокий потенциал страны в части цифровизации отраслей экономики, а также выделил основные условия ее осуществления: «Внедрение информационных технологий происходит во всех областях экономической деятельности. По мере ускорения темпов развития науки и технологий, а также под влиянием импортозамещения в области ИТ эта тенденция будет проявляться все более явно. Для достижения поставленных целей в цифровой сфере необходим ряд условий: надежная информационная инфраструктура, человеческий капитал, благоприятная институциональная среда. Развитие в этом направлении будет успешным, если в него будут вовлечены все ключевые участники — и государство, и бизнес, и научное сообщество». Наиболее перспективными отраслями для внедрения цифровых решений являются здравоохранение, транспорт, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, государственное управление, образование, строительство и городское хозяйство.

6. Защита национальных интересов: технологический суверенитет и развитие систем информационной безопасности

Беспрецедентные внешние ограничения подчеркнули важность создания благоприятных условий для опережающего развития научно-технологической сферы и преодоления технологической зависимости от иностранных государств для эффективного и устойчивого функционирования экономики страны. На текущий момент Правительством Российской Федерации сформулирован ряд целей технологического развития, одна из которых — достижение страной технологического суверенитета.

7. Нефть и газ 2.0: переориентация экспорта, развитие собственных обрабатывающих производств и цифровизация

Развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обеспечивает энергетическую безопасность страны, а также оказывает прямое влияние на развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации. Среди наиболее актуальных способов модернизации ТЭК в отношении добычи, переработки, использования и экспорта сырьевых энергоресурсов в первую очередь следует выделить необходимость переориентации экспорта на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, разработку новых и реконструкцию имеющихся материально-технических ресурсов и элементных баз, а также осуществление цифровой трансформации комплекса.

8. «Энергетика будущего»: энергопереход на безуглеродные и низкоуглеродные источники энергии, перспективы развития зеленой энергетики в России

Особенности функционирования ТЭК и активное использование углеводородов в отрасли диктуют необходимость снижать выбросы парниковых газов, достигать углеродной нейтральности и обеспечивать сбалансированное развитие ТЭК путем частичного перехода к безуглеродным и низкоуглеродным источникам энергии, к которым относятся гидро- и ветроэнергетика, ядерная, водородная, солнечная энергетика и другие.

9. Малый атом и новая, более безопасная ядерная/термоядерная генерация

Атомная энергетика является надежным способом генерации электроэнергии, среди преимуществ которого выделяют минимальные последствия для климата и окружающей среды в целом. Наиболее перспективным направлением развития атомной энергетики эксперты Международного агентства по атомной энергии называют малые модульные реакторы и атомные станции малой мощности, постепенный переход на которые может стать новым стратегическим трендом в борьбе за декарбонизацию отечественной и мировой экономики.

10. Сохранение биоразнообразия как инструмент межнациональной экологической политики

Биологическое разнообразие является одним из основных природных ресурсов Российской Федерации. На текущий момент в стране реализуется федеральный проект «Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма», предполагающий увеличение площади особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации, а также реализацию инициативы «Бизнес и биоразнообразие», которая направлена на вовлечение представителей бизнес-сообщества в вопросы сохранения биоразнообразия.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Полина Хаустова

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии

0