Артем Жданов: что ждет российский рынок видеопродакшена
В прошлом году многие международные компании покинули российский рынок, забрав с собой бюджеты на рекламу. Продакшены, которые создавали ролики, в том числе для зарубежных брендов, оказались в тяжелой ситуации: кто-то принял решение уехать вслед за клиентами, а кто-то — остаться и перестраивать процессы. Об изменениях на рынке, работе с российскими брендами и конкуренции в сфере видеопродакшена редакции «Сделано в России» рассказал Артем Жданов, основатель студии «Yes, Today! Film».
Как пошатнуло рынок рекламы в 2022 году?
С российского рынка действительно ушло много зарубежных компаний. Агентствам — особенно тем, кто в основном работал с международными брендами, — пришлось быстро пересобирать портфель клиентов. Сегодня основную прибыль продакшнам приносят российские и китайские бренды.
Помимо зарубежных компаний страну покинули и хорошие специалисты: режиссеры, операторы, сценаристы. В октябре, когда мы снимали рекламу для брокера «Финам», люди повально отказывались от работы из-за релокации. Тогда для ролика мы заменили и оператора, и второго режиссера.
Что касается нашей позиции, то еще зимой команда Yes, Today! Film приняла решение остаться в стране. Во-первых, за годы работы мы собрали вокруг себя огромное количество крутых подрядчиков и партнеров. Даже учитывая то, что часть из них разъехалась по миру, набрать команду на проект — для нас все еще не проблема. Во-вторых, релоцироваться — это начать все сначала. Чтобы перенести в другую страну бизнес, который мы здесь строили долгое время, потребуется неоправданно много усилий. Ну и наконец, мы и так всегда старались сотрудничать с российскими клиентами — это сработало нам на руку.
Мы понимали, что компании захотят оптимизировать рекламный бюджет, и расшили пакет услуг. Мы стали не только снимать ролики, но и придумывать сценарии для них, — по цене в 2-3 раза ниже ценника сетевых агентств. Стратегия сработала, к нам пришли бренды, которым было важно оптимизировать бюджет и при этом не ухудшить сервис.
Возможно ли создавать рекламные ролики удаленно?
Возможно, но не полностью. Сейчас в работу студии Yes, Today! Film входит креатив (создание сценария), препродакшн (подбор локации, актеров и тд) продакшн (съемки) и постпродакшн (монтаж , графика, цветокоррекция и др). Креатив и постпродакшн можно запросто провести удаленно — на результате такой подход почти никак не отразится. А вот снять ролик в России, находясь за границей, почти невозможно. Как минимум на съемках клиент обязательно должен быть на площадке — чтобы смотреть в playback и в режиме реального времени давать правки и комментарии.
Главная проблема агентств, которые работают на российский рынок из-за границы, — в том, что они находятся не в контексте. Невозможно собрать хорошую команду под проект, выстроить все процессы и удачно спродюсировать ролик, если ты не понимаешь, что происходит на рынке.
Возможности и преимущества тех, кто остался
Для крупной международной компании ролик — это просто гигиенический минимум, который нужно выполнить, чтобы твой товар знали и покупали. При этом не каждый локальный бренд мог себе позволить снять ролик и «крутить» его в телевизоре, выгоднее было направить бюджет на другие рекламные инструменты. Ситуация поменялась, когда крупные игроки ушли с рынка. Это позволило нашим брендам обратить внимание в сторону видеорекламы и занять нишу, громко заявив о себе.
В ближайшее время наша страна будет наращивать внутренний рынок — появятся новые российские бренды на замену ушедшим иностранным, уже существующие компании ускорят темпы роста. Профессионалы, которые работали в местных представительствах международных брендов, остались в стране и перешли в российские компании. Их бэкграунд и компетенции позволят вывести российский видеопродакшн на новый уровень.
Сейчас — лучшее время для молодых ребят, которые только хотят войти в индустрию. Как говорят, «свято место пусто не бывает», рынок стал свободнее и открыл дорогу новым талантливым специалистам.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Автор: Александр Байгазин
Сделано в России // Made in Russia
#сделановроссии