Эксперт: МСП в новых реалиях должно обеспечить функционирование экономики России
Фото: Pxhere
Западные санкции вопреки ожиданиям позволили выйти на отечественный рынок молодым российским предпринимателям, которые уже начали успешно замещать ушедшие бренды и товары. В первую очередь свои шансы получили субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Об этом в беседе с редакцией «Сделано в России» заявил директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, экономист Алексей Зубец.
«Насчет того, что МСП - главный игрок в импортозамещении - правильно только для каких-то одних узких рынков, к примеру, параллельный импорт. Надо понимать, что параллельный импорт осуществляется как раз игроками из МСП: завозят в Россию продукцию, которая должна замещать зарубежные поставки. И эти бизнесмены играют огромную роль в обходе санкций», - отметил Зубец в беседе с редакцией «Сделано в России».
По его словам, не стоит питать иллюзий о каких-то крупных сделках у МСП, а сосредоточиться на том, что этот сегмент бизнеса способен полноценно решать в первую очередь первостепенные потребности граждан.
«Если говорить об экономике в целом, то МСП в России никогда не играл существенной роли. Основной источник ВВП страны - это крупный бизнес и это всем известно. Малый бизнес же всегда занимался обслуживанием населения и всегда отличался достаточно низкой производительностью труда. Что касается роли этого сегмента бизнеса в современных реалиях, то МСП должно обеспечить нормальное функционирование российской экономики», - считает эксперт.
Многие компании замещают ушедшие бренды, при этом практически не трансформируя бизнес, освободившиеся площади которого они получают. Это приводит к созданию абсолютно новых брендов, которые в условиях отсутствия зарубежных конкурентов начинают занимать собственные ниши и предлагать уже полностью свою продукцию. Тем не менее, как считает Зубец, в долгосрочной перспективе у такого бизнеса шансов на устойчивое развитие может не оказаться.
«Малый и средний бизнес - это вообще не про долгосрочное планирование. МСП живет буквально несколько лет: 2-4 года, если сильно повезет, то 10-15. Сейчас говорить о том, чтобы малый бизнес работал на долгую перспективу и выстраивал собственные бренды, рассчитанные на длительную жизнь на рынке, не приходится. Что касается замещения известных брендов, то это идея неплохая. У МСП нет денег на рекламу и вкладывать серьезные средства на раскрутку оно не может и не будет. Поэтому вкладываться в известные бренды, поддерживать те идеи, что уже закрепились - самая логичная история. Это хорошая стратегия, которая позволит сэкономить на раскручивании бизнеса», - отметил Зубец.
По мнению эксперта, в случае возвращения зарубежных брендов в Россию, им придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны отечественных предприятий, которые заняли их места. Зубец высказал предположение, что «многие, кто раньше ходил за тем или иным зарубежным фастфудом, сейчас начал привыкать к местной шаурме и возможно больше не захочет возвращаться к бургерам», уточнив, что новые заведения, появившиеся после ухода иностранных конкурентов, даже в случае их возвращения никуда не денутся.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Автор: Александр Байгазин
Сделано в России // Made in Russia
#сделановроссии