Сделано в России

Все регионы
РУС
Интервью

Как изменится российское образование после отказа от Болонской системы

2528
Как изменится российское образование после отказа от Болонской системы

Как отказ от Болонской системы образования в России повлияет на программу обучения, какие изменения и какие риски возникнут для выпускников российских вузов. Об этом редакции «Сделано в России» рассказал директор Высшей школы креативных индустрий РЭУ имени Г.В. Плеханова Дмитрий Котов.

Как после отказа от Болонской системы и переход к системе образования СССР будет выглядеть процесс обучения в современной России?

Отказ от Болонской системы - это не совсем переход к системе образования СССР. Суть ведь не только в том, что в СССР студенты учились 5 лет на специалитете, а Болонская система предполагает 4 года учебы на бакалавриате и потом еще для желающих 2 года на магистратуре. Такая система возникла в 1999 году, когда министры образования из 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, к которой через 4 года присоединилась и Россия.

Необходимость такой декларации тогда объяснялась очень просто. Исторически в каждой стране сложились свои собственные стандарты образования, поэтому было сложно сопоставить специалиста из России и, например, Франции, потому что они учились по-разному и их по-разному оценивали. Ну, например, в ВУЗах СССР были приняты оценки по 5-балльной шкале. "Отлично", "Хорошо" и "Неуд" это были пятерки, четверки и двойки. И теперь представьте, что человек с таким дипломом приезжает в Европу, а там какая-нибудь 10-балльная система, или 24-балльная, или 100-балльная. В общем, «кто в лес, кто по дрова». Чтобы такого не происходило, страны Европы договорились, что:

А) они приведут все свои системы высшего образования к единому стандарту

Б) будут признавать дипломы друг друга. То есть, с дипломом из России можно будет работать во Франции, т.к. обе страны входят в Болонскую систему.

В общем, если совсем коротко: суть Болонской системы в единых стандартах и признании дипломов друг друга. Хорошо это или плохо?

Единый стандарт образования означает, что должны быть и более-менее одинаковые программы обучения. И если дело касается физики или математики, то оно, может, еще и ничего. Но вот когда речь заходит о гуманитарных науках (истории, философии, обществознанию и т.д.) – то тут уже возникают проблемы. Потому что это мировоззренческие дисциплины. Они формируют взгляды человека, его ценности. И теперь вы сами можете представить, как легко запудрить нашей молодежи голову, просто создавая нужные (Европе) программы обучения по той же истории (а создаются эти стандарты образования именно в Европе, а не у нас). Ну, например, сколько копий было сломано при обсуждении того, кто все-таки выиграл Вторую мировую войну? Где правда – в фильме «Спасая рядового Райана» или в киноэпопее «Освобождение» Юрия Озерова? Болонская система практически не учитывает национальные интересы в рамках образовательной системы.

И это касается не только содержания программ. Одним из преимуществ Болонской системы для студентов, выпускников и преподавателей была система мобильности за счет укрепления связей между вузами разных стран. Конечно, путешествовать здорово! Изучать языки, видеть мир. Но, во-первых, далеко не все региональные вузы могли участвовать в программах обмена. Международное сотрудничество, программы академических обменов активно развивались в университетах, расположенных, прежде всего, в Москве, Санкт- Петербурге, Томске, Уфе, Казани, Новосибирске и некоторых других крупных городах. Во-вторых, Болонская система часто была инструментом выкачивания из России ценных кадров, приводила к «утечке мозгов». За выпускниками некоторых российских вузов стояли в очередь "покупатели" из европейских стран. С одной стороны, это прекрасно, что российские выпускники могли быть востребованы по всему миру. С другой стороны, получается, что государство тратит средства на образование, на бюджетные места, а выпускники уезжают из страны – в чем тогда смысл государственных инвестиций в подготовку кадров? Как будто бы не рационально.

Поэтому отказ от Болонской системы – это осознанная стратегия в интересах нашей страны, государства. Но это не значит, что такой переход произойдет мгновенно. Полностью отказаться от Болонской системы не получится – миллионы россиян уже получили степень бакалавров и магистров, на ближайшие годы утверждены цифры приема в вузы на данные программы. Все изменения будут внедряться в российские стандарты постепенно, процесс растянется на несколько лет.

Какие перспективы у такого перехода?

Одним из важных изменений, связанных с уходом от Болонской системы, является возрождение роли специалитета в вузах. России не удастся сиюминутно взять и перестроить образовательные процессы под новые (забытые старые) стандарты. Так или иначе, будет система, которая в своих корнях имеет критерии как Болонской, так и национальной российской, а также лучший опыт мировых образовательных систем. Будем надеяться, что основными критериями будут следующие:

  • нацеленность под основные секторы национальной экономики России;
  • реновация существующей ранее советской системы образования под новую реальность и действительность внутри и вокруг России; все-таки со времен распада СССР прошло больше 30 лет!
  • формирование новых образовательных стандартов для сохранения будущих трудовых ресурсов, а также сохранения высокого уровня и потенциала человеческого капитала;
  • формирование новых форматов профессионального отбора и критериев оценки успеваемости студентов высшего образования и, как следствие, возможный отказ от системы тестирования, а точнее реформация самой методологии и подхода к оценке знаний обучающихся.

Хорошим решением для российского образования стала бы модель “2+2+2” – разделение первой ступени высшего образования на два этапа. Эта модель предполагает постепенное погружение студента в выбранную отрасль с возможностью определить ход обучения по мере освоения программы. Данная реформа приведет к снижению доли тех, кто отчисляется после нескольких курсов бакалавриата. Изменения дадут студентам больше свободы: обучающиеся смогут самостоятельно взвешивать все плюсы и минусы направления подготовки, искать свое призвание, пробовать себя в предполагаемой области развития. При таком подходе траектория будет выглядеть так:

  • Первые два курса студент проходит общие дисциплины, сопряженные с родственными специальностями.
  • С третьего курса начинается углубленная специализация, которую определяет сам обучающийся.
  • 5-6-й год – тщательное изучение узкой сферы, то есть, по сути, та же магистратура.

Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков уже заявил, что в любом случае сейчас полный отказ от бакалавриата и магистратуры невозможен: "Не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре. Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована".

Какие сложности у такого перехода?

Сложности традиционные: не запутаться в стандартах и сопроводительных документах учебного процесса. Переделка программ учебных дисциплин потребует много сил и времени. И очень не хотелось бы, чтобы это был формальный процесс. В идеале это должно привести к ревизии и улучшению образовательных программ. К повышению на первых курсах фундаментальной подготовки, развивающей аналитическое и критическое мышление, а не только концентрации на узких специализациях. Ведь это еще и в тренде того, что жизнь наша ускоряется, и мы начинаем чаще менять сферы деятельности, и за всю жизнь менять не одну профессию.

У вас стартует набор на новую магистерскую программу «Мультимедийные цифровые технологии в креативных индустриях» - что она собой представляет?

Да, мы пока не отказываемся от набора в магистратуру. Наша программа – уникальная, она нацелена на подготовку digital creators – иначе говоря, создателей цифровых вселенных, креативных сервисов и продуктов. В ХХI веке цифровой мир все сильнее смешивается с реальным. Мы помогаем, обучаем смешивать миры – готовим востребованных специалистов, которые работают на стыке технологий и творчества, при непосредственном участии работодателей.

Как будет проходить обучение? Какие технологии планируется применять?

Сейчас время, как кажется, нестабильности, но и время новых возможностей. На рынке HR белых воротничков – сокращения, оптимизации. Чтобы не потерять работу, и даже, наоборот, улучшить условия труда, надо срочно становиться креативным. Это одно из условий конкурентоспособности в новых условиях. Но лозунг «стань креативным» выглядит как декларация, пустые слова. Мы на нашей магистерской программе «Мультимедийные цифровые технологии в креативных индустриях» стараемся разложить креативность на конкретные навыки и умения: работа с информацией и искусственным интеллектом тайм-менеджмент и эссенциализм (отсечение лишнего и умение определять приоритеты) знание маркетинга, понимание своих целевых аудиторий и основ организации продаж, включая самопродажи себя как творческой личности и так далее…

Вот, например, часто говорят, что искусственный интеллект вытеснит людей с рынка труда. Это и правда, и нет. ИИ вытеснит плохих профессионалов. Переводчика, который переводит слова, а не смыслы. Такую работу уже выполняют онлайн-переводчики. ИИ вытеснит учителей, которые проверяют букву, тесты, а не знания. Продажников, которые продают табуретку, а не пользу для клиента. Поскольку в мире непрофессионалов, к сожалению, очень много, то для них любое развитие ИИ – это угроза. Для профессионалов – пока нет. Конечно же, врач, который опирается на миллионы данных, ставит лучший диагноз. Учитель, который не занят проверками тонн домашних заданий, работает на урках умнее и интереснее, особенно если использует базу данных ИИ при подготовке к уроку. Продажник, зная все о болях клиента и болях отраслей и регионов, удачливее в продажах. Поэтому сначала ИИ (лет через 10-15) убьет работу непрофессионалов, а потом начнет убивать работу тех профессионалов, которые не умеют работать с ИИ. А вот остальным он только в помощь и в капитализацию. До того периода, пока на одной стороне есть человек – до тех пор в любом действии нужен креатив, выход за рамки, эмпатия.

Выпускник нашей магистерской программы – как мы шутим – это такой «креативный терминатор», который не боится сложных задач, дружит с технологиями и инновациями, быстро обучается и не боится сложных задач. Поэтому высококонкурентоспособен.

Кто сможет пройти обучение?

Любой, кто закончил бакалавриат. Прежде всего, мы ждем выпускников направлений IT, маркетинга, менеджмента, медиакоммуникаций. Но не только. Наша программа очень междисциплинарная, она вбирает в себя много направлений, так как все новое, чаще всего, рождается на стыке разных направлений. И, конечно, мы ждем не только выпускников бакалавриата РЭУ имени Плеханова. Опросы показывают, что сейчас многие предпочитают для разнообразия атмосферы и студенческой жизни бакалавриат заканчивать в одном вузе, а магистратуру в другом. Это, кстати, одно из пока существующих преимуществ Болонской системы.

Что ждет участников программы по ее окончании?

Само собой, выпускник магистратуры получает диплом государственного вуза государственного образца. Плюс мы сейчас активно ведем переговоры с потенциальными индустриальными партнерами, которых озвучим на Днях открытых дверей нашей программы. Эти партнеры, надеюсь, не только помогут нам с организацией практики наших студентов между 1-м и 2-м курсом, но и помогут с трудоустройством лучшим студентам. И это еще не все. Наша программа вообще максимально практико ориентированная. Поэтому наши студенты будут разрабатывать собственные креативные проекты, которые будут поддержаны Бизнес-инкубатором РЭУ имени Г.В. Плеханова, пройдут интенсивную акселерацию, чтобы быть востребованными на реальном рынке.

Планируется ли расширять программу и как?

Еще через год мы планируем запустить аналогичную бакалаврскую программу с бюджетными и платными местами, где расширим спектр специализаций. Цифровые технологии не стоят на месте, каждый год возникает что-то новое. Кроме того, наша Высшая школа креативных индустрий РЭУ имени Плеханова не планирует замыкаться только на цифровых технологиях. Спектр креативных индустрий очень широк: мода, музыка, театр, кино, музейный и галерейный бизнес. Направления будут тестироваться в формате программ ДПО (дополнительного профессионального образования), и линейка наших образовательных программ будет постоянно увеличиваться. Сейчас мы готовим серию коротких интенсивных программ «Креативное лето в Плехановке», а ближе к осени расскажем еще о наших нововведениях.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Александр Байгазин

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии

0