Сделано в России

Все регионы
РУС
Интервью

Реальность виртуальная и настоящая. Как просто освоить VR и как это пригодиться в обычной жизни?

775
Реальность виртуальная и настоящая. Как просто освоить VR и как это пригодиться в обычной жизни?

Фото: из личного архива Дениса Захаркина

Создать собственного «цифрового двойника», узнать всё об устройстве предмета, ни разу не видя его в действительности, и учиться в виртуальности. Всё это уже есть в нашей жизни. Редакция «Сделано в России» (входит в проект РЭЦ Сделано в России) пообщалась с Денисом Захаркиным – создателем российской компании VR Concept о том, как в нашей стране развивается виртуальная реальность и как ее можно использовать для улучшения реальности настоящей.

Где вы родились и как пришли в индустрию? Ваши родители связаны с научной деятельностью или вы первый в своей семье, кто выбрал этот путь?

- Родился я в Москве, в СССР. В школе еще увлекся программированием благодаря тому, что у нас дополнительные занятия по субботам по программированию были. Изучали мы «Паскаль». В принципе, у меня очень хорошо было с математикой в школе, и это привело к тому, что я нацелился на поступление именно как программист. Так сложилось, что поступил в МГТУ Станки. По окончании МГТУ Станкин я попал в эту струю, совершенно случайно. Это были двухтысячные – самый расцвет и развитие компьютерной игровой индустрии.

Естественно, как все в то время хотел программистом работать в игровой индустрии. Разместил на ДТФ резюме, и откликнулись из компании, которая, как на собеседовании выяснилось, занимается технологией VR. Это был 2008 год. VR тогда, конечно, это было что-то совершенно космическое, нереальное и жутко интересное. Собственно, вот с того времени я работаю в индустрии виртуальной реальности.

Родители. Ну, тут вопрос про научную деятельность… наверное, скорее предпринимательскую деятельность. Нет, мои родители не связаны с предпринимательской деятельностью. Моя мама – она стоматологическая медсестра, отец – художник. Он работал в газетах – в «Правде» в «Российской», «Парламентской» и был выпускающим. Начинал как верстальщик. И вот, он из этой индустрии, причём в поколении.

Какова история создания компании VR Concept? Какие были ваши личные мотивы для запуска проекта?


- Работая в компании «ВИ-ГРУПП», я познакомился с большим количеством компаний, реализующих различные продукты и технологии для рынка виртуальной реальности в Европе в Штатах. Участвовал в реализации большого количества проектов, как в России, так и в Европе.

С партнёрами, с коллегами, мы в 2014 году решили основать компании VR Concept. Предпосылками было в первую очередь то, что, работая с зарубежными продуктами для виртуального прототипирования и технологиями виртуальной реальности для промышленности, мы сталкивались с тем, что они имеют очень много ограничений. И наша целью было – сделать продукт, который будет конкурентным на рынке. И, естественно, превосходить вот эти вот зарубежные конкурентные решения. Ну и, собственно, к этому моменту, уже проработав достаточное время в компании на рынке, начиная как программист, консультируя большое количество компаний, а параллельно работая в НИАТе, в МГУ на факультете психологии – я помог им в реализации большого количества исследований, уже начал управлять какими-то проектами. Больше общаться с клиентами, обучать клиентов. То есть захотелось уже какого-то роста, развития и чего-то своего.

С какими сложностями вы столкнулись при развитии компании и как вы их преодолевали?

- Главная сложность, с которой мы столкнулись, и до сих пор сталкиваемся – это, конечно, то, что рынок виртуальной реальности находится на очень ранней стадии развития и только-только формируется. И здесь для нас является ограничением именно объём этого рынка. Во-вторых – уровень цифровизации компаний, потому что мы нацелены на промышленность, строительство, образования техническое, инжиниринг. Здесь ограничением является то, что уровень цифровизации находится на достаточно низком уровне. Причём, мы продавали за рубежом, и работаем с зарубежными компаниями, и на самом деле уровень цифровизации в мире – он, в общем-то, достаточно низкий. То есть нельзя сказать, что Россия как-то отстаёт. Хотя, конечно, по некоторым сегментам, отраслям заметно это отставанием.

А как мы их преодолевали? Искали новые сегменты, искали новые рынки. Сейчас мы вышли на образование. Мы занимаем активную позицию с точки зрения визионерства, в хорошем смысле этого слова. То есть запустили свой акселератор, запустили свою Академию, активно участвовали во всех социальных сетях, постоянно публикуем новости, статьи пишем, делаем видеоролики с демонстрацией возможностей. И, в принципе, для себя сейчас главной целью ставим даже в первую очередь не продукт, не технологические продукты, а именно продукт с точки зрения кейсов и эффектов от внедрения VR технологий в различные отрасли. Наши цели сейчас – формирование лучших практик внедрения виртуальной реальности в различные процессы.

Какие продукты и услуги предлагает ваша компания и как они отличаются от аналогов на рынке? Расскажите о продуктах компании простыми словами. Как можно по-простому объяснить термины «цифровой двойник» и «прототипирование»?

- Наша компания делает продукт – это коробочное программное обеспечение. То есть любой человек может зайти к нам на сайт, скачать продукт, установить на компьютер и сразу начать им пользоваться. Программное обеспечение наше нацелено на то, чтобы любой человек мог легко в виртуальное пространство загрузить любую 3D модель. Причём в этом виртуальном пространстве он мог оказаться не один, а вместе с коллегами, заказчиками, партнёрами, студентами, друзьями. Кто угодно, в любом количестве может в эту виртуальную реальность зайти, которую он создал с помощью нашего программного обеспечения, и вместе интерактивно взаимодействовать с этой 3D моделью. Причём для создания такого проекта достаточно просто иметь 3D модель, загрузить, и не надо не обладать какими-то специальными навыками, или навыками программирования.

В виртуальное пространство может загружаться в том числе и инженерная модель, поэтому здесь мы подходим уже к понятию «цифрового двойника». Это цифровая копия чего-то, что существует в реальной жизни. На самом деле «цифровой двойник» может быть не только завода или автомобиля, он может быть, например, двойником двигателя, вашего холодильника или даже вашей собаки. Или вас лично. Причём под этим оцифрованным представлением подразумеваются не только 3D модели, то есть трёхмерное представление, но ещё и информация. Например, если мы говорим про автомобиль, то это о том, какими он обладает техническими характеристиками, в каких условиях может работать, с какими скоростями он может преодолевать расстояние, сколько он потребляет бензина. Отдельно детали, их логистика, их стоимость.


То есть вся информация о том, как, что и каким образом производится, каким образом существует – это и есть тот самый «цифровой двойник». То есть, если мы говорим про человека, то это некоторый аватар, который выглядит как реальный человек, ведёт себя как реальный человек и говорит тем же самым голосом и фразами. Причём это совершенно не искусственный интеллект. И, естественно, любой поймёт, что это не он. Но, благодаря оцифровке мы можем получать свои «копии», которые, пока мы находимся в отпуске или недоступны, могут нас заменять и принимать или получать ответы и задачи, задавать вопросы именно так, как мы бы это делали.

И если мы говорим про виртуальную реальность, про наш продукт, то здесь идёт речь не о полном «цифровом двойнике», а именно о 3D модели. Когда говорим про промышленность, которая проектирует, например, автомобиль, то наше решение позволяет производить виртуальное прототипирование. А это значит, что они могут проверить то, что они спроектировали, не реализовывая его физически. И заранее обнаружить все ошибки.

Наш продукт – это многопользовательское программное обеспечение для работы с любой 3D моделью в виртуальной реальности, которая применяется в промышленности для виртуального прототипирования. Это приёмка конструкторской документации, оценка эргономики и выявление ошибок до того момента, как начали производить свой продукт. А в образовании – это инструмент для преподавателя, который позволяет ему проводить обучение в виртуальном классе, куда погружается и учитель, и все ученики или студенты. Они с преподавателем видят друг друга, видят изучаемые предметы и могут вместе с ним взаимодействовать.


Конкурентными преимуществами нашего продукта является то, что это, во-первых, очень простое решение, которое быстро разворачивается, не требует навыков для освоения и при этом позволяет организовать многопользовательскую работу и поддерживает без конвертации стандарты строительства и машиностроения. И при этом на российском рынке – это единственное российское программное обеспечение, которое является абсолютной импортонезависимым, то есть реализуется на 3D движке полностью нашей разработки.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Авторы: Полина Хаустова, Дмитрий Сорока

Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ Сделано в России)

#сделановроссии

0