Сделано в России

Все регионы
РУС
Главное

Обоснование и развитие интеграции цепей поставок в отрасли торговли

93

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению сферы оптовой и розничной торговли с точки зрения уровня развития, потенциала и системообразующей функции в мировой экономике. В этом контексте определяется важность и многомерность данной отрасли, которая является фундаментально значимой с точки зрения экономики, социального развития и функционального роста технологического сектора. Основная часть статьи посвящена рассмотрению интегрированных цепей поставок в качестве современного и высокоэффективного формата организации логистических процессов. Автор анализирует предпосылки появления данного подхода, а также основные его особенности и преимущества.

Характеристика современной отрасли торговли

Сфера торговли, которая разделяется на оптовый и розничный сегменты, на сегодняшний день в рамках исторической ретроспективы составляет одну из системообразующих частей экономики любой страны. Сфера торговли составляет порядка 10% общего мирового внутреннего валового продукта. Более того, сфера обеспечивает практически 13% рабочих мест в мировой экономике. Как отмечают эксперты, именно особенности и процессы организации предприятий сферы торговли определяют темпы и уровни развития национальных экономик. Также данный сегмент является одним из важнейших движущих факторов развития малого бизнеса.

Развитие современных технологий и концепций построения бизнеса, согласно мнению экспертов, находит отражение в видоизменении отрасли ритейла. На сегодняшний день в развитых государствах наблюдается высокая доля консолидации предприятий в сфере ритейла [1]. Кроме того, одной из основных тенденций является развитие новых форматов организации деятельности компаний, среди которых большую долю сегодня занимает электронная коммерция, имеющая, согласно оценкам исследователей, огромный технологический потенциал.

Одну из ключевых ролей сфера ритейла также играет в периоды кризисов, так как для расчета индикатора ожидаемого экономического состояния ведущие мировые агентства и фирмы используют данные оборачиваемости в сфере ритейла. Все дело в том, что уровень покупательской способности граждан и показатель потребительской активности, от которых напрямую зависит оценка динамики экономического развития страны, первоначально закладывается в показатели динамики товарооборота предприятий розничной торговли [2].

Сфера торговли в России

Оптовая и розничная торговля является также одной из самых активно развивающихся и фундаментальных отраслей в российской экономике. Согласно отчетным данным, данная сфера предусматривает около 10% всех налоговых поступлений. Однако, как утверждают эксперты, сфера российской торговли значительно отстает в своем развитии от экономик развитых стран. Данное отставание определяется экспертами и аналитиками по ряду фундаментальных показателей:

- степень консолидации в сфере розничной и оптовой торговли;

- развитие и обеспечение торговыми площадями и мощностями;

- уровень производительности;

- развитие представителей малого бизнеса на рынке ритейла;

- уровень внедрения современных высокотехнологичных решений и форматов;

- уровень развития направления дистанционной торговли.


Для развития сферы торговли сегодня поднимаются важные вопросы создания и организации товаропроводящей системы, одной из основных целей которой является удовлетворение клиентских потребностей. Также для создания эффективной системы, как отмечают эксперты, необходимо развить направление логистики и организации цепей поставок [3]. Логистические мощности являются главными конкурентными факторами на рынке, а многие крупные организации выбирают в качестве основного вектора развития интегрированные цепи поставок, так как данная область бизнеса сопряжена с самым большим уровнем издержек. Данная совокупность факторов определяет логистику как важнейшее направление развития современных торговых организаций, а также как фундаментально важный элемент, необходимый для развития эффективности предприятия.

Интегрированные цепи поставок

Исследователи и эксперты рассматривают процесс управления цепями поставок как взаимосвязанные процессы организационного характера, создания плана, проведения мероприятий по контролю и реализации товаропотока. Управление цепями поставок совмещает в себе этапы проектирования, закупки, производства и распределения товаров в контексте установленных рыночных ограничений и требований. Вопрос интеграции цепей поставок является комплексным и затрагивает несколько направлений профессиональной деятельности и областей знаний: стратегическое планирование, менеджмент, логистику, маркетинг.

В контексте уровня развития теоретической методологии и практических техник организации логистических процессов создание, развитие и функционирование цепей поставок исследователями рекомендуется рассматривать с точки зрения поставленной организационной цели, которой является построение системы взаимосвязанных и влияющих друг на друга бизнес-процессов, ориентированных на ценности и цели предпринимательской деятельности [4]. В данном случае взаимная интеграция различных методов и процессов воспринимается как комплексное формирование цепей поставок, которые включают в себя интегрированные логистические технологии и мощности, интегрированные услуги, интегрированный менеджмент и другие.

Предпосылки интегрированного логистического подхода

На протяжении истории представители малого, среднего и крупного бизнеса всегда находились в поиске решений для повышения эффективности реализации и поддержания логистических процессов. На сегодняшний день интегрированные цепи поставок являются инновационным видом стратегической логистической системы. Самыми главными предпосылками для возникновения данной системы исследователи выделяют следующие:

- конкурентоспособность компаний, которая формируется посредством изменения и адаптации стратегий, одним из ключевых элементов которых является эффективная работа логистических механизмов и их понимание;

- формирование новых возможностей, реализуемых посредством взаимной интеграции участников и элементов логистических цепочек;

- формирование и развитие новых масштабных, организационных и структурных элементов - логистических сетей;

- развитие и широкое внедрение информационных технологий, направленных на автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов в сфере производства и торговли.

Согласно мнению исследователей, процесс логистической интеграции можно разделить на 4 различных уровня, каждый из которых предусматривает собственный набор инструментов, имеет свое целеполагание, задачи и специфические составные элементы. Также каждый уровень подразумевает определенную степень организуемой интеграции логистических процессов, возможностей объединения и критерии, по которым производят оценку эффективности [5]. Исследователи выделяют следующие функциональные уровни: операционный, функциональный, внутриорганизационный и межорганизационный.

В современной практической и теоретической области интеграция цепей поставок рассматривается преимущественно в качестве системы, основой которой является фокусная компания. Фокусная компания представляет собой центральное предприятие, являющееся зачастую производственной организацией. Данная компания определяет выстраиваемую структуру цепи поставок. Также в качестве важнейших базовых элементов выделяются поставщики, которые делятся на три функциональных уровня, но административная деятельность и организация остается за фокусной компанией. Более того, среди стратегически важного функционала фокусной компании эксперты выделяют обоснование и утверждение важности интеграции цепей поставок, в рамках чего может быть построено долгосрочное сотрудничество контрагентов системы.


Список литературы

1) “Retail supply chain network design with concurrent resilience capabilities” by R. Alikhani, S. A. Torabi, N. Altay, 2021

2) “A quantitative performance management framework for assessing omnichannel retail supply chains” by B. Adivar, I. Ö. Y. Hüseyinoğlu, M. Christopher, 2019

3) “Digital supply chains in omnichannel retail: A conceptual framework” by R. Ishfaq, B. Davis‐Sramek, B. Gibson, 2022

4) “Iot in supply chain management: a narrative on retail sector sustainability” by T. De Vass, H. Shee, S. J. Miah, 2021

5) “Logistics outsourcing in omnichannel retail: State of practice and service recommendations” by H. Buldeo Rai, S. Verlinde, C. Macharis, P. Schoutteet, L. Vanhaverbeke, 2019

Автор: Кутузов Дмитрий

Эксперт в сфере розничной торговли, генеральный директор компаний ООО «СантехМетиз» и ООО «КрепСантех»

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс

#сделановроссии

0