Эксперт: проблему сезонности потребления цемента в России можно сгладить круглогодичным строительством
Фото: Сделано в России (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
Проблему сезонности потребления цемента можно сгладить через стимулирование круглогодичного строительства. Своими предложениями по этому поводу с редакцией «Сделано в России» (входит в проект РЭЦ в партнерстве с Фондом Росконгресс) поделилась исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина. По ее словам, отраслевое объединение считает необходимым разработать комплексную систему прогнозирования потребностей строительной индустрии в цементосодержащих материалах на средне- и долгосрочную перспективу на основе данных от Минстроя России и Минтранса России.
«В настоящее время производственные мощности российских цементных предприятий значительно превышают спрос, средний уровень загрузки мощностей в Российской Федерации составляет не более 60%. Уровень загрузки цементных заводов связан с низким объемом потребления цемента. Сейчас он растет, что традиционно для старта высокого строительного сезона. Вместе с тем для текущего сезона характерен неравномерный и непредсказуемый рост. По некоторым регионам наблюдаются пиковые всплески с увеличением потребления в июне к июню прошлого года на 30-70% (например, Татарстан, Удмуртия, Самарская область). Мы объясняем такой рост активным возведением жилья, интенсивным поступлением в строительную отрасль финансирования, в том числе государственного», – отметила эксперт.
По ее словам, в этом году соотношение потребления «зима» – «лето» бьет исторические рекорды. В мае-июне объемы потребления по отношению к зиме в некоторых регионах возросли в 10 раз. Хотя обычно рост в регионах с самой высокой сезонностью, например, в СФО, составляет 2,5-3 раза.
«Сезонность потребления является значимой проблемой для цементной отрасли, накладывает отпечаток как на график производства и ремонтов, так и на функционирование мощностей. При этом в мае вводятся сезонные ограничения проезда для большегрузных машин, в том числе цементовозов. Региональные власти нередко пренебрегают необходимой процедурой обследования дороги, вводя запрет необоснованно. В результате весной из-за логистических ограничений те строительные компании, которые и готовы были бы сделать запас цемента, не всегда могут это сделать.
Цементная индустрия – капиталоемкая и энергоемкая, крупнотоннажная, технология изготовления цемента сложна и требует контроля качества на каждом этапе для обеспечения необходимых стабильных характеристик готового продукта. Поддерживать в рабочем состоянии дополнительные мощности без перспектив их загрузки экономически неэффективно. Наращивать объем производимой продукции можно только постепенно, реализуя дорогостоящие ремонтные и инвестиционные программы. Чтобы цементная промышленность могла заранее подготовиться к производству цемента в необходимых объемах, нужны обоснованные прогнозы потребления цемента на срок 3, 5 и 7 лет по регионам страны. Эти показатели будут иметь определяющее значение при формировании планов по строительству и модернизации, увеличению и выбытию цементных мощностей в России», – добавила Мартынкина.
Также эксперт отметила, что сгладить проблему сезонности потребления поможет стимулирование строительства осенью, зимой и весной. Выбор периода зависит от желания строителей и поступления финансирования, если речь идет о государственных объектах. И на данный момент, в основном, нет никаких технологических препятствий для круглогодичного возведения объектов.
«Строительство в холодное время года обходится на 15-27% дороже, чем летом. Удорожание происходит за счет необходимости использования специальных добавок в бетоны (в теплое время они не используются), последующего ухода за свежеуложенным бетоном (существует 27 видов прогрева конструкции, наиболее распространенный – электропрогрев с помощью греющего кабеля, соответственно, идет значительный расход электроэнергии), а также трат на укрывной материал. В среднем на один цикл заливки бетона при бетонировании межэтажного перекрытия многоквартирного дома летом уходит 5-7 дней, зимой – 7-11 дней. Это связано со сложными погодными условиями, необходимости очистки конструкции от снега и наледи, с дополнительными трудозатратами на монтаж греющего кабеля, работой в зимней одежде и т. д. Отмечу, что доля стоимости бетонных работ в общей стоимости возведения конструкции составляет 20,8%. Таким образом, в целом в стоимости строения удорожание не будет значительным. Чем больше площадь бетонирования, тем ниже доля условно-постоянных затрат в строительстве. То есть более выгодно вести зимнее строительство на крупных, масштабных объектах», – подытожила Дарья Мартынкина.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
#сделановроссии
