Экономическое давление привело к возрождению российской авиаотрасли
Фото: «Сделано в России» (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
Российская гражданская авиация, как и другие отрасли отечественной промышленности, столкнулась с серьезными вызовами из-за санкционных ограничений. Подробнее о том, какая работа сейчас проводится для укрепления самостоятельности этой сферы — читайте в этом материале.
Иностранный авиапарк и лизинг
Большая часть российского авиапарка до недавних пор находилась в лизинге у иностранных компаний, которые отозвали подписанные с Москвой соглашения. Это вызвало широкую дискуссию о перспективах российского авиапрома в экспертном сообществе и в СМИ, а у рядовых граждан — вопросы о сохранении доступности авиаперелетов.
Для того чтобы сохранить привычное авиасообщение, Россия приняла решение удержать самолеты и осуществлять выплаты по лизинговым контрактам в рублях.
Как отметил вице-премьер Юрий Борисов, абсолютное большинство авиапарка Boeing и Airbus останется в России. Самолеты внесены в российский реестр и перестрахованы отечественными страховыми компаниями.
Арест за границей был наложен лишь менее чем на 80 из 515 самолетов, которые были взяты в лизинг у западных компаний.
Сейчас Минтранс, Минпромторг и промышленный блок правительства прорабатывают детально вопрос эксплуатации этих самолетов в ближайшее время, пока не будет налажено серийное производство российских авиалайнеров в нужном количестве.
«Безусловно, решение есть. Этот парк достаточно молодой, менее 15 лет, и есть возможность осуществлять его эксплуатацию — не в ущерб, разумеется, безопасности авиационных перевозок», — отметил зампред правительства РФ Юрий Борисов.
Стоит отметить, что линейное техническое обслуживание самолетов в аэропортах осуществляется отечественными операторами. Сейчас все необходимые запчасти имеются.
По словам министра транспорта РФ Валерия Савельева, значительная часть запчастей поставлялась в страну не из западных стран, а другими странами-производителями. По его словам, в случае если поставщики необходимых комплектующих ушли с российского рынка, товары будут закупаться через третьи страны.
Как отметил главный редактор портала Avia.ru, авиационный эксперт Роман Гусаров, опасений о сохранении безопасности полетов быть не должно.
«Я смело могу заявить, что бояться летать не надо. Никакой «кустарщины» ни в коем случае не будет. В авиации люди работают ответственные, никто в гараже выпиливать запчасти для самолетов не будет. Никакого контрафакта ставить на самолеты не будут, потому что никто не будет рисковать своей жизнью и жизнями пассажиров. Все, что будет летать, будет безопасным, как было ранее», — подчеркнул Гусаров в интервью Sputnik.
Он пояснил, что без сертификатов ИКАО (Международная организация гражданской авиации, которая устанавливает международные нормы гражданской авиации) полеты самолетов будут недоступны, поэтому существующие нормы должны и будут соблюдаться.
«Государство может сейчас принять административные шаги по сохранению авиапарка авиакомпании. А что касается технического обслуживания, тут каждая авиакомпания будет сама решать свою задачу. И все обязательства по конвенциям перед ИКАО оно, конечно же, тоже будет соблюдать и осуществлять надзор за их исполнением. Тем более придется учитывать, что к нам сейчас особо пристальное внимание», — пояснил Гусаров.
Вместе с этим авиакомпании России получат субсидии в размере до 110 миллиардов рублей на операционную деятельность, заявил ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Для того чтобы рейсы за рубеж осуществлялись без заминок, а самолеты не были под угрозой ареста из-за санкций, Россия сформировала пул из 193 самолетов для полетов за границу, сообщил глава Минтранса Виталий Савельев. Из них 148 — это Sukhoi Superjet 100, а остальные — иностранные, но российские авиакомпании их выкупили, поэтому они являются собственностью РФ и зарегистрированы в российском реестре.
«Мы считаем, что на эти 193 машины можем рассчитывать, поэтому мы летаем в те страны, которые могут эти машины принимать», — сказал Савельев.
Он добавил, что отечественные авиаперевозчики продолжают вести диалог по расчетам по лизинговым платежам. «Мы пытаемся найти решение с лизингодателями о том, каким образом нам рассчитываться. Потому что наши авиакомпании в состоянии платить», — отметил министр.
Импортозамещение: самолеты
В то же время, основной упор в авиации идет на развитие собственного производства. На сегодняшний день в России функционирует 18 авиастроительных заводов, четыре авиастроительных предприятия опытного производства, 17 ремонтных авиационных заводов, 12 заводов производства агрегатов и 10 моторостроительных заводов. Все они дополнительно усилили свою работу после введения санкций.
Например, объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), куда входит Воронежский авиастроительный завод (ВАСО), планирует увеличить темпы производства дальнемагистральных самолетов Ил-96.
В рамках модернизации Ил-96-400М, которая ведется в ВАСО, самолету удлинят фюзеляж, улучшат системы и оборудование и установят более мощные двигатели.
В Казани тем временем уже началось производство 20 пассажирских самолетов Ту-214. Этот среднемагистральный узкофюзеляжный аппарат рассчитан на 210 пассажиров.
Кроме того, сейчас решается вопрос о возможности использования Ту-214 в «Аэрофлоте», Red Wings и других компаниях. Кроме того, даны поручения ускоренным темпом завершить разработку и вывести в серийное производство самолеты региональной авиации - «Байкал», Л-410, «Ладогу» (Л-610) и Ил-114.
Стоит отметить, что главные надежды отечественного авиапрома связаны с проектами двух флагманских российских разработок — Superjet 100 и МС-21, вокруг которых сейчас сконцентрированы основные ресурсы.
Госкорпорация Ростех уже заявила, что планирует пересмотреть развитие существующих программ по самолетостроению и поставить на российский рынок более 500 гражданских отечественных самолетов до 2030 года. Речь идет о МС-21, SSJ-100, Ил-114 и наращивании серийного производства Ту-214 и Ил-96.
«Надо быть реалистами и четко понимать, что такие задачи не решаются легко. Речь идет о перенастройке целой отрасли. Требуются время, ресурсы, максимальное напряжение. Но все это выполнимо», — отметили в корпорации.
Импортозамещение: заводы и комплектующие
Один из серьезных вызовов в авиации сегодня — перевод производства на отечественные комплектующие, так как проекты в этой сфере изначально запускались в широкой международной кооперации. Однако необходимо учитывать, что работа по развитию самолетостроения велась не одно десятилетие и сейчас дает отрасли серьезный запас прочности, чтобы перестроиться под новые реалии.
По словам вице-премьера Юрия Борисова, иностранные комплектующие в большом объеме присутствовали и были заложены при проектировании Superjet 100 и МС-21. Их нехватка активизировала работу по импортозамещению.
«Работа эта организована. Наши авиастроители в рамках всей кооперации будут организовывать трехсменную работу», — сказал он.
Запланированные серийные объемы, по его словам, теперь должны «целиком и полностью» замещаться отечественным двигателем ПД-14.
В Минпромторге также подчеркнули, что условием скорейшего импортозамещения должна стать замена двигателя иностранного производства на российский ПД-8. Его сертифицируют в ближайшие 12–14 месяцев, заверили в министерстве.
Новосибирский авиационный завод имени Чкалова заявил, что уже в этом году планирует поставить 32 комплекта составных частей для Superjet 100 — это почти на четверть больше, чем годом ранее.
Завод производит отсеки для фюзеляжа (Ф1), хвостовые отсеки (Ф5 и Ф6), горизонтальное и вертикальное оперение самолета. В 2022 году планируется поставить 17 самолетокомплектов отсеков Ф1, Ф5 и пятнадцать самолетокомплектов отсеков Ф6 вертикального и горизонтального оперения. Вместе с этим предприятие продолжает работу по механообработке МС-21.
Таким образом, сроки работы над импортозамещенным Sukhoi Superjet будут ускорены и до конца года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует поставить около 20 самолетов, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Существующие производственные мощности позволяют нарастить производство самолетов до 40 единиц в год. Это тот уровень, на который мы будем стремиться вывести производство импортозамещенной версии в ближайшие годы», — сказал глава Минпромторга РФ Денис Манутров.
Наравне с этим власти заверили, что на время перестройки процессов и наращивания мощностей запустят серийное производство Ту-214 и широкофюзеляжного самолета Ил-96-400, который выпускали ограниченными сериями и в основном для специальных перевозчиков.
Как подчеркнул вице-премьер Юрий Борисов, государство готово принять дополнительные меры по сдерживанию цен на авиакеросин, чтобы не перекладывать стоимость авиационных билетов на пассажиров.
Господдержка и традиции
Современная авиационная отрасль России выстраивалась на базе Военно-воздушных сил СССР, которые по численности личного состава и количеству летательных аппаратов на момент раздела являлись самыми крупными ВВС в мире — к 1990 году Союз имел более шести тысяч самолетов разных типов.
Хотя распад Советского Союза и нарушил традиционные схемы работы предприятий, работа по созданию инструментов финансирования возобновилась к концу 1990-х — началу 2000-х годов.
В результате планомерной работы по восстановлению авиапрома уже к 2010 году объем выручки российских предприятий отрасли превысил 504 миллиарда рублей, из них 31% приходится на самолетостроение, 24% — двигателестроение, 11% — приборостроение.
Антироссийская санкционная политика подстегнула дальнейшую работу по формированию безопасной и автономной авиации в стране.
После ввода новых ограничений президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что в горизонте текущего десятилетия доля отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний должна кардинально вырасти.
«Это, конечно, шанс для производителей авиационной техники, — конечно, с обеспечением высокого уровня качества, надежности и экономической эффективности нашей техники. Это важно и для российских авиакомпаний, в том числе частных, чтобы они развивались как динамичный, прибыльный бизнес, и, конечно, для пассажиров, чтобы у них была возможность купить авиабилет по доступной цене, а уровень безопасности, комфорта, сервиса отвечал бы самым современным стандартам. Говорю сейчас не только о межрегиональных рейсах, но и о развитии малой авиации, сообщении с труднодоступными, отдаленными территориями», — заявил Путин.
В марте был подписал закон, позволяющий по решению правительства регистрировать права на иностранные самолеты, которые находятся в лизинге у отечественных компаний, чтобы сохранить авиапарк для бесперебойного функционирования гражданской авиации в условиях санкций.
В апреле был издан указ, согласно которому авиакомпании временно смогут платить за покупку, аренду и лизинг самолетов компаниям из недружественных стран в рублях.
На поддержку авиакомпаний и аэропортов в 2022 году российское правительство направит в общей сложности 311 миллиардов рублей. Кроме того, президент распорядился выделить 110 миллиардов рублей на субсидирование внутренних перевозок с апреля по октябрь текущего года.
Внутренний туризм
Санкции против российской авиаотрасли не повлияют на развитие внутреннего туризма в России, считает председатель совета директоров одной из туристических компаний Тарас Демура.
«Для внутрироссийского туризма, безусловно, самолетов будет не просто достаточно, но в избытке. Все те самолеты, которые летали за рубеж, будут максимально активно летать по России», — отметил Демура.
По данным из открытых источников, российские авиакомпании в январе-феврале 2022 года перевезли свыше 14 миллионов пассажиров, что почти на 34% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Внутрироссийские перевозки за два месяца увеличились на 11% и составили 10,4 миллиона пассажиров. Международные перевозки выросли более чем в 3 раза, достигнув показателя 3,6 миллиона человек.
В крупнейших аэропортах РФ уже приземлили 246 бортов производства Airbus, Boeing, Bombardier, DHC-8 и Embraer, эксплуатируемых авиакомпаниями «Аэрофлот», «Россия», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», Red Wings, «Ираэро», Nordstar, «Ямал», AZUR air, Utair и «Победа», а также грузовые борты компаний «Волга-Днепр», Air Bridge Cargo и «Атран».
Рейсы внутри России за последнюю неделю выполняла 261 лизинговая машина. Кроме того, в Россию продолжают летать 32 авиакомпании из 67 стран. Как показало время, проблем с авиасообщением в России не наблюдается.
«Для российских авиапроизводителей открывается уникальная возможность, потому что высвобождается серьезная ниша. И нужно с учетом всех последних событий сделать выводы. Массово сейчас нарастить количество именно отечественных самолетов, поменять эту пропорцию и больше не возвращаться к прежней ситуации. Ведь в Советском Союзе всегда летали на чисто отечественных самолетах, и эту практику нужно восстановить», — заявил зампред правительства РФ Юрий Борисов.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Автор: Михаил Садченков
Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
#сделановроссии