Главное

Локомотивы развития: железнодорожная промышленность готова к импортозамещению

521
Локомотивы развития: железнодорожная промышленность готова к импортозамещению

Фото: «Сделано в России» (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс

Антироссийские санкции активизировали работу по импортозамещению, а также привлекли внимание широкой общественности к производственным мощностям страны. Как обстоят дела в железнодорожной сфере, которая способна снизить нагрузку с автомобильной и авиационной отраслей и нивелировать ограничения недружественных стран в логистике — читайте в этом материале.

Протяженность и производственные мощности

На сегодняшний день Россия обладает одним из самых крупных железнодорожных комплексов в мире. Общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей превышает 122 тысячи километров — это втрое больше длины экватора Земли. Из них около 87 тысяч — пути общего пользования и 35 тысяч километров — пути необщего пользования (они пролегают на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых).

По данным Минпромторга России, в 2021 году страна выпустила железнодорожную технику на 540 миллиардов рублей, что соответствует уровню 2020 года.

Как отметили в ведомстве, к 2020 году российский рынок железнодорожной техники достиг насыщения, но геополитические риски и вызываемые ими логистические проблемы (задержки подвижного состава за границей, увеличение сроков оборачиваемости подвижного состава) создают угрозу образования участков локального дефицита тех или иных позиций железнодорожного подвижного состава. Это может увеличить потребность в отдельных видах железнодорожной техники, пояснили там.

Тем не менее, предприятия железнодорожного машиностроения России смогут закрыть все потребности в соответствии с платёжеспособным спросом, поскольку обладают достаточными производственными мощностями.

Достижения отрасли позволяют России активно развивать экспорт железнодорожной продукции. В 2021 году его объем составил 1,1 миллиарда долларов. Наибольшие объёмы поставок традиционно отмечаются в страны СНГ, Египет, Монголию.

Импортозамещение

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что промышленность в новых условиях может и должна нарастить объемы производства продукции. Полностью удовлетворить спрос на железнодорожную технику и компоненты планируется к 2024 году.

Как рассказали в ведомстве, на российских производственных площадках сегодня используются зарубежные комплектующие, но доля импорта в видимой структуре потребления на российском рынке железнодорожной продукции составляет менее 10%. Она поставляется из широкого круга стран, поэтому трудностей с поставками не прогнозируется.

При этом работа по обеспечению железных дорог отечественной продукцией идет на предприятиях полным ходом. Например, один из крупнейших в стране вагоностроительных заводов в Торжке ежегодно выпускает 400 вагонов. Сейчас предприятие приступило к освоению сборки вагонокомплектов и вагонов служебно-технического сопровождения. Здесь планируется организовать полный цикл производства вагонов спецназначения, малых серий вагонов для перевозок пассажиров и обслуживающего персонала, а также опытного подвижного состава.

Другой крупный производитель тяжелой путевой техники и оборудования для строительства, обновления и содержания железнодорожных путей находится в Туле. Предприятие уже в этом году планирует начать поставки снегоочистительной машины с пневматическим обдувом, которая способна на высоких скоростях чистить пути, межрельсовое пространство и элементы рельсовых скреплений мощным воздушным потоком. Разработчики уверены, что эта техника позволит увеличить производительность на 140% при снижении стоимости работ на 32%.

Кроме того, в апреле этого года в опытную эксплуатацию запустили первый в России грузовой вагон с раскрывающейся крышей. Он состоит из двух секций, расположенных на трех вагонных тележках. В такой вагон можно поместить тяжеловесные, легковесные, длинномерные или крупногабаритные грузы, которые невозможно загрузить через дверь обычного крытого вагона. Крыша может откидываться при помощи электропривода. Общая грузоподъемность вагона — 93 тонны, объем кузова 230 кубических метров.

Проект нового электропоезда «Ласточка» ЭС104 запустили в «Уральских локомотивах». Первый поезд новой модификации уже выпущен, сейчас проходят испытания. Поезд предназначен для перевозок в любых регионах. ЭС104 станет базой для линейки скоростных поездов, это будут модификации как для крупных агломераций, так и для регионов с небольшим пассажиропотоком. Ее состав может насчитывать от 4 до 12 вагонов вагонов, а конструкционная скорость составит до 160 километров в час.

Предприятия отрасли наращивают не только количественный потенциал, но и ведут постоянную работу по повышению комфортности для пассажиров. Осенью 2021 года сразу два десятивагонных скоростных поезда «Ласточка» повышенной комфортности начали курсировать между Нижним Новгородом и Москвой. Отечественные вагоны не уступают импортному аналогу — вагонам «Стриж», которые обслуживались испанской компанией, ушедшей с российского рынка.

В салоне «Ласточек» установлены новые кресла с откидывающимися спинками, все сидения оборудованы индивидуальными розетками и USB-портами. Кроме того, весь первый вагон отведён для пассажиров бизнес-класса. В десятом вагоне расположены места с креплением для размещения инвалидных колясок и кнопкой вызова проводника.

Стоит отметить, что промышленный комплекс активно развивается благодаря новым цифровым решениям. Так, российская компания создала программное обеспечение, которое позволяет вагоностроителям оптимизировать планирование производственных процессов и повысить точность расчетов и прогнозов.

Узнать о ходе работы по импортозамещению представители отрасли могут в автоматизированной информационной системе (АИС) «Импортозамещение».

В системе будут собираться данные по замене импортосодержащей продукции общего назначения на отечественную.

Грузовые перевозки и логистика

По данным аудиторско-консалтинговой компании, Россия характеризуется высоким показателем средней дальности перевозок железнодорожным транспортом, так как основные грузоотправители расположены в центре страны, а значительная доля грузовых потоков направлена на экспорт. В Индии и Китае этот показатель примерно в три раза ниже, отмечают аналитики.

Наличие профицита полувагонов отражается в снижении ставок аренды: с декабря 2019 года по декабрь 2020 года они снизились более чем в два раза.

Благоприятные тенденции в отрасли привели к тому, что последние 10 лет доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота неизменно росла. Это в основном обусловлено ростом перевозок угля в экспортном направлении. Наблюдается положительная динамика контейнерных перевозок — одного из наиболее динамично развивающихся грузовых сегментов. В 2020 году рост перевозок составил 16%, до 5,8 миллиона TEU (1 TEU — эквивалентен полезному объему стандартного контейнера длиной около 6 метров). Наибольший рост был зафиксирован в транзитном сообщении (38%, до 0,8 миллиона TEU), большую часть которого составляют грузы на направлении Китай — Европа — Китай.

По оценке участников рынка, сегодня западные запреты и ограничения, которые повлияли на отечественные автотранспортные компании и авиационную отрасль, спровоцировали большой интерес к железной дороге.

Первый замгендиректора РЖД Сергей Павлов уже заявил, что компания готовится к переходу грузоотправителей с автотранспорта на железнодорожный в европейском направлении. «Сегодня у нас огромный вызов по автомобильным перевозкам в направлении Европы. Мы это обсуждали в Минтрансе. Колоссальное количество разрешений на пересечение автомобилей было выдано, сейчас это не работает. Мы ожидаем в ближайшее время очень серьезную переориентацию наших грузоотправителей, и наших, и европейских — переход на железнодорожный транспорт. И к этому мы готовимся», — сказал он.

По его словам, еще одной тенденцией сегодняшнего дня является поворот грузов с запада на восток. «Не случайно мы приняли программу развития БАМа и Транссиба, которая успешно реализуется. Планируем со 144 миллионов тонн довести пропускную способность к 2024 году до 180 миллионов тонн. Но уже сейчас мы видим, что грузоотправители разворачивают свои поставки не просто с запада на восток, но и на юг, через коридор Север-Юг, через Транскаспийские маршруты, через Казахстан, Азербайджан, и это тоже новый вызов, к этому тоже мы готовы», — отметил Павлов.

Примечательно, что по данным аналитиков, переориентация российских торговых потоков с западного направления на восточное наблюдается на протяжении последних лет. Это отражается в увеличении перевозок и расширении транспортной инфраструктуры на востоке страны. За 10 лет доля стран — участников Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в структуре внешнеторгового оборота увеличилась почти в 1,5 раза — с 23% в 2010 году до 34% в 2020 году. Доля стран Европейского союза (ЕС), напротив, сократилась с 49% до 38%.

Пассажирские перевозки

Пассажирское железнодорожное сообщение готово к возможному повышению спроса. Так, будет запущено до 400 новых поездов по ряду маршрутов, в том числе из Москвы в Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Пензу, Саранск, Нижний Новгород, Белгород и Воронеж, а также по направлению Смоленск — Адлер.

Еще один перевозчик обеспечит 121 поезд по 10 направлениям в Крым. Поезда пойдут не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга, Ростова.

Скоростное сообщение, которое обеспечивалось в России за счет «Сапсанов», также сохранится на прежнем уровне. Контракт о покупке с зарубежной компанией-производителем приостанавливается, но договор о техническом обслуживании поездов продолжает свое действие. У перевозчиков есть резервы по компенсации недостающей провозной способности.

По оценке экспертов, в случае необходимости «Сапсаны» могут быть заменены на «Ласточки» или «Невский экспресс» с электровозами ЭП20, которые в августе 2021 года были отправлены на реконструкцию. Время хода таких поездов может быть идентично времени нахождения в пути поездов «Сапсан» и составит около 4 часов. «Невский экспресс» состоит из электровоза (ЧС200 или ЭП20), 11 пассажирских вагонов и одного вагона-ресторана, которые производят на предприятии в Твери.

фото локо7

ЭП20 «Олимп» — российский двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз, спроектированный Трансмашхолдингом. ЭП20 задуман как головной проект масштабной программы разработки широкого ряда российских электровозов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. Электровоз серийно выпускается на Новочеркасском электровозостроительном заводе. По состоянию на декабрь 2021 года выпущено 80 электровозов, все они уже работают с пассажирскими поездами.

«Сейчас делается все возможное, чтобы не допустить роста цен на билеты. Компании-перевозчики уже подтвердили, что не планируют менять цены на проезд в пригородных поездах в 2022 году. Кроме этого, федеральные и региональные льготы, предусмотренные для инвалидов, ветеранов труда, тружеников тыла и других граждан, сохраняются без изменений», — министр транспорта России Виталий Савельев.

На протяжении долгих лет именно российская Трассибирская магистраль являлась самой длинной железной дорогой в мире, только после запуска нового «Шелкового пути» она сместилась на второе место. Длина магистрали 9288,2 километра, на Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию — около 81%.

Еще одна крупная железная дорога — БАМ — проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Она также является одной из самых длинных железных дорог в мире и имеет протяжённость 4324 километров. Ее стратегическим преимуществом перед Транссибом является прохождение линии в глубине страны — на расстоянии 700-1000 километров от государственной границы.

Сегодня в России действует ряд государственных программ по развитию транспортной системы страны. Для обеспечения этих программ подвижным составом и его сервисом в 2017 году утверждена «Стратегия развития транспортного машиностроения РФ на период до 2030 года».

По словам главы Минтранса Виталия Савельева, увеличение провозной способности железнодорожных участков в экспортном направлении запланировано до 327 миллионов тонн в зависимости от сценария развития. «Мы говорим о совокупности проектов КПМИ (Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры), подходов к портам северо-запада, Азово-Черноморского бассейна, Восточного полигона», — пояснил он.

В составе КПМИ реализуется ряд масштабных инвестиционных проектов по улучшению транспортной доступности, повышению мобильности населения страны, увеличению грузооборота, а также развитию транзитного потенциала России.

Ключевые инициативы КПМИ направлены на увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов. Так, проектом «Железнодорожный транспорт и транзит» предусмотрено сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней, увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в четыре раза.

Также в рамках КПМИ предусмотрено увеличение пропускной способности Восточного полигона в 1,5 раза, до 182 миллионов тонн в год. Только в рамках модернизации БАМа реконструкции подвергнется в общей сложности более 1450 километров пути, предусмотрена модернизация 39 станций, 106 железнодорожных мостов и других объектов.

КПМИ предполагает развитие не только транспортного коридора «Запад — Восток», но и «Север — Юг». В ближайшей перспективе будет увеличена до 125 миллионов тонн и провозная способность участков магистралей на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), а прогнозируемый объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в адрес портов Северо-Запада достигнет 165,7 миллиона тонн в год.

Стоит отметить, на период с 2021 по 2023 годы на развитие Восточного полигона, который подразумевает модернизацию БАМа и Транссиба, федеральным проектом предусматривались средства в объёме 414 миллиардов рублей, но после начала экономического кризиса, вызванного пандемией в феврале 2021 года, цифра была увеличена до 780 миллиардов рублей.

Также в России строится Северный широтный ход — железная дорога в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 километров по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево. Она должна связать западную и восточную части автономного округа, а Северную железную дорогу — со Свердловской. Проект реализуется совместно силами правительства России, правительства ЯНАО вместе с крупными холдингами и корпорациями. Ожидается, что объем перевозок составит почти 24 миллиона тонн (преимущественно газового конденсата и нефтеналивных грузов). При этом дополнительно в стране реализуются еще несколько крупных инфраструктурных проектов.

«Такое количество инфраструктурных проектов и вложенных в развитие сети железных дорог ресурсов связано со значением этой сферы для экономики страны. «Отрасль связывает регионы нашей страны в единое целое и влияет на огромное количество процессов, которые так или иначе происходят вокруг перевозки и людей, и грузов», — премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Михаил Садченков

Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс

#сделановроссии

0