Стратегическое планирование для предпринимателей: определение пути к росту
Аннотация
Статья представляет собой обзор и практическое руководство по стратегическому планированию для предпринимателей и малых бизнесов. В ней рассматриваются основные концепции и инструменты стратегического планирования, а также предлагаются практические рекомендации для их применения. Информация, представленная в статье, является полезным руководством для предпринимателей, желающих определить путь к росту своего бизнеса через стратегическое планирование. Она поможет предпринимателям лучше понять процесс стратегического планирования и применить соответствующие инструменты и методы для достижения конкурентных преимуществ и устойчивого развития своего предприятия.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, рост, методы формулирования стратегии, предпринимательство.
Стратегическое планирование — это процесс определения направления деятельности организации и принятия решений о распределении ее ресурсов для достижения целей на выбранном направлении. Оно включает в себя создание долгосрочного плана, в котором излагаются видение, миссия, ценности и цели организации, а также стратегии и тактики, которые будут использоваться для их достижения. Стратегическое планирование заставляет компанию пересмотреть свои цели и критически сравнить их с имеющимися ресурсами. По мере того, как руководство компании оценивает обстоятельства своего бизнеса и своих клиентов, стратегический план развивается в соответствии с целями и возможностями. Этот процесс побуждает лиц, принимающих решения, практиковать стратегическое мышление. Это ограничивает избыточные расходы, особенно когда руководители высшего звена готовы отказаться от любимых проектов в пользу операций с более широким спектром применения и повышенным финансовым потенциалом.
Стратегическое планирование важно, потому что оно направляет ресурсы на эффективное достижение общих бизнес-целей. Без стратегического планирования, компания скорее всего, потратит ресурсы впустую, примет противоречивые решения или не сможет развить свой бизнес до максимального потенциала.
Большинство компаний находят полезным пересматривать свой стратегический план каждые три года. Это дает достаточно времени, чтобы оценить успех предыдущих планов, подумать о достижении своих стратегических целей, рассмотреть события за пределами организации и начать формулировать новые цели, которые станут следующей версией планов.
Во время запуска бизнеса руководству приходится сталкиваться с большим количеством срочных и важных задач. Бизнес в этот момент сосредоточен на том, чтобы существовать сегодня, а не планировать на завтра. Большинство предпринимателей помнят те напряженные первые дни открытия своего бизнеса и могут понять, почему такие формальности, как стратегические планы, могут отойти на второй план. Быстрые решения и большие инвестиции могут быть привлекательными, но, если они не преобразуются в полностью устойчивые и функциональные бизнес-модели, они не принесут ожидаемых результатов и могут привести к разочарованию. Документирование стратегий роста бизнеса является обязательным шагом для всех компаний, прежде чем они предпримут дальнейшие действия для развития своего бизнеса. Конечно, предпринимателю нужно изучить свой рынок, и подготовка документации займет некоторое время, но первоначальные инвестиции окупятся в долгосрочной перспективе. Разработка хорошей стратегии роста не является универсальным процессом. Было бы неверно принимать стратегические решения, основываясь на успехах других компаний. Конечно, можно учиться на опыте других организаций, но важно разработать уникальный план на основе данных своего предприятия. Нужно адаптировать свою стратегию к конкретной ситуации и клиентам.
Ниже приведены рекомендации по шагам, которые необходимо предпринять при прохождении процесса стратегического планирования, а также вопросы, на которые предлагается ответить на каждом конкретном этапе. Использование данных рекомендаций поможет бизнесу определить свои пути к росту.
Шаг первый: анализ бизнес-среды. Необходимо ответить на следующие вопросы:
- Кто ваши конкуренты?
- Какие релевантные рыночные данные у вас есть и что вам еще нужно?
- Какие появившиеся технологии повлияли на вашу бизнес-модель?
- Как изменились ожидания клиентов со времени вашего последнего стратегического плана?
- Какие у вас есть преимущества перед конкурентами?
- В чем ваша компания слабее по сравнению с конкурентами?
- Какие осложнения, которые можно предсказать, ожидаются?
- Какие непредсказуемые осложнения кажутся наиболее вероятными или наиболее потенциально опасными?
Шаг второй: определите свое стратегическое направление.
- Какова ваша общая бизнес-цель?
- Как ваша деятельность в последнее время отражала ваши цели и задачи?
- Как ваша деятельность должна отражать ваши цели и задачи?
- Каким вы видите свой бизнес в следующем году? Через два года? В течение трех лет?
- Какие показатели вы будете использовать для измерения успеха?
- Каковы ваши основные потребности?
Шаг третий: постановка и разработка стратегических целей и стратегических задач.
- Рассматривали ли вы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, и каковы они?
- Как ваши стратегические цели отражают вашу миссию?
- Как ваши стратегические цели отражают ценности и видение вашей компании?
- Какие ежедневные операции необходимо выполнять для достижения ваших стратегических целей?
- Как вы будете сообщать о своих стратегических целях и задачах?
- Кто отвечает за отчетность об успехах?
- Как будут собираться стратегические данные?
Шаг четвертый: переход к целям на уровне отдела.
- Каковы конкретные проблемы отдела?
- Как ваш бюджет будет влиять на ваши стратегические цели и задачи?
- У каких отделов есть ресурсы, которыми можно было бы поделиться с большей пользой?
- Какую роль играют различные отделы в ваших общих стратегических целях?
- Кто отвечает за отчетность об успехах?
- Какие текущие проекты становятся приоритетными благодаря вашим новым стратегическим целям?
- Дополняют ли цели подразделений друг друга и общую бизнес-модель?
Шаг пятый: управление и анализ производительности.
- Кто входит в группу стратегического планирования?
- Правильно ли согласованы задачи и должностные инструкции, чтобы обеспечить выполнение нужной работы?
- Каков график встреч по стратегическому планированию?
- Каковы ваши показатели для измерения производительности и успеха?
- Вы четко сформулировали и разделили ключевые показатели эффективности?
- Кто отвечает за сбор данных?
- Как будут собираться данные? Как они будут сообщаться?
- Какие риски присутствуют?
Шаг шестой: просмотрите и разработайте свой стратегический план.
- Как ваш стратегический план должен выглядеть на бумаге?
- Какова ваша структура реализации стратегии: как вы гарантируете соблюдение и исполнение решений группой стратегического планирования?
- Каков процесс проверки?
- Как часто вы будете оценивать свой стратегический план?
Проанализировав каждую из этих областей в своем бизнесе, можно создать всеобъемлющий и эффективный стратегический план.
Стратегический рост бизнеса должен лежать в основе любого успешного бизнес-плана. Все большее число компаний используют стратегическое планирование для формулирования и реализации эффективных решений. Используя стратегическое планирование, компания берет ситуацию под контроль. Он функционирует как план, определяющий курс, который должна пройти компания, и помогающий руководителям предвидеть потенциальные препятствия. Без этой основы и видения предприятия повышается вероятность принятия неэффективных решений, которые могут повлечь за собой деструктивные изменения бизнес-процессов и потерю конкурентного преимущества компаниями. Сосредоточив внимание на стратегиях проникновения на рынок, диверсификации и развития, предприятия могут гарантировать, что они останутся конкурентоспособными и продолжат расти с течением времени.
Список литературы
1. Fredrick Douglass "Strategic Planning for Entrepreneurs: A Step-by-Step Guide to Success", 2018
2. Brian Tracy "The Growth Strategy Blueprint: A Step-by-Step Guide to Building a Strategic Plan for Growth", 2019
3. Amanda Brown "Strategic Planning for Small Business: A Comprehensive Guide to Help Your Business Grow and Thrive", 2021
4. A.G. Lafley and Roger L. Martin "Playing to Win: How Strategy Really Works", 2013
Автор: Константин Малорошвило
Эксперт в области менеджмента, строительства и недвижимости
Основатель сети магазинов «iGorod»,
сооснователь агентства недвижимости «Перспектива 24»
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
#сделановроссии