Интервью

Путь к мировому рынку: малый и средний бизнес Челябинской области раскрывает свой экспортный потенциал

1423
Путь к мировому рынку: малый и средний бизнес Челябинской области раскрывает свой экспортный потенциал

Фото: пресс-служба Агентства международного сотрудничества Челябинской области

Челябинская область на мировой арене известна своей промышленностью. Металлургия всегда была сильной стороной региона, но Южный Урал представлен на глобальном рынке еще десятками известных компаний – от продукции АПК до IT-сферы. Подробнее об экспортном потенциале МСП Челябинской области, основных партнерах и конкурентных преимуществах региона на мировом рынке в эксклюзивном интервью редакции «Сделано в России» (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс рассказал директор Агентства международного сотрудничества Челябинской области Денисенко Валерий Вадимович.

Какие отрасли малого и среднего бизнеса в Челябинской области имеют наибольший потенциал для экспорта? Какие товары или услуги пользуются наибольшим спросом на мировом рынке?

Челябинская область – промышленный регион, традиционно, наши сильные стороны, не зависимо от того, крупный, средний или малый бизнес – это промышленность, а именно металлургия и машиностроение. Следующий сектор, который пользуется большим спросом – продукция АПК, в регионе достаточно много сильных производителей – «Макфа», «Увелка», «Союзпищепром», «Ура кондитеры».

Есть и не ассоциирующиеся с областью группы товаров, которые хорошо продвигаются за рубеж –это медицинское оборудование, химия различных назначений. Из услуг, активно выходящих на внешние рынки, стоит выделить IT-сферу.

Какие страны являются основными партнерами для экспорта продукции и услуг малого и среднего бизнеса из региона? Какова доля экспорта в общем объеме производства?

Основные наши рынки на сегодняшний день – это, конечно, страны ближнего зарубежья, Турция и Китай. Отдельно стоит выделить Республику Узбекистан, где Челябинская область занимает лидирующее место по экспорту среди регионов России. Традиционно, конечно, Республика Беларусь.

С улучшением ситуации в Китае после COVID–19, увеличился и наш с ними товарооборот. Стоит отметить, что и в 2020 году наши предприятия с ними торговали, но сейчас увеличился объем.

Много поставок осуществляется и в африканские страны: ЮАР, Алжир, Египет.Хорошо взаимодействуем с Индией. Индия на данный момент является одним из приоритетных направлений увеличения экспорта для нашего региона.

Какие конкурентные преимущества у малого и среднего бизнеса Челябинской области на мировом рынке? Что делает их продукцию или услуги уникальными?

Уникальной нашу продукцию делают, конечно, технологии и качество. У нас есть предприятия, продукцию которых не могут скопировать даже китайские производители. Также, благодаря удобному территориальному расположению Челябинской области многих вопросов логистики, возникающих в других субъектах, просто не существует.

Можете ли вы привести актуальные примеры успешных предприятий из Челябинской области, которые уже активно экспортируют свою продукцию или услуги? Какие у них были ключевые факторы успеха на мировом рынке?

Таких примеров достаточно много. Возьмем, например, компанию «Увелка». В прошлом году они открыли для себя обширный рынок Узбекистана. Благодаря совместной работе региона, торгового представителя в Узбекистане и подходу самой компании, их продукцию вывели в ретейл, и теперь они достаточно уверенно чувствуют себя в их самой крупной федеральной сети. Компания «Равани Рус». Торговая марка LD - наши производители запорной арматуры, торгуют по всему миру. Компания «Нейротехнолоджи» —компания, аналогов продукции которой до сих пор не могут произвести в Китае. Они производители медицинского оборудования для лечения позвоночника.

Ключевые факторы успеха – это качество и технологии. Важна, конечно, и готовность самой компании. При выходе на экспорт важно грамотно оценить свои силы и пользоваться инструментами гос. поддержки.

Как центр «Мой бизнес» поддерживает малые и средние предприятия в их стремлении к экспорту? Какие программы и инструменты существуют для содействия экспортным инициативам?

Центр поддержки экспорта интегрирован в АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области». Благодаря этому на нашей базе собраны все возможные инструменты для поддержки экспортеров. Помимо стандартных инструментов у нас большое количество региональных, разработанных с учетом пожеланий бизнеса. Мы постоянно общаемся с экспортерами и стараемся быстро реагировать на сложности при выходе на экспорт, с которыми они сталкиваются.

Одним из наиболее эффективных инструментов мы считаем наши выставочные павильоны за рубежом. В данный момент регион представлен в Республиках Узбекистан и Беларусь. Компании могут представить свою продукцию в павильоне в течение трех месяцев, получить маркетинговое продвижение, поиск партеров и полное сопровождение переговорного процесса, заключение сделки – все, вплоть до отгрузки. Все это предоставляется им на безвозмездной основе.

Какие возможные преграды и ограничения могут возникнуть при экспорте для предпринимателей из Челябинской области? Как «Мой бизнес» помогает им справляться с такими сложностями?

Преграды и ограничения не сильно изменились, основными до сих пор остались сертификация и логистика. Конечно, многие предприятия попали в санкционные списки.

С учетом общей мировой ситуации, проблемы с логистикой и сертификацией стали куда более серьезными, но их зачастую можно нивелировать с помощью наших инструментов. В Центре есть как услуга софинансирования сертификации, так и стоимости логистики по территории РФ. В отличии, например, от подобных федеральных инструментов, наши хороши тем, что предприятие сразу может учитывать их на этапе заключения экспортного контракта и увеличивать тем самым маржинальность своей продукции. В случае с федеральными инструментами – это возмещение.

Какие требования и процедуры для сертификации продукции или услуг, предназначенных для экспорта? Какие стандарты необходимо соблюдать для выхода на международный рынок?

Об этом мы подробно рассказываем на наших образовательных модулях и специальных семинарах для экспортеров. Тема на самом деле очень обширная. Часто сертификация требуется не только отдельной продукции, но и комплектующим, или самому производственному процессу.

Мы помогаем компаниям получить все виды международных сертификатов и полностью сопровождаем их в этом процессе: от этапа подачи документов до полного устранения недочетов, препятствующих получению сертификата.

Что касается стандартов, которые нужно соблюдать. Это зависит от специфики выбранного рынка. Мы, например, столкнулись с тем, что многие страны требуют европейские сертификаты, но при этом принимают не все. Сертификат, полученный в Словакии, не позволит вам торговать отдельными товарами для детей в остальной Европе, а сертификат, выданный в Великобритании, позволит, но будет стоить в два раза дороже.

Какова роль международных выставок, ярмарок и бизнес-миссий для малого и среднего бизнеса из Челябинской области? Какие возможности предоставляются для участия в таких мероприятиях?

Данные форматы самые эффективные инструменты продвижения. Несмотря на то, что весь мир уверенно пользуется для переговоров разными цифровыми инструментами, ничто и никогда не заменит вам живого общения. Принимая во внимания культурный код тех стран, в которые мы сейчас экспортируем, без этого никак.

В рамках выставок у предприятий есть возможность продемонстрировать свою продукцию для узкопрофильных специалистов их отрасли, в рамках бизнес-миссий – ближе познакомиться с производством своих партнеров. И в том, и в другом случае идет речь об установлении крепкого делового контакта.

Мы со своей стороны максимально готовим предприятия к этим мероприятиям, проводим большую подготовительную работу в части поиска партнеров и обязательно проводим первичные переговоры.

Какие налоговые льготы и стимулирующие меры предоставляются предпринимателям, занимающимся экспортом? Какие меры поддержки существуют для снижения рисков и затрат на международные операции?

Все наши инструменты так или иначе рассчитаны на снижение рисков и затрат предприятий при выходе на экспорт.

Мы готовы сопровождать предприятия на всех этапах экспортной сделки, начиная от самой идеи компании заниматься экспортом. Все начинается с бесплатного обучения для экспортеров. В котором 11 образовательных модулей про самые важные аспекты экспортной деятельности: от налогов до правил эффективного участия в международных мероприятиях. Далее мы можем помочь найти партнера за рубежом и проверить его с точки зрения надежности. При выходе предприятия на сделку, мы предложим компании полное сопровождение с экспертизой экспортного контракта, сократим расходы на логистику и сертификацию. При необходимости поможем получить патент. Опытным экспортерам будет интересно размещение на электронных торговых площадках и участие в выставках и бизнес-миссиях.

Какие перспективы развития экспорта для малого и среднего бизнеса в Челябинской области в ближайшем будущем? Какие новые рынки или страны рассматриваются как потенциальные возможности?

Перспективы развития у наших экспортеров хорошие, сектор МСП очень подвижный, быстро перестраивается и реагирует под запрос внешних рынков, крупным предприятиям в этом плане сложнее. Сейчас многие смотрят на Восток и страны MENA, а также Индии, про которую я уже говорил, мы готовы поддержать экспортеров в любом направлении.

Конечно мы будем развивать и традиционные направления для нашего региона, увеличивая объем экспортной продукции в эти страны. Очень интересен с точки зрения экспорта Иран, это большой и емкий рынок, нам есть что ему предложить. Челябинская область обладает большими компетенциями в машиностроении для нефтегазовой отрасти, в этом плане мы точно будем друг другу интересны.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Полина Хаустова

Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс

#сделановроссии

0