План и управление продажами
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению сущности и концепции планирования и управления продажами. Через анализ функционирования спроса и создания прогнозных моделей автор описывает важность оценки как уровня спроса на рынке, так и ограничений для компаний. Автор статьи также рассматривает основные принципы управления продажами с целью улучшения общей структуры и роста продаж. В статье поднимаются такие важные вопросы, как определение ценности продукции, выбор каналов сбыта, а также рассматривается важность работы с ключевыми клиентами.
Ключевые слова: продажи, планирование продаж, планирование спроса, управление продажами, система управления продажами, создание ценности продукта, работа с ключевыми клиентами, канал сбыта.
Планирование спроса и продаж
На сегодняшний день перед бизнесом стоит множество важных вопросов, одними из которых являются фундаментальные концепции планирования спроса и продаж. Как отмечают эксперты данной области, на первичном этапе планирования в бизнесе часто возникает нестыковка ввиду трудностей в разделении сущности спроса и продаж предприятия.
В понятие спроса эксперты вкладывают объем товаров и продукции, который будет приобретен клиентами и потребителями за конкретно назначенную цену в рамках установленного промежутка времени. Данное понятие включает в себя описание поведения потребителя на рассматриваемом рынке в заданных условиях, а сам спрос очень объективно описывает рыночную систему и является основополагающим в данной концепции. [1]
Рыночный спрос формируется на основе выбора широкого спектра потребителей, обладающих индивидуальным спросом на рассматриваемую группу товаров. Механизм рынка позволяет через выявление спроса удовлетворять потребности потребителей и связывать продавца и покупателя.
В планировании и построении цепочки продаж наибольшая эффективность данного процесса, как отмечают эксперты, зависит от ориентации и определения уровня спроса. Однако, в планировании с учетом спроса чаще всего отсутствует ограничение на технические возможности бизнеса, так как рассмотрение происходит через потенциальный объем продукции, который можно реализовать на рассматриваемом сегменте рынка. [2]
Автор выделяет несколько важных этапов при планировании спроса для компаний:
- Базовый прогноз. Данное планирование строится на аналитике продаж за предыдущие периоды. Тем самым, данный прогноз лишен определенной гибкости.
- Скорректированный прогноз. Следующий этап планирования, на котором в прогнозную модель вносится дополнительная информация, которая способна повлиять на изменение уровня спроса и не было учтена на первом шаге. Примером дополнительной информации в данной модели могут стать особенности и изменение маркетинговой стратегии.
- Согласованный прогноз. Самая объемная прогнозная модель, которая формируется за счет рассмотрения мнений разных экспертов и подразделений.
Автор статьи также подчеркивает, что рассмотренные этапы планирования спроса также ориентированы на готовность покупателя к приобретению товаров, но чаще не учитывают технологические и производственные мощности бизнеса.
План продаж, согласно мнению экспертов, формируется за счет ввода ограничений в модель прогнозирования спроса, так как в данном случае учитываются возможности по производству и поставки продукции на рынок. Самыми основными ограничениями для компаний являются:
- технические возможности;
- возможности в поставке ресурсов и сырья;
- складские мощности;
- особенности логистики;
- финансовые ограничения компании.
Управление продажами
В рамках организации управления продажами перед бизнесом встает множество важных вопросов, более обширных, чем руководители чаще всего подозревают. Эксперты отмечают, что самым популярным запросом в рамках увеличения продаж является фрагментарное регулирование. Однако, по мнению экспертов, снижение уровня продаж далеко не всегда зависит только от отдельных компонентов системы, поэтому для выявления несогласованностей системы и потенциала для развития системы продаж в компании требуется глубокое рассмотрение всех частей: от деятельности управляющего звена до работы менеджеров по продажам. [4]
Создание ценности продукта или услуги для клиента
С вопроса определения и создания основной ценности продукции для конечного покупателя начинается выработка наиболее эффективной стратегии решений в рамках функций продаж, так как вопрос ценности является базовым. Более того, правильно определенная ценность оказывает влияние не только на прямую реализацию товара, но и на его позиционирование и на построение маркетинговой стратегии.
Автор статьи подчеркивает важность проведение анализа ценности продукции, суть которого заключается в определении основных элементов и концепций, которые мотивируют клиента к приобретению. Понимание общей ценности, которая состоит от того, за что и сколько готовы заплатить покупатели, позволит определить каналы для реализации продукции и конкурентную среду. Благодаря последующей оптимизации и предложения наиболее ценного и конкурентно привлекательного продукта компания сможет максимизировать продажи. [5]
Однако, автор отмечает, что сама оценка ценности не позволяет в полном объеме оценить конкурентоспособность компании и продукта в частности, но дает базовое представление о месте компании и продукта на рынке.
Канал сбыта продукции
В вопросе управления продаж выбор формы присутствия бизнеса на рынке и каналов реализации продукции является одним из основных решений, определяющих вектор развития компании. Канал сбыта определяется экспертами как система взаимосвязанных элементов, с помощью которых компания создает доступность к своим товарам или услугам клиенту или конечному пользователю. [3]
Традиционно, эксперты выделяют 5 основных каналов сбыта:
- Оптовый канал. В данном формате определяются основные оптовые компании, которые будут осуществлять перепродажу продукции.
- Дистрибьюторский канал. Компании-дистрибьюторы занимаются распространением продукции и ее продвижением, контролируя при этом потоки информации о продукции и создавая ее ценность для конечных потребителей.
- Корпоративный канал. В данном сегменте рассматриваются специфичные покупатели или компании, которые приобретают продукцию производителя не для перепродажи, а для собственного использования и создания своих товаров и услуг на их основе.
- Розничный канал. Канал, позволяющий производителю быть напрямую связанным с покупателями, реализуемый через розничную торговлю самой компании с физическими лицами.
- Нерегулярный канал. Под данным типом эксперты чаще всего подразумевают разовые сделки, но основные характеристики данного канала заключаются в нерегулярности сделок и слабых возможностей для аналитического прогноза.
Выбор канала сбыта является первоочередным вопросом, от которого зависят следующие шаги в разработке стратегии планирования продаж: определение структур отделов, системы управления и маркетинговой стратегии.
Работа над отношениями с ключевыми клиентами
Важным уровнем управления продажами является также работа с ключевыми клиентами, которому посвящены множество исследований в области улучшения системы продаж в компаниях. Особенно важными шагами на данной стадии автор статьи отмечает анализ группы людей, принимающих основные решения, и систематизацию информации о практических действиях компании. [5]
Ключевые клиенты составляют стратегически значимую часть всей клиентуры компании. Как показывают исследования, при падении качества работы бизнеса с ключевыми клиентами показатели эффективности снижаются намного сильнее, чем при росте продаж за счет привлечения новых клиентов. Тем самым, автор статьи подчеркивает важность удержания фокуса на развитии отношений компании с ключевыми клиентами не только с точки зрения потенциальной прибыли, но и с точки зрения поддержания репутации и оценки эффективности всей системы продаж в целом.
Список литературы
- “Blue Ocean Strategy: How to Create Uncontested Market Space and Make Competition Irrelevant” by C.W. Kim, R. Mauborgne, 2005
- “Techniques for Analyzing Industries and Competitors” by M.E. Porter, 1998
- “The manager's guide to distribution channels” by L. Gorchels, C. West, E.J. Marien, 2004
- “Distribution channels: Understanding and managing channels to market” by J. Dent, 2011
- “The challenger customer: Selling to the hidden influencer who can multiply your results” by B. Adamson, M. Dixon, P. Spenner, N. Toman, 2015
Автор: Салтанов Дмитрий. Эксперт в сфере предпринимательства и продвижения бизнеса. Учредитель и президент компаний ChiedoCover и DinoMachine.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
#сделановроссии