Комфорт и безопасность отечественного производства. Какие новинки общественного транспорта создают в России?
Фото: изображение сгенерировано нейросетью
Подземное обновление
Спуск под землю, чтобы как можно быстрее добраться до нужной точки, для жителей крупных городов России давно дело привычное. Как и современные, светлые и комфортные вагоны метро. В нашей стране их начали строить полностью из отечественных комплектующих. Причём произошло это очень быстро — в 2022-м попавшие под антироссийские санкции импортные узлы производители заменили собственными разработками. Одна из «первых ласточек» — вагон «Балтиец». Его презентовали в сентябре.
«Это замечательный новый состав, который представлен на новом российском приводе, имеет множество современных функций, может проходить до 200 метров на автономном ходу. Наши компании, несмотря на все имеющиеся сложности, готовы, имеют возможности и перспективы производить самую качественную, высококонкурентную продукцию», – замминистра Минпромторга РФ Альберт Каримов.
Фото: АО «Трансмашхолдинг»
Испытали вагон в петербургском метро. Впервые в нём — прислонно-сдвижные двери, которые открываются «наружу». Сам проем стал шире — 1400 мм. Сейчас «Балтиец» производит АО «Метровагонмаш», входящий в структуру «Трансмашхолдинга». Затем его будут делать на Октябрьском электровагоноремонтном заводе в Петербурге. Всего в питерском метро ждут 37 составов (296 вагонов).
«Мы ведем процесс реинжиниринга ключевых узлов — это касается, например, тормозных систем, автосцепных устройств. Эти узлы мы перепроектируем заново с учетом возможностей отечественных производителей. Но останется один процент электронной элементной базы, которая в России мало производится, — транзисторы, диоды и др. Правительством приняты все необходимые программы, чтобы локализовать и их, но это перспектива», – представитель дирекции «Трансмашхолдинг» Роман Миронов.
Работа по импортозамещению комплектующих ведётся и в отношении других вагонов, производящихся на предприятии для крупных городов страны.
В угоду экологии — не в ущерб комфорту
Всё больше в российских городах становится и экологичного общественного транспорта. И нет, это не привычные троллейбусы, а электробусы. И тут производители тоже переходят на отечественные детали. Серьёзное обновление основного электробуса провёл КамАЗ. «Антисанкционная» версия КамАЗ-6282 недавно прошла тестовые испытания.
В первую очередь заменили электропортальный мост от ZF, систему управления от Continental, пантограф от Schunk и множество других комплектующих европейского происхождения. Серийное производство стартовало в феврале.
Оснащение электробуса:
- Пантограф для ультрабыстрой зарядки
- Система контроля давления и температуры в шинах
- Двери c функцией активации пассажирами
- Механическая аппарель
- Датчик дождя и света
- Wi-Fi сеть
- Электронная система информирования пассажиров с выводом информации на передний, задний и боковой маршрутоуказатели и информационное табло в салоне электробуса
- Видеопанели, размещенные в салоне и снаружи электробуса
- Комплекс 11 видеокамер с внутренним и круговым обзором
- Информационная система помощи водителю (ADAS)
- Система AVAS
Именно обновлённый вариант будет участвовать в последующих тендерах на поставку в различные города России.
«Рогатые» новинки
Есть чем порадовать отечественным производителям и любителей «рогатого» транспорта. В этой сфере справиться с заменой санкционных комплектующих также удалось, и вполне успешно. Совсем недавно была представлена уникальная новинка — «Синара-6254». От абсолютного большинства подобного транспорта ее отличает возможность преодолевать до 80 километров без «рогов», то есть только на аккумуляторах
Оснащение троллейбуса:
- Функция книлинга для маломобильных пассажиров: возможность наклона корпуса машины на остановках
- USB-слоты для зарядки мобильных устройств
- Системы информирования пассажиров (включая автоинформаторы, мониторы и информационные табло)
- Системы климат-контроля
- Системы видеонаблюдения
- Анатомические сидения
- Автоматическая система пожаротушения
У троллейбуса увеличенные до 1400 мм проемы, что предотвратит давку на входе-выходе даже в час пик. А у дверей есть «активная кромка», которая не позволит им закрыться, если есть преграда — человек или вещь. Для маломобильных пассажиров предусмотрена аппарель. Первыми новые машины получит Челябинск.
«Запас автономного хода позволит троллейбусу добираться в новые районы, где сети пока не проложены. Всего таких троллейбусов в Челябинске будет 168 — полностью заменим весь троллейбусный парк. А на площадке ЧТПЗ будет организовано новое производство, создано 500 новых рабочих мест. Не терпится увидеть новые троллейбусы на городских улицах. Челябинск ждал их несколько десятков лет», – губернатор Челябинской области Алексей Теслер.
Производят троллейбус в Санкт-Петербурге, для Челябинска. Но в 2023 году производство полностью переедет на Южный Урал, где новые машины будут делать для себя и других городов страны.
«Невский» на линии
С комфортом, безопасно и без пробок лучше всего передвигаться по рельсам. Трамваи теперь в России также делают максимально отечественные. Машину нового поколения в январе продемонстрировали журналистам и чиновникам. Двухкабинный трехсекционный низкопольный трамвай модели 71-932 «Невский» показали в работе и тут же передали перевозчику. Внутри — просторный салон с панорамным остеклением, 52 эргономичных сидячих места, усовершенствованная система климат-контроля, 7 USB-розеток, мультимедийные информационные комплексы.
«Не всё замещено, но мы весь прошлый год посвятили именно развитию отечественного производства в части создания здесь, в России, комплектующих. И мы справились. Действительно, мы нашли предприятия, которые сегодня очень качественно делают литьё, очень качественно делают зубчатые передачи», – генеральный директор компании «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин.
«Двухголовость» позволяет эксплуатировать трамвай в режиме челнока на линиях без оборотных колец: он перестраивается на пути встречного направления через специальные трамвайные съезды. А система пассивной безопасности снижает риск травмирования пассажиров и водителя в случае аварии: сила удара равномерно распределяется по кузову и потому существенно снижается.
На борту также система активной помощи — это почти беспилотность. Комплекс включает в себя систему контроля бодрствования водителя и двухканальную систему распознавания препятствий, которой нет больше ни у кого. Она позволяет работать в туман, снег и дождь и остановит трамвай при опасности еще до того, как среагирует водитель.
Антироссийские санкции не только не стали фатальным ударом для российских производителей общественного транспорта, они послужили стимулом к созданию собственных комплектующих. Максимально импортозамещённые новинки уже появляются на дорогах и ж/д путях нашей страны, и со временем их будет всё и больше.