Сделано в России

Все регионы
РУС
Главное

Автомобилизация России: как за 20 лет машина стала не роскошью, а средством передвижения

848
Автомобилизация России: как за 20 лет машина стала не роскошью, а средством передвижения

Изображение создано нейросетью

Люди среднего и старшего возраста еще помнят, что еще относительно недавно автомобиль был роскошью, а не средством передвижения. Сегодня все наоборот: автомобиль может позволить себе практически каждый россиянин, а с помощью господдержки такая покупка становится не слишком обременительной. Раньше для покупки машины нужно было ждать с десяток лет, затем в страну хлынули списанные и праворульные автомобили, но сейчас ситуация совершенно другая. О том, как Россия прошла путь от дефицита авто к возрождению отечественного автопрома и даже выпуска собственных доступных электрокаров, читайте в этом материале.

Автомобилизация России

В советское время автомобиль считался роскошью - просто так машину купить было нельзя. О процессе приобретения нового автомобиля во времена СССР ходят анекдоты - и даже за рубежом. А дело все в том, что в те годы, чтобы купить себе машину, надо было отстоять в очереди около 10 лет. Тогда было невозможно прийти в автосалон и выбрать марку, модель, цвет машины, а потом просто купить понравившийся вам автомобиль. В такой реальности жили наши автомобилисты во второй половине XX века.Инфографика

Автомобилизация страны как маркер благосостояния

  • 1990 - 58,5 машины на 1000 человек
  • 2000 - 130 машин на 1000 человек
  • 2005 - 169 машин на 1000 человек
  • 2010 - 228,3 машины на 1000 человек
  • 2015 - 288,8 машины на 1000 человек
  • 2020-2021 - 309 машин на 1000 человек
  • 2022 - 318 машин на 1000 человек
  • 2030 - 500 машин на 1000 человек*

* согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года

Ситуация стала улучшаться с наступлением свободных рыночных отношений. Тем не менее, у небогатого населения все еще не было возможностей для покупки качественных автомобилей, отсюда и засилье на отечественном рынке японских праворулек, устаревших «немцев», которые на родине списали в утиль, и других некачественных иномарок. К тому времени в нашей стране еще не было дилерских центров на каждом шагу, и многим приходилось заказывать машины, что называется, на свой страх и риск у частных перегонщиков, которые своими силами везли иномарки из Германии, Франции, Японии и других стран, не давая при этом никаких гарантий.

Но в 2002 году правительство одобрило Концепцию развития автомобильной промышленности на период до 2010 года, в которой были предусмотрены меры господдержки автомобильной отрасли: снижение ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование, компоненты, агрегаты, узлы, детали и комплектующие изделия, производство которых не осуществляется в РФ; выравнивание таможенных пошлин для юридических и физических лиц при ввозе на таможенную территорию России подержанных легковых автомобилей иностранного производства и прочее.

Тогда же в начале 2000-х годов принятые меры способствовали активному расширению российских производств по сборке иностранных автомобилей, что в сочетании с доступностью автокредитов и ростом доходов населения привело к бурному развитию автомобильной отрасли. Так, только по итогам 2006 года объем продаж новых авто в три раза превысил уровень реализации подержанных машин.

Развитие автомобильной промышленности всегда являлось стратегически важной задачей государственной политики России, поскольку служило источником миллионов рабочих мест . И правительство предоставляло необходимую поддержку, понимая, что автопром обеспечивает мультипликационный эффект во многих смежных отраслях экономики страны и занятость более чем 5 миллионов человек.

Своевременные меры господдержки позволили автомобильной отрасли в РФ не только «пережить» кризис 2008 года, но и существенно улучшить показатели: в этот год в стране продали 3 миллиона 175 тысяч автомобилей, что на 14% больше, чем в 2007 году. При этом продажи ввезенных иномарок выросли на 24%, а собранных в России — на 32%.

В 2009 году дилеры и автопроизводители в полной мере ощутили последствия мирового финансового кризиса. Многие предприятия нуждались в пополнении оборотного капитала, под угрозой оказались сотни тысяч рабочих мест.

Правительство оперативно отреагировало на сложившуюся ситуацию. В список системообразующих предприятий включили большинство крупнейших российских автопроизводителей. Им предоставили поддержку на сумму около 7 миллиардов долларов с помощью госзакупок, кредитов и субсидирования лизинга. Помимо этого, государство выкупило часть облигаций российских автозаводов, это позволило компаниям в том числе профинансировать уже запущенные инвестиционные проекты.

Доступность автомобилей и господдержка

С началом 2000-х годов в России активизировалась автомобилизация: у людей за несколько лет появилась возможность приобрести практически любую машину прямо в салоне в своем городе, не ожидая ее доставки «челноками» по несколько месяцев. К 2020 годам в нашей стране особую роль в доступности автомобиля, и в первую очередь отечественного, для граждан сыграло государство. К примеру, программа льготного автокредитования: в 2022 году по ней куплено около 50 тысяч отечественных авто, государство субсидировало около 7 миллиардов рублей, которые тем самым сэкономили граждане.

Сумма субсидий — не единственное изменение в программе льготного кредитования. Например, в 2023 году увеличилась скидка на автомобиль (то есть субсидия от государства при оформлении займа). Если раньше она составляла 10% для всех регионов (кроме Дальнего Востока), то теперь подросла до 20%. На Дальнем Востоке как была 25%, так и осталась.

Кроме того, увеличилась стоимость автомобиля, подпадающего под льготное автокредитование. В 2022 году она составляла 1,5 миллиона рублей, в 2023 году ее округлили до 2 миллионов. На уровне 35% (но не более 925 тысяч рублей) сохранилась скидка на покупку отечественных электрокаров.

Условия льготного государственного автокредитования

Объем субсидии:

  • до 10% от стоимости автомобиля с 2015 до 2022 года
  • до 20% от стоимости автомобиля с 2022 года
  • (для Дальневосточного федерального округа — 25%)
  • планируется - до 25%

Если до 2020 года субсидирование покупок электромобилей в России было трудно представить, то уже в последние несколько лет ситуация кардинально переменилась. Более того, правительство страны смотрит не только в ближайшее будущее, но и в далекую перспективу, предполагая увеличение действующего размера поддержки.

Субсидия для желающих купить электромобили*

  • с 2022 года - 25% от стоимости
  • с 2026 года - 20% от стоимости
  • с 2030 года - 30% от стоимости

Государство намерено поддерживать именно покупателей электромобилей, а не их продавцов. Поэтому скидка будет определяться не от конечной стоимости автомобиля у конкретного дилера, а от его принятой на рынке стоимости, которая рассчитывается, исходя из статистических данных.

*под условия подпадают автомобили отечественного производства стоимостью до 2 миллионов рублей.

Кроме того, особую поддержку при покупке автомобиля получают семьи с детьми. Соответствующие субсидии в нашей стране начали действовать с 2015 года.

Государственная программа «Семейный автомобиль»

Размер субсидии от государства по программе «Семейный автомобиль»:

  • после 2015 года - 10%
  • (для жителей Дальнего Востока - 25%)

Схема:

  • 1. Внесение первоначального взноса
  • 2. Кредит оформляется на оставшуюся сумму
  • 3. 10% (25% для дальневосточных регионов) от стоимости автомобиля оплачивает государство

Какие автомобили участвуют в госпрограмме в 2023 году

По условиям госпрограммы «Семейный автомобиль», приобрести можно как отечественные, так и иностранные авто российской сборки. Машины должны быть:

  • новыми;
  • не дороже 1,5 миллиона рублей;
  • массой не более 3,5 тонны;
  • с электронным ПТС.

«Мер поддержки автопрома, их в принципе достаточно для того, чтобы в ближайшее время кратно увеличить объем выпуска автомобильной техники, в том числе легковых автомобилей наиболее востребованных», — президент России Владимир Путин.

Отечественное производство

Одновременно забывались старые анекдоты, вроде «Какой расход у «Жигулей» на тысячу километров? Три автомобиля». Подниматься начал не только авторынок, где еще доминировали иномарки, но и сугубо отечественный автопром.

Россия в мировом рейтинге автопроизводства заняла в 2021 году 11 место: в стране выпустили 1 миллион 566 тысяч авто.

С начала 2022 года из России начали уходить зарубежные компании, в том числе автопроизводители, что в свою очередь привело не только к дефициту определенных марок на российском рынке, но и к тотальному буму отечественной автопромышленности. За короткое время российские автопроизводители сумели создать линейку легковых, грузовых автомобилей и электромобилей, которые уже сейчас активно внедряются на рынок и пользуются большим спросом.

Отечественной автопромышленности удалось за год восстановить или выстроить заново логистические и технологические цепочки. Свою роль сыграло также импортозамещение.

Объем продукции автопромышленности в России в январе-июле 2023 года

  • Увеличение год к году на 3%
  • Увеличение по итогам июля - 57,8%
  • Рост в физических единицах - 110% (год к году)
  • Оценка объема рынка в 2023 году - 2,97 триллиона рублей (на 7,2% превышает показатели 2022 года)

«Необходимо обеспечить стабильную ритмичную работу по всей цепочке автоиндустрии и автомобильного рынка: от производства автокомпонентов до розничной продажи автомобилей и их обслуживания», — президент России Владимир Путин.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Автор: Александр Байгазин

Сделано в России // Made in Russia

#сделановроссии

0