Автомобилизация России: как за 20 лет машина стала не роскошью, а средством передвижения
Изображение создано нейросетью
Люди среднего и старшего возраста еще помнят, что еще относительно недавно автомобиль был роскошью, а не средством передвижения. Сегодня все наоборот: автомобиль может позволить себе практически каждый россиянин, а с помощью господдержки такая покупка становится не слишком обременительной. Раньше для покупки машины нужно было ждать с десяток лет, затем в страну хлынули списанные и праворульные автомобили, но сейчас ситуация совершенно другая. О том, как Россия прошла путь от дефицита авто к возрождению отечественного автопрома и даже выпуска собственных доступных электрокаров, читайте в этом материале.
Автомобилизация России
В советское время автомобиль считался роскошью - просто так машину купить было нельзя. О процессе приобретения нового автомобиля во времена СССР ходят анекдоты - и даже за рубежом. А дело все в том, что в те годы, чтобы купить себе машину, надо было отстоять в очереди около 10 лет. Тогда было невозможно прийти в автосалон и выбрать марку, модель, цвет машины, а потом просто купить понравившийся вам автомобиль. В такой реальности жили наши автомобилисты во второй половине XX века.Инфографика
Автомобилизация страны как маркер благосостояния
- 1990 - 58,5 машины на 1000 человек
- 2000 - 130 машин на 1000 человек
- 2005 - 169 машин на 1000 человек
- 2010 - 228,3 машины на 1000 человек
- 2015 - 288,8 машины на 1000 человек
- 2020-2021 - 309 машин на 1000 человек
- 2022 - 318 машин на 1000 человек
- 2030 - 500 машин на 1000 человек*
* согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года
Ситуация стала улучшаться с наступлением свободных рыночных отношений. Тем не менее, у небогатого населения все еще не было возможностей для покупки качественных автомобилей, отсюда и засилье на отечественном рынке японских праворулек, устаревших «немцев», которые на родине списали в утиль, и других некачественных иномарок. К тому времени в нашей стране еще не было дилерских центров на каждом шагу, и многим приходилось заказывать машины, что называется, на свой страх и риск у частных перегонщиков, которые своими силами везли иномарки из Германии, Франции, Японии и других стран, не давая при этом никаких гарантий.
Но в 2002 году правительство одобрило Концепцию развития автомобильной промышленности на период до 2010 года, в которой были предусмотрены меры господдержки автомобильной отрасли: снижение ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование, компоненты, агрегаты, узлы, детали и комплектующие изделия, производство которых не осуществляется в РФ; выравнивание таможенных пошлин для юридических и физических лиц при ввозе на таможенную территорию России подержанных легковых автомобилей иностранного производства и прочее.
Тогда же в начале 2000-х годов принятые меры способствовали активному расширению российских производств по сборке иностранных автомобилей, что в сочетании с доступностью автокредитов и ростом доходов населения привело к бурному развитию автомобильной отрасли. Так, только по итогам 2006 года объем продаж новых авто в три раза превысил уровень реализации подержанных машин.
Развитие автомобильной промышленности всегда являлось стратегически важной задачей государственной политики России, поскольку служило источником миллионов рабочих мест . И правительство предоставляло необходимую поддержку, понимая, что автопром обеспечивает мультипликационный эффект во многих смежных отраслях экономики страны и занятость более чем 5 миллионов человек.
Своевременные меры господдержки позволили автомобильной отрасли в РФ не только «пережить» кризис 2008 года, но и существенно улучшить показатели: в этот год в стране продали 3 миллиона 175 тысяч автомобилей, что на 14% больше, чем в 2007 году. При этом продажи ввезенных иномарок выросли на 24%, а собранных в России — на 32%.
В 2009 году дилеры и автопроизводители в полной мере ощутили последствия мирового финансового кризиса. Многие предприятия нуждались в пополнении оборотного капитала, под угрозой оказались сотни тысяч рабочих мест.
Правительство оперативно отреагировало на сложившуюся ситуацию. В список системообразующих предприятий включили большинство крупнейших российских автопроизводителей. Им предоставили поддержку на сумму около 7 миллиардов долларов с помощью госзакупок, кредитов и субсидирования лизинга. Помимо этого, государство выкупило часть облигаций российских автозаводов, это позволило компаниям в том числе профинансировать уже запущенные инвестиционные проекты.
Доступность автомобилей и господдержка
С началом 2000-х годов в России активизировалась автомобилизация: у людей за несколько лет появилась возможность приобрести практически любую машину прямо в салоне в своем городе, не ожидая ее доставки «челноками» по несколько месяцев. К 2020 годам в нашей стране особую роль в доступности автомобиля, и в первую очередь отечественного, для граждан сыграло государство. К примеру, программа льготного автокредитования: в 2022 году по ней куплено около 50 тысяч отечественных авто, государство субсидировало около 7 миллиардов рублей, которые тем самым сэкономили граждане.
Сумма субсидий — не единственное изменение в программе льготного кредитования. Например, в 2023 году увеличилась скидка на автомобиль (то есть субсидия от государства при оформлении займа). Если раньше она составляла 10% для всех регионов (кроме Дальнего Востока), то теперь подросла до 20%. На Дальнем Востоке как была 25%, так и осталась.
Кроме того, увеличилась стоимость автомобиля, подпадающего под льготное автокредитование. В 2022 году она составляла 1,5 миллиона рублей, в 2023 году ее округлили до 2 миллионов. На уровне 35% (но не более 925 тысяч рублей) сохранилась скидка на покупку отечественных электрокаров.
Условия льготного государственного автокредитования
Объем субсидии:
- до 10% от стоимости автомобиля с 2015 до 2022 года
- до 20% от стоимости автомобиля с 2022 года
- (для Дальневосточного федерального округа — 25%)
- планируется - до 25%
Если до 2020 года субсидирование покупок электромобилей в России было трудно представить, то уже в последние несколько лет ситуация кардинально переменилась. Более того, правительство страны смотрит не только в ближайшее будущее, но и в далекую перспективу, предполагая увеличение действующего размера поддержки.
Субсидия для желающих купить электромобили*
- с 2022 года - 25% от стоимости
- с 2026 года - 20% от стоимости
- с 2030 года - 30% от стоимости
Государство намерено поддерживать именно покупателей электромобилей, а не их продавцов. Поэтому скидка будет определяться не от конечной стоимости автомобиля у конкретного дилера, а от его принятой на рынке стоимости, которая рассчитывается, исходя из статистических данных.
*под условия подпадают автомобили отечественного производства стоимостью до 2 миллионов рублей.
Кроме того, особую поддержку при покупке автомобиля получают семьи с детьми. Соответствующие субсидии в нашей стране начали действовать с 2015 года.
Государственная программа «Семейный автомобиль»
Размер субсидии от государства по программе «Семейный автомобиль»:
- после 2015 года - 10%
- (для жителей Дальнего Востока - 25%)
Схема:
- 1. Внесение первоначального взноса
- 2. Кредит оформляется на оставшуюся сумму
- 3. 10% (25% для дальневосточных регионов) от стоимости автомобиля оплачивает государство
Какие автомобили участвуют в госпрограмме в 2023 году
По условиям госпрограммы «Семейный автомобиль», приобрести можно как отечественные, так и иностранные авто российской сборки. Машины должны быть:
- новыми;
- не дороже 1,5 миллиона рублей;
- массой не более 3,5 тонны;
- с электронным ПТС.
«Мер поддержки автопрома, их в принципе достаточно для того, чтобы в ближайшее время кратно увеличить объем выпуска автомобильной техники, в том числе легковых автомобилей наиболее востребованных», — президент России Владимир Путин.
Отечественное производство
Одновременно забывались старые анекдоты, вроде «Какой расход у «Жигулей» на тысячу километров? Три автомобиля». Подниматься начал не только авторынок, где еще доминировали иномарки, но и сугубо отечественный автопром.
Россия в мировом рейтинге автопроизводства заняла в 2021 году 11 место: в стране выпустили 1 миллион 566 тысяч авто.
С начала 2022 года из России начали уходить зарубежные компании, в том числе автопроизводители, что в свою очередь привело не только к дефициту определенных марок на российском рынке, но и к тотальному буму отечественной автопромышленности. За короткое время российские автопроизводители сумели создать линейку легковых, грузовых автомобилей и электромобилей, которые уже сейчас активно внедряются на рынок и пользуются большим спросом.
Отечественной автопромышленности удалось за год восстановить или выстроить заново логистические и технологические цепочки. Свою роль сыграло также импортозамещение.
Объем продукции автопромышленности в России в январе-июле 2023 года
- Увеличение год к году на 3%
- Увеличение по итогам июля - 57,8%
- Рост в физических единицах - 110% (год к году)
- Оценка объема рынка в 2023 году - 2,97 триллиона рублей (на 7,2% превышает показатели 2022 года)
«Необходимо обеспечить стабильную ритмичную работу по всей цепочке автоиндустрии и автомобильного рынка: от производства автокомпонентов до розничной продажи автомобилей и их обслуживания», — президент России Владимир Путин.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Автор: Александр Байгазин
Сделано в России // Made in Russia
#сделановроссии