«Сейчас самое время для M&A — для объединения компаний и укрупнения»: эксперт — о перспективах бизнеса в новых условиях
Важный фактор для отечественного бизнеса — это приход на рынок конкурентов со стороны Китая. Таким мнением поделился со «Сделано в России», эксперт бизнес-клуба Атланты, серийный предприниматель, ментор Михаил Воробьев. Специалист ответил на ряд важных вопросов. Почему уход иностранных брендов с российского рынка — это новые возможности? Правда ли, что источник денег в актуальной ситуации — это государство? Какова роль цифровых технологий в оптимизации руководства компаний? Ответы — уже в подробном эксклюзивном интервью.
— В чем состоят поводы для возвращения оптимизма руководства крупных российских компаний?
Мы видим, что растет денежная масса. Главным источником денежной массы является государство и, соответственно, эта денежная масса распространяется почти во сектора экономики. Поэтому действительно есть локальный оптимизм, но я не
разделяю его в долгосрочной перспективе. Потому что денежная масса не будет расти такими темпами, и идёт большой отток капитала. Но самое главное — это приход на рынок конкурентов со стороны Китая. То есть с одной стороны спрос растёт, но с другой — на этот растущий спрос вместо ушедших компаний из недружественных стран будут приходить компании дружественных стран и конкурировать с российским бизнесом.
— Какие новые возможности открыл для себя российский бизнес в новых условиях?
Новые возможности — это замена ушедших брендов, то есть большие открывшихся рыночных ниш во многих сегментах, как в b2b, так и в b2c, поэтому сейчас самое время их занимать.
— Завершился ли период адаптации к новой геополитической реальности для российского бизнеса?
С точки зрения адаптации сложно ответить. Безусловно, пожарные ситуации все решены тем или иным образом, но долгосрочно, для того, чтобы экономика и компании развивались и выпускали новые продукты, необходим огромный объем инвестиций в RnD, потому что изначально очень много RnD покупалось за рубежом, а здесь организовывалось производство. На том RnD, которое было сделано до сегодняшнего дня, налаживая логистические цепочки, безусловно, российский бизнес адаптировался. Но без дальнейших инвестиций в науку достаточно сложно будет конкурировать с компаниями из того же Китая.
— Какие перспективы и ниши видит российский бизнес в новых условиях?
Если говорить про перспективные ниши, то в моменте — это замещение компаний из недружественных стран. Это самое очевидная ниша, которую надо занимать. Если смотреть на долгосрочные ниши, то это — производство товаров, в которое сейчас все устремились. Обычно во всём мире ты как бы конкурируешь со всем миром. В нашем случае ты конкурируешь не со всем миром, а с компаниями из дружественных стран. То есть огромное количество компаний будет поставлять товар на российский рынок и, соответственно, любой производитель, который здесь производит что-то, будет конкурировать с огромным количеством компаний из других стран. Поэтому ниша производства товаров, безусловно, на сегодняшний день самая перспективная. И те, кто проинвестировал в своё время в производство или те, кто тем или иным образом выкупил производство, сейчас на коне. Но если смотреть в долгосрочной перспективе, то конкуренция со стороны компаний из того же Китая будет существенно давить на экономику бизнеса и делать инвестиции в него неэффективными. Единственная индустрия, в которой компании не конкурируют с компаниями из других стран — это сфера услуг. Поэтому долгосрочная ниша — это услуги, поскольку ты конкурируешь только с компаниями, которые находятся на территории страны. В индустрии услуг сегодня в России доля ВВП ещё порядка 54%, на фоне 80% в США. Есть большой гэп, где есть ещё куда расти индустрии услуг, и это долгосрочная, устойчивая и эффективная с точки зрения экономики ниша.
— Как новые цифровые бизнес-модели помогают руководству крупных российских компаний? Каких результатов с их помощью удается достигать?
Что касается цифровой бизнес-модели, то, безусловно, цифровые технологии открыли нам возможность к построению компании по платформенной модели. Я верю, что все компании так или иначе во всех индустриях перейдут к платформам, перестроятся в бизнес. Что такое платформа? Это когда в каждом узле твоей производственной или продуктовой цепочки происходит конкуренция. То есть сейчас компании в старом укладе построены так, что все блоки, которые создают себестоимость, или которые производят продукты, или которые ведут клиента по клиентской цепочке — это, в основном, собственные активы, некие монолиты, которые всё делают сами. Эти модели не очень эффективны, т.к. каждый элемент, находясь в монопольном положении, с каждым годом становится всё дороже и всё менее качественным. Соответственно, продукция, услуги и товары компании в целом с каждым годом становятся менее качественными и более дорогими по себестоимости.
Единственный способ выхода из этой ситуации — это создание себестоимости. Каждый блок клиентского пути необходимо поместить в конкурентную среду. В конкурентной среде компании конкурируют друг с другом, проявляют чудеса предпринимательства, делают максимально качественные продукты и по минимальной цене. Это мы видим на примере маркетплейсов, агрегаторов такси и других цифровых компаний. И в итоге конечный продукт любой компании становится максимально дешёвым и максимально качественным. В этом я вижу единственный способ долгосрочного роста и при этом экономически эффективного роста.
Еще важный фактор необходимости цифровизации — это резкий рост затрат на зарплату и, следовательно, эффективность проектов цифровизации резко повышается.
Сейчас я считаю, что самое время для M&A, то есть для объединения компаний и укрупнения. Это даёт возможность увеличивать рыночную долю, устанавливать более высокие цены и убирать дублирующие косты, если две компании объединяются из одной индустрии с одинаковым типом затрат. Эти два фактора существенно будут увеличивать прибыль с компанией, а прибыль с компаний позволяет увеличить инвестиции в RnD, потому что на сегодняшний день компании, находясь в очень жёсткой конкуренции, конкурируя друг с другом, имеют низкую рентабельность и низкие возможности для инвестиций в RnD, то есть в создание долгосрочного устойчивого конкурентного преимущества.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Автор: Андрей Карабанов
Сделано в России // Made in Russia
#сделановроссии