Передовые маркетплейсы, такси, интернет-банкинг и госуслуги: как Россия стала мировым лидером цифровых сервисов?
Россия за последние несколько лет вышла в лидеры среди всех стран мира по цифровым сервисам: доставка продуктов, одежды, техники, сервисы такси, интернет-банкинг. Если даже в начале 2010-х годов и тем более в 1990-2000-х годах заказать что-то в интернете было сродни лотереи — многим казалось, что обязательно обманут, а деньги уйдут в никуда, то сейчас надежность сервисов не вызывает сомнений. Аналогичная ситуация с такси: в 90-е и «нулевые» годы пассажиры порой вовсе не были уверены, что доедут до пункта назначения в целости и сохранности. Сейчас же сервис такси превратился комфортную и безопасную услугу. Тем не менее, к комфортной цифровой среде Россия прошла длинный путь, и сейчас наша страна может похвастать одним из самых современных цифровых рынков во всем мире.
Госуслуги
Жизнь россиян значительно упростилась с 2009 года, в особенности это затронуло тех, кому нужно было получать те или иные справки, выписки и прочие документы в госструктурах — то есть, всех. В этот год в стране запустили Единый портал «Госуслуги», который спустя годы развития позволяет оформить практически любой документ в несколько кликов в смартфоне — теперь даже ходить куда-то за бумажной версией зачастую не нужно. Портал позволяет получить услугу без лишней беготни по инстанциям и ведомствам, без очередей, а прямо из дома, через интернет.
К 2023 году количество учетных записей на портале «Госуслуги» превысило 100 миллионов, а ежедневно порталом пользуется порядка 10 миллионов человек. На начало 2023 года в электронном виде можно получить более 600 федеральных и более 2 000 региональных услуг, запущены универсальные «суперсервисы» позволяющие комплексно подходить к решению жизненных ситуаций, в среднем за месяц посредством портала оказывается более 18 миллионов государственных услуг. В результате Россия вошла в десятку глобальных лидеров в сфере цифровых госуслуг среди около 200 стран мира, где оценивалась степень развития таких сервисов.
Маркетплейсы
От «китайских челноков» до качественной доставки за час
В 1990-х годах в России сохранилась советская привычка — возить импортные товары челноками. С открытием экономики у продавцов, как и у обычных граждан, появились выходы на китайский рынок, и страну буквально заполонило некачественными, но дешевыми товарами. Тенденция сохранялась на протяжении более десятилетия: многие до сих пор с дергающимся взглядом помнят те самые картонки на рынках, на которых приходилось стоять, примеряя джинсы или модные ботинки в мороз.
Со временем вещевые рынки заменили торговые центры с брендовой, но более дорогой одеждой, картонные подстилки сменились примерочными и комфортом. Тем не менее, если что-то можно улучшить, то это нужно улучшить, и уже к середине 2010-х годов вам не нужно было ехать куда-то за одеждой, а наоборот: любую вещь можно было заказать в интернете и ее привезли бы куда угодно (как правило, на начальных этапах в пределах МКАД, но и это быстро исправили).
Большой вклад в развитие маркетплейсов в последние годы внесло и государства. К примеру, сейчас предприниматели, заинтересованные в запуске бизнеса на маркетплейсе, получат поддержку персонального менеджера, который поможет новичкам разобраться, как работает площадка, как оформить привлекательные карточки товаров, запустить рекламную кампанию. Также предпринимателям-участникам программы будет начислен начальный рекламный бюджет для продвижения на платформе.
Снижение среднего чека в первую очередь объясняется несколькими факторами
Выросла доля маркетплейсов и ультрабыстрой доставки продуктов с небольшими чеками и частыми заказами. Соответственно, доля категорийных непродуктовых интернет–магазинов с более высоким средним чеком, чем у маркетплейсов, сократилась с 25% до 16% от всех онлайн–заказов; закрылись или существенно снизили обороты интернет–магазины категорий «Люкс» и «Премиум» с высоким средним чеком.
Кроме того, снижение среднего чека указывает на то, что покупатели стали с меньшей опаской заказывать небольшие товары, вплоть до того, что в одной «посылке» может лежать лишь пара носков или платок.
Таким образом, онлайн-торговля перестала быть привилегией состоятельных людей и превратилась в сервис для всех граждан России, вне зависимости от их достатка.
Эксперты прогнозируют, что в 2023 году объем продаж на российском рынке ecommerce достигнет 7,4 триллиона рублей, а рост составит 30%. Количество выполненных заказов достигнет 4,6 миллиарда (+64%). Российские показатели роста останутся на уровне намного выше среднемирового.
Сервисы доставки
Доставка готовой еды и продуктов питания — одни из самых быстрорастущих сегментов рынка электронной коммерции в России. То, что раньше воспринималось как прихоть или экстренная мера, теперь стало обыденностью. А глобальный переворот в восприятии онлайн-покупок произошел в 2020 году.
Вплоть до конца 2000-х годов в России доставка пиццы или другой заморской, а зачастую и местной кухни, оставалась лишь на экранах телевизоров в том или ином зарубежном фильме. С развитием сервисов обслуживания и Россия сделала огромный шаг вперед: если в большинстве стран доставка готовой еды осталась на уровне наличия такой опции у ресторана, то у нас почти все заведения объединены в единую «сеть» — агрегаторы — способную с помощью сторонних сервисов доставить любое блюдо по любому адресу.
Как показали опросы рестораторов, почти половина заведений в 2022 году использовала агрегаторы.
Сейчас услугами агрегаторов пользуются преимущественно рестораны фастфуда: большое количество заказов с хаотичными временными промежутками не позволяют содержать собственный штат курьеров, в чем очень помогают сторонние сервисы.
Своими курьерами пользуются некоторые рестораны, а также сервисы, предлагающие питание на весь день — сбалансированное меню, состоящее из 3-6 приемов пищи.
Российский рынок доставки продуктов питания в 2021 году достиг объема 329 миллиардов рублей, увеличившись на 159% по отношению к 2020 году. Количество заказов выросло на 244% — до 237 миллионов. В феврале 2023 года сервисы доставки продуктов питания уже выполнили 44,2 миллиона заказов, что на 3% больше, чем месяцем ранее, и на 50% больше, чем в феврале 2022 года. По итогам 2023 года общий объем российского рынка доставки продуктов может составить 695 миллиардов рублей.
Особый рост популярности сервисов доставок еды произошел во время пандемии COVID-19, когда курьеров буквально стали считать героями нашего времени. Впрочем, это недалеко от истины — многие по тем или иным причинам не могли сделать прививку и курьерские службы остались для них единственным способом получить продукты.
Такси
«Наши люди в булочную на такси не ездят» — фраза, укрепившаяся в умах миллионов, за десятилетия превратилась в бессмыслицу. Наши современники ответят: «А почему бы и нет, раз есть такая возможность, это недорого и доступно практически каждому?»
Если в советские годы такси было скорее привилегией, то с распадом СССР в России к частным извозчикам или по-простому «бомбилам» стали относиться с опаской. 1990-е годы — это время по сути исчезновения на целое десятилетие институционализированного такси. Пришла таксистская вольница. Государственные таксопарки умерли в одночасье. На смену им пришли дикие и наглые бомбилы, оккупировавшие привокзальные площади. Этот элемент тех времен многие привыкли относить скорее к мелким мошенникам. Таксисты 1990-х годов стали постоянными поставщиками событийной пищи для криминальной хроники. Такси стало зоной риска.
В обиход надолго вошло — «поймать тачку». Кто мог остановиться, увидев призывно поднятую руку — одному лишь Богу было известно. Резко изменившееся государство было просто неспособно к регулированию этой отрасли городского сервиса.
Положение начало выправляться в 2000-е годы, когда бизнес такси стал выгодным и началось возвращение хоть какого-то порядка. Тогда же вернулись привычные с советских времен таксопарки, а уже через некоторое время они стали объединяться в агрегаторы.
Во-многом это произошло благодаря участию государства, которое искоренило бомбил и подвело всех частных извозчиков под единые стандарты. Теперь уже практически не встретишь голосующих на обочине пассажиров, вместо этого достаточно сделать несколько кликов в смартфоне. Зачастую рискованные поездки превратились в комфортные и надежные услуги: пассажиру доступна вся информация о водителе, о его автомобиле и поездке.
В сентябре 2023 года также вступит в силу указ президента России Владимира Путина, в соответствии с которым регулируется работа в сфере такси. В частности, документ обязывает агрегаторов такси предоставлять ФСБ доступ к базам данных, а также обязывает перевозчика осуществлять свою деятельность только в том регионе, где получено разрешение. Принятый закон также устанавливает требования к внешнему и внутреннему виду легкового такси.
Такси также не осталось без государственной поддержки. К примеру в Москве правительство в 2022 году расширило программу дополнительной поддержки таксомоторных компаний и операторов каршеринга. В столице на нее выделили 450 миллионов рублей. Программа предусматривает увеличение в два раза размера субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей на приобретение новых автомобилей такси и каршеринга.
Городскую программу поддержки операторов каршеринга и таксомоторных компаний реализуют в Москве с 2012 года. За это время столичные власти вложили почти 2 миллиарда рублей.
Интернет-банкинг
Большое влияние на банковскую систему не только в России, но и во всем мире, оказало развитие интернета как глобальной сети. Эта тенденция на практике вылилась в появление интернет-банкинга. До нашей страны цифровые финансы дошли в 1998 году.
Несмотря на прогресс в сфере интернет-банкинга, многие по старинке продолжали (а кто-то даже продолжает) отдавать предпочтение наличным или не представляли свою банковскую карту без банкомата. Теперь же в этом практически нет нужды: все финансы, как и информация о них, доступны круглосуточно, а для осуществления перевода порой требуется несколько секунд. К примеру, еще десять лет назад перевод мог «зависнуть» на несколько дней.
С развитием технологий пользователи познакомились со множеством возможностей: осуществление любых online платежей без задержек; круглосуточный доступ ко многим операциям без посещения офиса банка; отслеживание операций с пластиковыми карточками; возможность совершать безналичные платежи любого назначения и управлять различными счетами одновременно; осуществление денежных переводов; круглосуточный контроль счетов; возможность открытия счета в любом банке.
К молниеносным переводам в последние годы добавились и другие сервисы, позволяющие сделать онлайн-банкинг удобнее: голосовые помощники, чат-боты, круглосуточная система поддержки, даже билет в кино теперь можно купить через приложение банка.
Наиболее активными пользователями сервисов цифрового банкинга являются молодые россияне 18-24 лет: 75% используют либо мобильные приложения банков, либо интернет-банк, причем мобильный банкинг в этой возрастной группе намного популярнее интернет-банка (72% против 49%). У россиян более старшего возраста этот разрыв меньше. Так, среди опрошенных 45-59 лет мобильные приложения используют 45% опрошенных, интернет-банк — 36%. Чем старше респонденты, тем реже они пользуются цифровыми каналами управления финансами.
«Нужно запустить мощное цифровое развитие во всех сферах жизни: в системе образования, при получении медицинской помощи, государственных услуг, что особенно важно — в сфере ЖКХ и городского хозяйства. И конечно, в продвижении новых бизнес-идей для развития своего дела. Причем цифровые технологии настолько быстро идут вперед, что здесь нам нужно ставить ориентиры буквально на каждый год, а может, еще и почаще», – Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
«Сделано в России» // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
#сделановроссии