Сделано в России

Все регионы
РУС
Интервью

Интервью: Отберут ли роботы рабочие места у россиян или станут союзниками?

716
Интервью: Отберут ли роботы рабочие места у россиян или станут союзниками?

Фото предоставлено пресс-службой "Корпорации роботов"

Роботизация – всемирный тренд последнего десятилетия. С одной стороны, это радует, а с другой – пугает. Ведь роботы выполняют некоторые задачи намного быстрее и точнее человека. А значит, когда-нибудь смогут его заменить. Как развивается робототехника в России, в каких сферах цифровые помощники особенно востребованы, будут ли роботы полностью автономными и как автоматизация рабочих процессов изменит рынок труда – рассказывает генеральный директор компании «Корпорация роботов» Артур Зархи.

– На каком этапе находится роботизация в России сейчас? Насколько перспективно для нас это направление?

– Начнем с того, что мы начали двигаться в эту сторону достаточно недавно. Несмотря на то, что некоторый запас промышленных роботов имелся у нас еще в 1980-е, активно сфера начала развиваться только 7 лет назад. Тогда, в 2017 году, Россия поставила перед собой цель: повысить производительность труда и, вместе с этим, конкурентоспособность российской промышленности через автоматизацию рабочих процессов. У нас это неплохо получалось: многие крупные компании начали пользоваться роботами, тем самым повысив общие показатели KPI и открыв для себя новые перспективы развития. Однако в основном они сотрудничали с зарубежными вендорами, такими как ABB, FANIC, KUKA, Universal Robots и прочие. На российских производителей мало кто обращал внимания.

Все изменилось в 2022 году, когда большинство зарубежных игроков ушли из России и нашим компаниям пришлось адаптироваться под новые реалии. Это стало таким, поворотным, моментом для отечественных производителей робототехники. Поддержка их развития теперь является одним из приоритетов для государства. По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, спрос на отечественные цифровые решения за 2022 год увеличился более чем в 10 раз. А согласно данным Минпромторга РФ, объем выпуска роботов-манипуляторов и компонентов к ним в 2022-м году составил 1,2 млрд рублей. В то время, как годом ранее он равнялся всего 900 млн.

Несмотря на то, что Россия несколько отстает в развитии роботизации от других стран, автоматизация рабочих процессов в абсолютном большинстве сфер бизнеса неизбежна. Например, мы уже сегодня являемся одним из лидеров сегмента сервисной робототехники.

– А в каких сферах на сегодняшний день активно развивается роботизация? Какие процессы компании автоматизируют с помощью роботов?

– Мы с уверенностью можем сказать, что автоматизация рабочих процессов является необходимым критерием для дальнейшего развития любой отрасли. Поэтому все больше задач сейчас доверяют цифровым помощникам, а точнее – промышленным и сервисным роботам. Они выполняют те задачи, с которыми специалистам сложно справиться в силу физических возможностей, а также те, при выполнении которых нужна максимальная точность и где цена человеческой ошибки очень высока.

Например, сейчас развиваются различные беспилотные системы: для инспектирования морского дна и прокладки подводных трубопроводов, для картографирования поверхности Земли и оценки почвы. Также беспилотники применяются в сфере сельского хозяйства, коммунальной и транспортной сферах. А в планах на этот год – тестирование робота, предназначенного для выполнения задач в открытом космосе.

Если говорить про бизнес и промышленность, то компании внедряют программных роботов для таких задач, как сбор и обработка поступающих заявок, работы с CRM-системами, документами и многое другое.

– Все эти роботы работают автономно или все же в тесном взаимодействии с человеком?

– В целом, автономность роботов сейчас действительно высока. Новейшие алгоритмы машинного обучения позволяют им самостоятельно, опираясь на свой опыт, учиться и принимать решения. Однако современные разработки направлены главным образом на то, чтобы повысить варианты взаимодействия человека с цифровыми помощниками. Так у роботов, помимо пространственного восприятия и восприятия речи, появляется распознавание звуков, жестов, тактильное восприятие. Это все послужит для того, чтобы роботы лучше понимали человека и могли выполнять больше исходящих от него задач.

– Вы говорили про компании, которые повысили KPI в результате автоматизма рабочих процессов. Получается, что роботы справляются с задачами лучше, чем специалисты?

– Скорее, роботы позволяют сотрудникам переключиться на те задачи, для выполнения которых принципиально важны человеческие качества и навыки, недоступные цифровым помощникам. Основная проблема была в высокой загруженности работников однотипными задачами, которые требуют не столько квалификации, а выполнения механических действий. И нередко в такую работу были погружены специалисты высокого уровня – иногда она занимала до 45% их рабочего времени. Естественно, что это снижало их личные KPI и общую производительность компании.

Однако уже более пяти лет компании внедряют RPA (Robot Process Automation), с помощью которой они автоматизируют рутинную работу и освобождают специалистам колоссальное количество времени. Благодаря этому, они могут уделить больше внимания работе с клиентами и другим бизнес-процессам. Например, таких роботов используют «Аэрофлот», «РЖД», «Почта России» и другие гиганты. Некоторым из них удалось сократить время выполнения рутинных задач на 70% и освободить 2 тысячи сотрудников.

– Звучит перспективно. Но как это отразится на рынке труда? Не вытеснят ли роботы специалистов? Ведь, должно быть, компаниям выгоднее автоматизировать все процессы, чем держать сотрудников.

– Выгоднее, но не настолько, чтобы полностью отказаться от человеческого ресурса. Рынок труда бесспорно изменится, однако, на мой взгляд, не в худшую сторону. По прогнозам футуролога Бена Принга, в скором времени появятся более 20 новых профессий, большинство из которых интереснее существующих. Среди них – менеджер по командному взаимодействию людей и машин, информационный детектив, аналитик кибергородов, создатель путешествий в дополненной реальности. Также появятся профессии, не связанные с информационными технологиями. Например, компаньоны, составляющие компанию пожилым людям. По словам Принга, это связано с тем, что автоматизация рутинных задач должна увеличить среднюю продолжительность жизни человека.

Ожидаемо, что все перечисленное пока кажется довольно футуристичным. Однако некоторые трансформации мы можем наблюдать уже сейчас. Допустим, если взять древнейшую профессию юриста, можно сказать, что она прошла полную «перезагрузку». Мало того, что для повышения конкурентоспособности современный юрист должен уметь проводить консультации онлайн, работать с электронным документооборотом владеть профильными приложениями и сервисами, так он еще и может переквалифицироваться в IT-юриста, который специализируется на разработке программных роботов для коллег. И таких трансформаций очень много. Специалисты, которые раньше были загружены рутинной работой, теперь создают решения для ее автоматизации.

К слову, в связи с роботизацией профессионалы не только не перестанут быть востребованы, но и станут более ценны их soft skills, что может говорить о том, что работодатели будут платить не за заполнение таблиц и оформление документов, а конкретно за интеллектуальную деятельность. На мой взгляд, это хорошая тенденция.

Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале

Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс

#сделановроссии

0