Обзор популярных товаров, производимых московскими компаниями для рынка Европы
За первое полугодие 2020 года столичные российские предприятия заработали на экспорте несырьевой неэнергетической продукции в государства Северной и Восточной Европы свыше 2 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте мэра Москвы mos.ru, наиболее востребованными товарами у иностранцев являются различная техника (в том числе автомобильная) и механическое оборудование, а также изделия фармацевтического назначения. Самую впечатляющую динамику продемонстрировали медицинская и пищевая продукция. За 6 месяцев прошлого года совокупный объем экспорта этих товаров в Европу повысился практически в два раза.
Интерес европейских государств к отдельным товарным группам, выпускаемым московскими промышленными предприятиями, обусловлен их географической близостью. Что касается реализации за рубеж продукции фармацевтической и пищевой промышленности, за полгода объемы продаж увеличились на 50-90%. Ключевыми покупателями были:
- Чехия. Приобрела у москвичей продукты питания и медикаменты и на 177,16 млн долларов;
- Эстония. Обогатила столичных производителей на 145,93 млн долларов;
- Финляндия. Закупилась на 143,23 млн долларов;
- Швеция. Потратила меньше остальных — 103,98 млн долларов.
За январь-июнь 2020 года ровно вдвое увеличился объем продаж автозапчастей и механических устройств в Данию. Это спровоцировало общее увеличение экспорта товаров столичных производителей в эту страну на 6%. Не осталась в стороне и Исландия. По сравнению с первыми шестью месяцами 2019 года экспорт товаров из Москвы в это государство вырос почти в 10 раз.
В целом поток несырьевого неэнергетического экспорта в Исландию у москвичей был невелик, такой значительный прирост вызван поставками механического оборудования и техники (в том числе компьютерной). Больше 90% общего объема товаров, которые столичные предприятия поставили в эту страну за 6 месяцев 2020 года, составляет оборудование, предназначенное для фильтрации и очищения жидкости и газа.
Кроме того, с января по май 2020 года столичные предприятия промышленного и агропромышленного комплекса реализовали свою продукцию в 151 страну мира. Главным покупателем выступила Великобритания: с ней было оформлено договоров на поставку на 3,34 млрд долларов. На втором месте — Соединенные Штаты Америки (приобрели у москвичей продукции на 1,15 млрд долларов). На третьей позиции расположилась Беларусь (900 млн долларов), а четвертую строчку занял Казахстан (880 млн долларов).
Что касается первых трех кварталов 2020 года, здесь тоже прослеживается положительная динамика экспорта несырьевой неэнергетической продукции из российской столицы в государства Европы. Согласно данным опубликованным в сети Интернет, совокупный объем реализации за упомянутый выше период исчисляется суммой в 15,3 млрд долларов. Львиная ее доля приходится на экспорт товаров в страны Западной Европы. За январь-сентябрь 2020 года московским промышленникам удалось заработать на данном рынке 11,7 млрд долларов.
Также путем проведения анализа были выделены приоритетные направления спроса иностранцев на продукцию столичных предприятий:
- Электронные интегральные схемы. Выручка от их реализации за рубеж составила 2,74 млн долларов. Этот показатель почти в два раза выше, чем был в январе-сентябре в 2019 года.
- Товары фармацевтического назначения. Сумма выручки составила 1,17 млн долларов. То есть объем экспорта увеличился почти в 18 раз.
- Косметическая продукция. Реализация выросла в три раза и составила 0,67 млн долларов.
Ключевыми рынками сбыта в Северной Европе стали две страны: Дания и Норвегия. В первую москвичи поставляли низковольтную распределительную аппаратуру, во вторую — механическое оборудование и технику (в том числе компьютерную). Совокупный объем реализации в эти два государства за 9 месяцев 2020 года в денежном эквиваленте составил 2,13 млн долларов.
В структуре столичного экспорта в европейские страны также наблюдается увеличение поставок в государства Прибалтики. За первые три квартала прошлого года они выросли почти в два раза.
В подтверждение своих слов чиновник приводит цифры. Так, совокупный объем поставок московских производителей в Прибалтику за январь-сентябрь 2020 года составил 276,11 млн долларов. В Латвию было продано товаров на 79,15 млн долларов (уровень спроса повысился на 31,5%), в Эстонию — на 151,18 млн долларов (спрос вырос на 418,3%). Также было отмечено, что Латвия по большей части закупала у столичных предприятий продукцию медицинского и косметического назначения, а Эстония — изделия химической промышленности, медприборы и устройства.
Алексей Фурсин, глава московского департамента бизнеса и инновационного развития, отмечает, что московские предприятия, осуществляющие экспортные операции с государствами Европы, имеют возможность бесплатно участвовать в бизнес-миссиях, ключевых профильных выставках и фестивалях в рамках программы «Сделано в Москве». В качестве еще одного приятного бонуса такие хозяйствующие субъекты могут получить гранты, сумма которых составляет до 10% от исполненных экспортных контрактов.
Алексей Фурсин также отметил, что компании-экспортеры могут возместить до 100% своих затрат на реализацию товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности в страны Европы, получить до 3 млн рублей от московских властей. Этой суммой можно покрыть расходы на адаптацию, сертификацию и транспортировку продукции, а также на сертификацию систем менеджмента.