ЭКСПЕРТ: быстро развивающиеся компании нуждаются в «хард» и «софт» поддержке
2021-06-02 06:57

ЭКСПЕРТ: быстро развивающиеся компании нуждаются в «хард» и «софт» поддержке

Российские быстрорастущие технологические компании из списка так называемых «национальных чемпионов» в целом оказались ударопрочными в период коронавирусного кризиса. Однако последствия для них могут оказаться «отложенными» и проявиться спустя время, заявила первый заместитель генерального директора негосударственного института развития «Иннопрактика» Наталья Попова на Петербургском международном экономическом форуме.

Она назвала «национальных чемпионов» элитой технологического бизнеса, поскольку капитализация компаний составляет от 500 миллионов до 30 миллиардов рублей. «То есть это такой малый и средний сегмент. Они достаточно ударопрочные. Например, недавно проводили исследование и спрашивали наших «национальных чемпионов», как они пережили ковид», - сказала она, отметив, что результаты опроса оказались позитивными у 87% организаций.

Также, по словам Поповой, 33% компаний сумели сохранить динамику роста. Однако 40% немного снизили темп, сохранив при этом за собой место «в позитивном сегменте», а каждый пятый участник смог нарастить объемы в пандемию.

Однако опасность заключается в том, что коронавирусный кризис имеет отложенные последствия для компаний данного сегмента, поскольку они, как правило, находятся посередине цепочки из-за деятельности в сегменте B2B, считает Попова.

«Присутствие именно в середине технологической цепочки дает отложенный эффект. Понятно, что через какое-то время мы увидим последствие кризиса на них», - сказала замглавы института.

При этом Всемирный банк указывает большое значение таких компаний для экономики, заявила Попова. Высокий потенциал в них видят и в России, поскольку именно они могут создать «драйв для выхода остальных отраслей» из кризиса.

Говоря о мерах поддержки государства, представительница «Иннопрактики» напомнила, что недавно был принят налоговый маневр для IT-отрасли, а сейчас обсуждаются меры экспортной поддержки.

«На данный момент достаточно небольшое финансирование выделяется, но, я надеюсь, что с конца этого и начала 2022 года количество сумм на сертификацию и омологацию будет возрастать, потому что для экспортера выход на внешний рынок связан с тем, что сертификация каждого наименования своей продукции обходится от 750 тысяч рублей до 2 миллионов. А компания выходит не с одним наименованием. Поэтому здесь есть поле для работы. Также нужна поддержка с точки зрения налогового регулирования», - заявила замгендиректора.

Она обратила внимание и на то, что некоторые меры хотя и прописаны в законе, однако на практике не исполняются.

Сами компании ранее заявляли о том, что нуждаются в хард-поддержке. Например, в дополнительном финансировании нуждаются НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские работы). «Это действительно так, потому что компании этого сегмента очень много денег тратят на исследования и разработки. Эти расходы, конечно, должны поддерживаться, чтобы компании не потеряли свою финансовую стабильность и ударопрочность», - поделилась она, добавив, что в качестве поддержки можно предоставлять, к примеру, гранты или налоговые преференции в части повышающего коэффициента по списанию расходов на НИОКР.

Однако не менее важной Попова назвала и софт-поддержку, поскольку быстро развивающиеся компании зачастую за короткий отрезок времени перерастают сегмент малого и среднего бизнеса. Тогда вопросы управления предприятием, которые были уместны на первом звене развития, перестают быть актуальными.

«Появляется так называемая «долина смерти», когда компании вроде бы наладили свое производство, заняли определенные ниши, но из-за недостатка управленческих навыков, незнания рынков, непонимания, как расширять эти рынки и выходить на экспорт, происходит некое снижение динамики или вовсе гибель компании. Чтобы этого избежать, такая софт-поддержка крайне актуальна», - подчеркнула она.

Специально для этого, например, «Иннопрактика» вместе с Корпорацией МСП запустила специальный обучающий акселератор для 50 компаний.

«Такие меры поддержки, когда компании могут пересмотреть свои управленческие процессы, переналадить систему, свое видение развития в бизнесе и получить фидбек от профессионального сообщества - это не менее важно, чем хард-поддержка», - заключила представительница института.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Ксения Густова