Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

ЭКСПЕРТ: Россия начала вторую волну освоения Арктики

41
ЭКСПЕРТ: Россия начала вторую волну освоения Арктики

В России началась вторая волна освоения Арктики. Как рассказал «Сделано в России» координатор программ Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Андрей Иванов, принятый сегодня Государственной думой закон, облегчающий ведение бизнеса в Арктической зоне, может стать важным элементом этой системной работы, но государство должно развить инфраструктуру в регионе для комфортного ведения бизнеса.

«Россия вступила в новую эпоху, которую можно назвать второй волной освоения Арктики. Необходимо смотреть на новый закон в исторической перспективе и более широком контексте. Он является продолжением закона о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), который был подписан в прошлом году, и ряда программных документов», – поделился Иванов с проектом «Сделано в России».

В то же время он подчеркнул, что закон должен быть только одним из элементов государственной работы по освоению Арктики.

«Надо понимать, что это тактика на более продолжительном стратегическом забеге. Сейчас вышел правительственный документ, содержащий 268 проектов, которые должны быть реализованы в рамках геополитики – план 268», как я его называю. Но ключевая вещь заключается не в только в создании документов. В первую очередь от государства в Арктике требуется поддержка развития инфраструктуры – транспорт, в который включаются малые аэропорты, малый флот, речной флот», – уверен эксперт.

«Заметны усилия государства в отношений развития Северного морского пути, но недостаточно внимания, усилий и финансов уделяется развитию прибрежной инфраструктуры, капиллярной экосистемы, которая подпитывает Северный морской путь. Чтобы он приобрел ту роль, на которую мы ориентируемся, необходимо решать и береговые задачи», – продолжил он.

Это необходимо и для реализации проектов малого и среднего предпринимательства (МСП), уверен эксперт.

Иванов пояснил, что основная сложность любого производства в Арктике заключается в высоких удельных издержках на транспорт, доставку компонентов и более высокую стоимость рабочей силы.

«Поэтому законопроект полезный именно в общей череде работы. Но этого недостаточно», – подчеркнул он.

С его точки зрения, процесс освоения Арктики, как и развитие в регионе МСП, может быть значительно ускорен благодаря научно-техническому прогрессу.

«Конечно, переход на возобновляемые источники энергии не произойдёт одномоментно, это – качественный вызов, эволюционный путь. Мы сами не призываем резко приключиться, это невозможно. Но мы можем в рамках обновления всех названных сегментов ориентироваться уже на то, чтобы создавать суда на сжиженном природном газе, на гибридных технологиях, где используется дизель», – пояснил он.

Иванов также рассказал, что уже сейчас в стране есть масса научных разработок, которые могли бы быть использованы в Арктике.

«ПОРА выдает гранты до 100 тысяч рублей, за три года выдали уже более 200 грантов, в том числе для ученых, для новых разработок. Мы знаем, что разработок научных и прикладных масса, мы стараемся поддерживать ученых… В эпоху романтиков 70-х годов была задача создать добывающую отрасль. Задача новой эпохи – развитие ресурсного потенциала и реализация транспортного потенциала. А основанием для этого будет прежде всего развитие технологий», – заключил Иванов.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Ксения Густова

0