Пандемийное влияние: как ковид заставил e-commerce в России развиваться
2021-06-28 09:22

Пандемийное влияние: как ковид заставил e-commerce в России развиваться

Во время пандемии во всех российских городах и в особенности в «миллионниках» произошел бум онлайн-шоппинга. Теперь в электронную корзину люди начали добавлять не только одежду, обувь или технику, как это было прежде, но все чаще там стали появляться элементарные продукты питания или бытовая химия.

Для относительно новых сервисов это стало возможностью закрепиться на рынке, а крупные игроки сумели масштабировать свою деятельность, существенно расширить зону доставки и выйти на международные рынки.

Редакция «Сделано в России» запросила одних из самых крупных онлайн-маркетплейсов страны, чтобы узнать, как им помогла пандемия, насколько выросли показатели и удается ли их удержать.

КАК МЕНЯЛСЯ СПРОС

В мультикатегорийном маркетплейсе Ozon проекту «Сделано в России» рассказали, что если у новых пользователей первые заказы в основном состояли из товаров первой необходимости в условиях самоизоляции, то повторные клиенты уже расширяли ассортимент своих покупок, выбирая новые категории товаров.

«Летом, после снятия карантинных ограничений, уже каждый второй заказ пользователей, пришедших на Ozon в апреле-мае, содержал товары повседневного спроса и продукты питания, но, например, дополнительно у таких клиентов заметно росла доля одежды», - рассказали в компании и добавили, что также пользователи стали выбирать все необходимое в одном месте сразу, к примеру, при сборе ребенка к школу в сентябре или при подготовке к дачному сезону весной.

Привычка покупать в онлайне никуда не ушла и к концу года, это доказал ажиотажный спрос во время ноябрьских распродаж и накануне Нового года.

В целом по итогам года число заказов на Ozon возросло на 132% год к году почти до 74 миллионов, а число покупателей увеличилось на 75% до 13,8 миллиона уникальных клиентов. Вместе с этим на треть выросла частота заказа на одного покупателя.

ПОДЪЕМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В целом объем российского рынка интернет-торговли в 2020 году вырос в 1,6 раза. Об этом говорят данные ассоциации компаний интернет-торговли.

Как рассказали в Ozon, темпы роста компании в прошлом году опережали рынок и по итогам года оборот продаж возрос в 2,4 раза год к году.

Одну из ключевых ролей в спросе на онлайн-покупки в первой половине прошлого года сыграла обстановка.

«В это время сильно выросло количество заказов и продаж. Онлайн-покупки продуктов питания, детских и зоотоваров во многом сформировали привычку покупать в интернете даже у тех пользователей, кто раньше выбирал традиционный офлайн», - отметили в компании, добавив, что в самые жесткие месяцы изоляции (с апреля по май прошлого года) число новых покупателей Ozon выросло на 84% в сравнении с 2019 годом.

Значительный рост заказов зафиксировал еще один крупный игрок на рынке онлайн-торговли в России – компания Wildberries, которая в пандемийный год продолжила реализовывать стратегию цифровизации бизнес-процессов и развития международной экспансии.

«По итогам года общий оборот компании вырос на 96% год к году и до 437,2 миллиарда рублей, продажи российских товаров на Wildberries в 2020 году увеличились на 111% до 169,8 миллиарда рублей, рост в штуках составил 189%», - поделились в пресс-службе маркетплейса.

Продолжила расти и покупательская аудитория онлайн-площадки, достигнув к концу прошлого года 40 миллионов человек против 22 миллионов на начало года. Хотя темпы прироста аудитории несколько снизились в 2021 году, однако совсем не прекратились и за первые пять месяцев текущего года количество клиентов выросло до 45 миллионов.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Такое повышение числа покупателей закономерно требует расширения количества пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и делает маркетплейс еще более открытым для предпринимателей.

«За 2020 год число таких точек выросло в пять раз до 31 тысячи, а в мае-июне 2021 года достигло более 116 тысяч точек. Это стало возможным благодаря запуску партнерской программы для малого и среднего бизнеса по открытию ПВЗ», - отметили в компании.

Сегодня любой желающий может открыть свой ПВЗ и начать зарабатывать на выдаче заказов Wildberries за счет высокого трафика – ежедневно пользователи онлайн-платформы оформляют свыше 1,9 миллиона заказов.

В целом маркетплейс в прошлом году сделал упор на развитие сотрудничества с российскими предпринимателями, и уже к концу года число продавцов выросло в несколько раз - с 19 тысяч до 91 тысячи, а на конец мая эта цифра превысила 200 тысяч.

Кроме этого, в 2020 году в Wildberries упростили саму процедуру регистрации новых продавцов на платформе до 5 минут. Также компания автоматизировала документооборот и понизила размер собственной торговой комиссии до 5%. На платформе была реализована новая модель продаж товаров со склада поставщиков, с ее помощью бизнес может на порядок расширить ассортимент своих товаров на Wildberries и не «замораживать» товарные остатки на складах.

ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ

Прирост числа покупателей и заказов требует вложений в улучшение инфраструктуры, заявили в Ozon.

«Рост на рынке e-commerce невозможен без развития инфраструктуры. Сейчас площадь логистических хабов Ozon превышает 250 тысяч квадратных метров, хотя еще в конце 2018 года составляла менее 100 тысяч квадратных метров», - заявили в компании, отметив, что с развитие «последней милей» (точки выдачи заказов и курьерская служба) и запуском логистического хаба объяснимо вырастает скорость доставки и, как следствие, привлекательность онлайн-шоппинга.

Однако доля e-commerce в России сегодня еще не так велика в общем объеме ритейла и поэтому перед всей отраслью сейчас стоит задача развить данное направление. Для этого требуются инвестиции в логистику, IT и маркетинг, считают в Ozon. Поэтому онлайн-платформа уже в этом году намерена инвестировать 20-25 миллиардов рублей, увеличив таким образом объем вложений в три раза. Финансирование направят в том числе на развитие логистической инфраструктуры в регионах.

«Уже в 2021 мы запустили фулфилмент-центр в Новосибирске, а в начале июня тестовую приемку товаров от местных продавцов начал осуществлять новый логистический хаб в Хабаровске — всего на территории страны осуществляют операции 8 фулфилмент-фабрик Ozon», - поделились результатами в компании.

Развивать инфраструктуру в прошлом году продолжили и в Wildberries: всего за год было открыто 18 новых сортировочных центров в регионах России и несколько крупных распределительных центров. Это помогло сократить операционные расходы местных предпринимателей на логистику товаров.

Кроме этого, компания расширила географию присутствия и вышла на внешние рынки. «В 2020 году компания дебютировала в 4-х новых странах, а сегодня Wildberries работает уже в 14 странах: России, США, Польше, Словакии, Германии, Франции, Испании, Италии, Израиле и многих других», - заключили в маркетплейсе.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Ксения Густова