Сделано в России

Все регионы
РУС
Главное

«Потенциал у России бешеный»: интервью с соосновательницей гастропутешествий «Отъехали»

46
«Потенциал у России бешеный»: интервью с соосновательницей гастропутешествий «Отъехали»

Пока границы многих направлений закрыты для путешествий, россияне стали активно изучать свою страну, по которой ранее могли ездить только в порядке исключений. Но отвечает ли российский турбизнес потребностям даже самого капризного путешественника? Могут ли путешествия по России впечатлить тех, для кого поездки – это не про ленивый отдых, а про источник впечатлений, эмоций, знакомств и новых открытий?

Редакция «Сделано в России» поговорила с Екатериной Кленовой-Бычковой – со-основательницей проекта по организации индивидуальных гастрономических путешествий по России и не только - «Отъехали». Как менять стереотипы об отдыхе в России? Как туризм может помочь местному малому бизнесу рассказать о себе? Как запускать и развивать проекты, которые найдут отклик? Об этом всем – читайте в интервью.

Расскажи, пожалуйста, как тебе пришла идея запускать свое дело в сфере путешествий?

Пандемия очень сильно ударила по мне, как по человеку, который много путешествовал, пока мир был нормальный. В новый год мы всегда с мужем куда-то ездили, но не по России, а в 2020-м пришлось спланировать путешествие по Золотому кольцу. Я сделала его нетривиальным: мы жили в монастыре, переходили замерзшую Волгу и были в самой красивой деревне России (да, такая существует, загуглите — Вятское). И люди стали активно реагировать на мои stories (в Instagram – ред.), спрашивать, как я это сделала, где нашла место. Я задумывалась много раз о том, что хотела бы делать путешествия, но боялась начать, и на этой волне вдохновения в поездке я импульсивно написала в stories, что я хочу делать путешествия не только для себя.

Единственный человек, который ответил мне на это stories, была Галя – мой партнер в «Отъехали», мы с ней тогда не были лично знакомы, но следили друг за другом в Instagram, и она сказала, что сама думает о чем-то подобном уже давно. Через неделю мы встретились обсудить, какое у нас видение, сошлись на том, что попробуем сделать в первую очередь Сочи — понимали, что в 2021-м мир не станет прежним, и это шанс сделать классное путешествие в России, попробовать. Обсудили идею и через две недели полетели в Сочи, чтобы составить программу и самим проверить интересные места, в которые хотели попасть.

Сколько времени проекту?

С момента, как мы запустились, прошло ровно два месяца. С первым путешествием мы стартовали в марте, подготовка велась с конца января.

Как вы прорабатываете туры так, чтобы люди заинтересовались и поехали с вами?

Когда мы представляли себе нашу потенциальную аудиторию, понимали, что невозможно предугадать, что понравится абстрактным людям. Поэтому исходили и исходим из того, что готовим туры под себя и для людей, близких нам по духу. Всегда ищем такие места, которые заинтересуют нас, от которых мы будем в приятном шоке.

Еще большой запрос – знакомить гостей с предпринимателями, которые делают прикольные проекты. Когда готовили путешествие по Сочи, то первым делом составили список интересных мест и поехали знакомиться с основателями. Так мы оказались в «Доме варенья» — очень вкусном месте с классной концепцией, познакомились с владельцем, предложили сотрудничество и стали проводить там кулинарные мастер-классы, которые до нас никто не устраивал.

Кстати, сейчас в России набирает обороты агротуризм, когда городских жителей знакомят с сельскими особенностями, угощают фермерской продукцией. Планируете ли другие путешествия по России и кооперацию с другими «малыми бизнесами»?

Когда хлопнула пандемия, все вдруг поняли, что в России очень много классных мест. Но в основном все ездят в одни и те же места – Камчатка, Мурманская область, Карелия и может быть Алтай. Нам не очень хочется ехать туда, где и так много людей, хочется смотреть в сторону менее популярных маршрутов.

В ближайшее время едем в Ростов-На-Дону, это моя малая родина, и я вижу, как в последние несколько лет Ростов очень развивается, но туда всё ещё мало кто ездит. Потому что, якобы, что там делать? Хотя там много художников и гастрономических проектов. В путешествии по Ростову хотим сделать коллаборацию с проектом, который организует ужины, приготовленные из местных продуктов, где можно познакомиться с новыми людьми. Ростов - это очень гостеприимные люди, которые любят вкусно поесть. А мы делаем путешествия для тех, кто любит вкусно есть и красиво жить — так звучит наш слоган.

Стараемся выходить на маленькие фермерские точки, кафе, общественные пространства и рестораны с необычными концепциями. Часто найти такие места в России всё ещё сложно, либо потому что они маленькие, либо ещё по какой-то причине, но нам помогают друзья и сила соцсетей.

Для будущих гастропутешествий рассматриваем Астраханскую область и Краснодар.

Насколько взаимовыгодны такие коллаборации с маленькими бизнес-проектами?

Им интересно это делать - это факт. Потому что для них это тоже что-то новое. Мы часто предлагаем сделать мастер-класс или дегустацию. Что касается условий – то это сугубо денежные отношения: мы к ним приходим с предложением о сотрудничестве, обговариваем, на каких условиях. Чаще всего это некая сумма, которую мы должны заплатить им за мастер-класс, и если нам всем все нравится, мы можем рассказать о них в Instagram, а они – о нас. Еще мы напечатали открытки со своим фирменным стилем, иллюстрациями, отнесли их в несколько сочинских мест, с которыми уже сотрудничали, и сейчас они размещают их у себя. То есть они советуют нас, мы советуем их.

Кажется, что одна из проблем новых бизнес-проектов в России – недостаток знаний о том, как себя раскрутить, чтобы о них узнало как можно больше людей. Что нужно для этого делать?

Наш Instagram очень активно растет. Изначально на него подписывались наши друзья и знакомые. Мы пробовали запускать рекламу, но она вообще не сработала. Сложилось ощущение, что прорекламировать маленький проект очень сложно. Но когда о тебе рассказывают люди, которые доверяют тебе, знают тебя или съездили в путешествие с тобой – это работает. Искренние рекомендации людей, а не реклама в лоб, — вот и весь концепт.

С какими сложностями сталкиваетесь в работе с гастрономическими путешествиями?

Очень сложно объяснить, почему стоит поехать с нами и почему в России может быть хороший отдых. Я вижу нашу миссию в том, чтобы разрушить стереотип о том, что в Сочи, например, нечего делать. К сожалению, стереотип про плохой русский юг всё еще жив. Я же вижу в нашем юге и в России в целом большой потенциал. Потому что есть люди, которые делают классные проекты, и есть места, куда хочется ехать. И когда каждому объясняешь, почему стоит поехать, то человек загорается. Основная сложность – донести наши ценности и красоту мест до той самой нашей аудитории. Мы это делаем через красивые фотографии и честные истории.

Каждый раз на этапе подготовки нового путешествия, мы публикуем фотографии и истории из новых мест, самая популярная реакция на них: «Ого! Я не думал, что в Сочи/Армении/Киргизии (подставьте свой вариант) так красиво! Я еду!». И когда мы поедем в Ростов-на-Дону готовить маршрут, планирую показывать его потенциал, чтобы заинтересовать людей. Чтобы нашим примером доказать, что с вероятностью на 99% вам понравится, просто доверьтесь нам, и все.

Сказываются ли реалии пандемии на вашей работе?

С этим сложности есть. Краснодарский край ввел требования для туристов с 1 августа вакцинироваться, чтобы заселяться в гостиницы, а в сентябре мы вновь организовываем туры в Сочи. И это напрямую влияет на нас, потому что мы ждем гостей, но, возможно, они не смогут приехать.Это абсолютный форс-мажор, и мы ничего не можем с этим делать. Каждый второй спрашивает про ограничения по ковиду, и снова люди с опаской смотрят в сторону путешествий. Если так выходит, что человек заболел и не может поехать, то предлагаем перенести оплату на следующее путешествие, либо отправиться в другое путешествие. То есть деньги людей не сгорают, мы так не делаем.

Сколько у вас примерно уходит на организацию маршрута, и окупаются ли финансовые траты?

Когда мы это начинали, мы исходили не из позиции заработка, хотя, конечно, на туристическом бизнесе можно зарабатывать. Просто мы начали это делать, потому что не могли не делать.

Наши путешествия рассчитаны на небольшое количество человек: в Сочи это 6-7 человек максимум, по Армении – где-то 10. Мы закладываем в стоимость туров очень многое – включаем не только то, что мы будем три дня с группой, но и подготовку, и форс-мажор, например, если человек за 12 часов до старта программы говорит, что не может прилететь. Только так мы можем хоть немного себя подстраховать, добавив в стоимость некую сумму.

В августе будет путешествие по Киргизии – и оно пока у нас самое дорогое – 70 тысяч рублей. Путешествие дольше по времени — 7 дней, оно очень сложное в плане организации, потому что туризм не развит, и чтобы хорошо все организовать, найти гида, кроме того, у нас появилась идея найти звездочета, чтобы посмотреть на звездное небо в горах, – на все это нужно много времени и сил. Некоторые считают, что это дорого. Но это не так, мы анализировали рынок (туризма – ред.), смотрели, что предлагают конкуренты и сравнивали программы, у нас другой и очень хороший продукт, деньги абсолютно оправданы.

Вы анализировали туристическую нишу в России перед запуском проекта, что можешь сказать о ней?

Первое – что мы сделали, когда к нам пришла идея делать туры, проверили, а не делает ли уже кто-то, что мы только собираемся запустить. Мне казалось, что кто-то точно организует необычные туры и гастропутешествия. Но когда я изучила первые страницы Google на тему разных туров, мне было больно. Потому что в 90% случаях это были абсолютно одинаковые поездки. Я считаю, что везти надо туда, куда люди сами не приедут или не найдут, или для них это будет не так очевидно.

Делать то, что делают все, очень не хочется. И мне радостно, что сейчас появляется всё больше туристических проектов, рассчитанных не на массовость, а на качество и уникальность.

Хочу спросить тебя как эксперта: в чем будущее туризма в России?

Я бы хотела сказать людям, которых пугает отдых в России, чтобы они перестали бояться и посмотрели в сторону разных турпроектов, которые у нас есть, которые могут их чем-то удивить. Потенциал у России просто бешеный. И мне кажется, что туризм будет развиваться в сторону маленьких туристических агентств и проектов, которые могут находить интересные места и знакомить людей с ними.

Раньше я тоже думала, что лучше поехать за границу, чем путешествовать по России. Мой муж придерживался другой точки зрения. Он часто звал меня в мини-путешествия по российским городам, я отнекивалась и говорила, что там плохая инфраструктура, непонятно чем заниматься, где есть, где жить. Но я не сторонник позиции: когда людям что-то не нравится, они жалуются, ничего не делают и ждут, что кто-то улучшит их жизнь. Жаловаться смысла нет, а вот взять и сделать что-то, чтобы стало лучше — есть.

Хочется верить, что, делая этот проект, я вселяю в людей веру в страну и местные проекты. Механика простая: те, кто был в путешествии с нами, и им понравилось, приедут домой, расскажут своим друзьям, а те — другим друзьям, и по чуть-чуть, маленькими шагами, мы будем двигаться в сторону больших изменений, которые мы будем делать все вместе.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Карина Камалова


0