Сделано в России

Все регионы
РУС
Главное

Эксперты рассказали, что ждет российских экспортеров из-за углеродного сбора в ЕС

29
Эксперты рассказали, что ждет российских экспортеров из-за углеродного сбора в ЕС

Российские экспортеры не понесут заметных «фискальных» потерь от трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в Евросоюзе (ЕС). Они смогут возместить почти 90% финансовых потерь от уплаты углеродного сбора за счет роста цен на продукцию, выяснили аналитики исследовательской группы "Петромаркет".

"Введение в ЕС импортного углеродного сбора вызовет рост цен на большинство продуктов российского экспорта, подпадающих под действие ТУР, который в значительной мере компенсирует расходы импортеров по оплате этого сбора. Исключением станет лишь электроэнергия. Суммарно по алюминиевой промышленности, газохимии, цементной промышленности, черной металлургии отчисления по импортному углеродному сбору за ввоз на территорию ЕС продукции из России в целом за 10 лет с 2026 по 2035 годы, по нашим оценкам, составят чуть более 760 миллиардов рублей в ценах 2021 года. За тот же период индуцированный внедрением ТУР рост цен на продукцию перечисленных выше отраслей принесет экспортерам, как минимум, 650 миллиардов рублей и тем самым покроет 86% потерь от уплаты сбора", - говорится в исследовании.

Как считают эксперты, гипотетические потери России при экспорте электроэнергии в ЕС тоже окажутся незначительными: к началу взимания платежей в ТУР экспорт электроэнергии из России в ЕС радикально снизится из-за выхода стран Балтии из энергетического кольца Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы к 2025 году и планов Финляндии прекратить импорт электроэнергии из России к 2030 году.

Вместе с тем, ключевой риск для России от введения ТУР связан не с наличием импортного углеродного сбора как такового, а с возможной потерей европейского рынка для российских экспортеров в долгосрочной перспективе. С внедрением ТУР на рынке ЕС фактически возникает новое поле конкурентной борьбы между производителями товаров, в которой преимущество получат те, кто сможет в наибольшей степени декарбонизировать свои производства. В этой битве наибольшие шансы победить имеют европейские производители: в настоящий момент именно они в наибольшей степени стимулируются к декарбонизации, отмечают в "Петромаркет".

По мнению исследователей, оптимальный для России вариант в этой ситуации – углеродный экспортный сбор, распространяемый на вывоз товаров из страны за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), то есть «зеркальное» российское ТУР. Оно должно распространяться на товары той же номенклатуры, по той же ставке и по той же формуле, что и ТУР ЕС. Эксперты считают, что это позволило бы при экспорте товаров из России обнулить европейский импортный сбор.

"Кроме того, российское экспортное ТУР целесообразно ограничить только отраслями с большими объемами экспорта в ЕС и соответственно с большими потенциальными совокупными платежами в бюджет ЕС в рамках европейского ТУР – алюминиевой промышленностью, черной металлургией и газохимией. В этом случае выигрыш российской экономики от перехвата трансграничного сбора в целом за период с 2026 по 2035 годы составил бы почти 700 миллиардов рублей в ценах 2021 года", - говорится в исследовании.

Однако авторы подчеркивают, что такой механизм имеет один существенный недостаток: он будет распространяться на весь объем экспорта товаров, подпадающих под его действие (за исключением экспорта в страны ЕАЭС), а не только на поставки в ЕС. Из-за чего общая сумма углеродных экспортных сборов, которую должны будут уплатить российские производители за период с 2026 по 2035 годы, будет в 2,8 раза больше, чем если бы они платили только углеродный импортный сбор в ЕС.

Ранее Еврокомиссия опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования. Цель проекта - предотвращение "углеродных утечек". К 2026 году в ЕС планируют ввести сбор на импорт определенных товаров, производство которых потребовало высоких выбросов CO2. С 2023 года по 2025 год будет действовать переходный период, в который импортеры должны будут ежеквартально сообщать о фактических выбросах, связанных с ввозимыми в ЕС товарами, и любых платежах за углеродные выбросы за рубежом.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Карина Камалова


0