Сделано в России

Все регионы
РУС
Интервью

ИНТЕРВЬЮ - «Новая эра»: как отели в РФ переходят на эко-стандарт и зачем это нужно

121
ИНТЕРВЬЮ - «Новая эра»: как отели в РФ переходят на эко-стандарт и зачем это нужно

Слова «экология» и «устойчивое развитие» последние годы стали чаще звучать не только от эко-активистов, но об этом заговорили и мировые лидеры. Человечество постепенно начинает осознавать ответственность за тот вред, который люди и промышленность нанесли нашей планете.

Попытки снизить углеродный след сегодня предпринимаются в разных отраслях и на разных уровнях. Все больший интерес к проблемам экологии проявляет бизнес, становясь зачастую первопроходцами со своими решениями. Пример тому - отель Kazan Palace by Tasigo в Казани, который первым в России прошел международную эко-сертификацию Green Globe International Standart.

На полях KazanSummit-2021 менеджер по устойчивому развитию Зульфия Такташова в интервью «Сделано в России» рассказала, какой путь пришлось пройти отелю для получения сертификата, и поделилась планами на ближайшее будущее. Беседовала Ксения Густова.


- Зульфия, давай расскажем в двух словах про сам сертификат.

- Нужно начать с того, что у отеля есть консультант и эксперт по экологизации в Европе - Николас, именно он подсказал нам про сертификацию для отелей.

На самом деле Green Globe - очень серьезная сертификация, в нее входит 334 критерия, из них 100 - обязательные. Даже не всем отелям в США или Европе получить сертификат так просто, для России же - это наивысшая планка.

- Насколько я понимаю, в Европе или США пройти сертификацию проще?

- Да, намного. Там есть инфраструктура для переработки и инфраструктура закупок. В России только с 2019 года запустили мусорную реформу. Поэтому в России все надо делать с нуля.

Плюс у нас проблема с поставщиками. Например, по закону сахар в отелях не может быть просто завернут в бумагу. Мы долго разбирались с поставщиками, как сделать так, чтобы это было безопасно для гостей, но и так, чтобы упаковочная бумага была с сертификатом. С таким наши поставщики никогда не сталкивались, а в Европе это привычнее.

В России гости скорее всего решат, что их недообслужили, если не увидят в номере огромного подноса с одноразовыми предметами. Европейские гости, если видят приставку "эко", понимают, что здесь подобного будет мало.

- Расскажи о ваших поэтапных шагах подготовки к сертификации. В чем были основные сложности?

- Первое, это то, что отель решился на получение сертификации, не откладывая подготовку на несколько лет. Второй важный момент, мы обратились не только к списку рекомендаций в Европе, где все заточено под их инфраструктуру, а пришли к локальному эко-сообществу с вопросами, что реально сделать в Казани и какие существуют проблемы.

Одно из первых решений - сократить отходы, которые отправляются на полигон. Для этого мы искали переработчиков, которые будут забирать фракции. Тут же пересмотрели систему закупок, проверили, на какую продукцию есть сертификаты.

Мы сразу же изучили, насколько близко можно все закупить, потому что все это тоже влияет на углеродный след.

Следующий большой шаг - объяснить персоналу, что происходит и для чего это нужно. Моя коллега из движения «Экологично» приходила читать лекции про глобальные изменения и сортировку мусора в России.

- Пришлось ли что-то объяснять гостям?

- Как раз один из важных шагов, к которому подтолкнула сертификация, это начать говорить с гостями об экологии, чтобы гости в ресторане понимали, почему одноразовые упаковки сахара заменили на сахарницы. Еще сейчас мы отказываемся от маленьких одноразовых бутылочек для шампуней и ставим диспенсеры. Теперь у нас и сама упаковка более экологичная, и ее содержимое.

Сейчас мы хотим говорить с отраслью, потому что это очень важно. Огромная проблема, что мы одни такие новаторы, которые решили все поменять. Нужно, чтобы нас было больше, тогда и поставщики начнут меняться. Это будет, во-первых, доступнее и для нас, и для других отелей. Во-вторых, дешевле.

У нас, например, сейчас проблема с тапочками. Текстильные заводы-переработчики не готовы принимать существующую подошву. Сейчас мы ищем варианты, кто согласится отшивать тапочки по нашему заказу - никто из заводов не хочет работать с маленькими партиями, им это невыгодно. Но если таких отелей станет больше, то предприятия станут более заинтересованы, перенастроят оборудование. В таком случае и переработчики будут понимать, что у них будут большие объемы вторсырья.

- Сотрудничали ли вы при подготовке с зарубежными отелями, которые уже прошли этот путь сертификации?

- У сети Tasigo еще есть отели в Турции, они наши компаньоны и они нам помогают. Они, кстати, благодаря круглогодичной теплой погоде компостируют отходы в собственных садах и выращивают там томаты для собственной кухни. В России такое возможно только до сентября-октября.

Пока мы только начинаем коммуницировать. Очень хотелось бы иметь больше партнеров в России, потому что в Европе своя инфраструктура, свой бизнес, свои законы. Нам бы хотелось решать проблему на месте.

- Сколько финансирования потребовалось на то, чтобы сертифицироваться?

- Я не могу озвучить эти цифры. Но в этом смысле руководство открыто, потому что когда я пришла с предложением использовать для грязного белья многоразовые мешки laundry bags, руководство это одобрило. Мы хотим делать их из крапивы или конопли, потому что хлопок бывает органическим не всегда, это сложно отследить.

Понятно, что такие мешочки будут дороже, но они в долгосрочной перспективе прослужат дольше. Во-вторых, это наша программа и в нее надо инвестировать.

На днях я поеду на проект «Чудо Мамы», это локальный проект, где вещи создают мамы, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чтобы они шили эти мешки. Конечно, мы можем отшить у крупной фабрики с большими оборотами, а можем теми же деньгами поддержать маленькую компанию, которая ко всему прочему является социальным предпринимательством.

- Хочется понимать, насколько такие инвестиции окупаются.

- Теперь отель совсем не покупает одноразовые бутылочки, соответственно на них не тратят деньги. Это большая экономия. Мы смотрели, что прошлом году, даже с учетом локдауна, было закуплено 28 тысяч бутылочек, теперь их не покупают совсем.

Да, были закуплены диспенсеры и оплачена их установка, но это на века. Это уже глобальная экономия.

- Получение сертификата повлияло на стоимость бронирования?

- Нет, не повлияло. У нас, наоборот, есть программа Green package: если гость останавливается больше чем на три дня и отказывается от смены постельного белья, получает скидку 15%.

- Сколько времени ушло на прохождение сертификации?

- Начали примерно осенью, процесс занял несколько месяцев.

- Во время KazanSummit твоя коллега сказала, что впереди самая сложная работа - удержать эту планку. Почему? В чем сложности?

- На данный момент мы соответствуем не всем 334 критериям, поэтому мы предоставили аудиторам свой план действий, как мы будет выполнять эти критерии и объяснили, по каким причинам мы не соответствуем им сейчас. Это не потому что мы не хотим, а потому что у нас нет инфраструктуры или доступа, но мы будем работать.

Мы можем написать этот план, получить сертификат и «забить» на него. Но аудиторы вернутся через 1-2 года и спросят, как продвигаются наши дела, что мы сделали. Если не будет никакого продвижения, то сертификат отнимут.

Еще мы подали заявку на Single use plastic free, недавно у нас был аудит, мы пока не знаем результатов.

- Расскажи подробнее, о чем речь?

- Это такое движение, которое помогает сфере услуг, в том числе гостиницам, вести деятельность без использования одноразового пластика.

Пластик - не всегда зло. Вопрос, как он используется. Этот сертификат для нас челлендж, который дает возможность посмотреть, много ли у нас одноразового пластика.

Там тоже были критерии, используем ли мы одноразовое в спа, на мероприятиях, в офисе, номерах, на завтраках, в ресторанах и так далее и мы сразу рассказали о своих планах. Принцип примерно одинаковый.

Мы честно показали, что у нас есть и что мы сумели заменить в короткие сроки.

- Можешь привести пример?

- Чаще всего в отеле на том же завтраке порционное масло, джемы. У нас этого нет, нет никаких бутылок. Соки в специальных емкостях, соусы - в баночках. В столовых для персонала тоже совсем нет пластика.

Аудитор, которая нас проверяла, была в шоке. Она сказала, что недавно была с аудитом в другой стране и там все упаковано в пластик и даже сверху покрыто полиэтиленовой пленкой. У нас для этого металлические крышки.

В некоторых номерах есть кофемашины, в которых используются пластиковые капсулы. Нам надо их заменить. Возможно какой-то пластик мы сможем переработать, но что делать с компостируемым? Выбросить? Мы много думали и решили взять компостер. То есть мы не просто заменили пластик, мы несем ответственность за то, на что мы его заменили.

То, что я рассказываю, далеко не идеальная картина, впереди будет еще много работы, будет сложно, но круто, что руководство приняло решение встать на этот путь. Это новая эра, это надо принять.

Мы можем конкурировать с другими отелями в плане архитектуры или у кого лучше дизайн, сервис. В вопросах экологии нельзя конкурировать, мы не должны задаваться вопросом, у кого сертификат есть, у кого он лучше или хуже, нужно думать: чем больше, тем круче. Если нас кто-то обойдет, в этом нет ничего страшного, наоборот, тогда мы придем к ним и попросим поделиться опытом.

0