Новости компании

ИНТЕРВЬЮ - Вода камень точит: как «Вкус тайги» меняет имидж России за рубежом

455
ИНТЕРВЬЮ - Вода камень точит: как «Вкус тайги» меняет имидж России за рубежом

Экономические связи всегда являлись залогом крепких стабильных отношений между государствами. Российский малый и средний бизнес уже давно активно штурмует зарубежные рынки и вносит свой вклад в развитие торговых отношений и международное сотрудничество.

«Сделано в России» побеседовал с создательницей бренда «Вкус тайги» Олесей Ушаковой, которая рассказала, как благодаря сибирскому варенью ей удается менять устаревшие клише о России и создавать новые смыслы.

– Олеся, расскажите, что такое «Вкус тайги», как пришла идея создания бренда?

– «Вкус тайги» – это гастрономическое путешествие в Сибирь. Наша продукция благодаря вкусу варенья из шишек, травяного чая, сладостей с кедровыми орешками позволяет клиентам побывать там, куда они еще не смогли добраться. Сначала мне просто хотелось порадовать близких, потом были попытки реализовать. В определенной степени история началась и с того, что у меня в Красноярске был тур для иностранцев. Это было фантастическое приключение и фантастическое количество стереотипов о России и Сибири от людей, которые никогда не были здесь. Нам говорили: «Мы ехали в Сибирь и думали, что здесь все черно-белое, потому что читали, что это место ссылки». Или спрашивали: «А у вас правда есть Интернет!?». Кто-то рассказывал, что коллеги на работе не верили, что они вернутся на родину, думали, что их здесь убьют.

Водка, балалайка и медведи – это, конечно, замечательно, но здесь хорошая инфраструктура и при этом потрясающая природа, тайга. Когда ты сталкиваешься с такими забавными историями, очень хочется транслировать другие ценности и смыслы.

В 2017 это обрело форму. Стало понятно, что нужно заниматься дальше.

– Вы предлагаете определенное видение жизни и мышления, дарите людям, кусочек неизведанной Сибири. Создается ощущение, что бренд изначально создавался для экспорта.

– Да, мы изначально хотели сделать классный продукт, который будет востребован не только у нас. Во-первых, есть экономические причины - получать оплату в долларах намного выгоднее. Плюс, когда ты погружаешься в информацию, которая есть за пределами страны, узнаешь, что пишут о России в книгах, что транслируют СМИ, а ты имеешь совсем другие ощущения места, есть внутренние амбиции менять это.

– Перед открытием своего производства вы изучали рынок или делали ставку на свою уникальность? Как относитесь к конкуренции, стоит ли ее бояться?

– Хорошая добросовестная конкуренция всегда мотивирует. Это развивает рынок – ты не можешь стоять на месте, тебе постоянно нужно что-то делать.

Для России тема варенья не нова. Мы все выросли на домашнем варенье бабушек и прабабушек. Но, если смотреть на больших игроков, это в основном ритейл и тема «купи-продай». А я начала развивать свою историю, историю гастрономических сувениров. Тогда этим не занимался никто. Мы одними из первых стали говорить, какие смыслы можно в это вложить. Обычная банка варенья приобретает совсем другое «наполнение». Если люди заказывают ее, чтобы сказать «спасибо», или «я по тебе скучаю», или «я тебя люблю». Это уже не про купить и съесть на завтрак, это совсем другая энергия.

Поэтому от конкурентов удается отдалиться – в этом плюс. Благодаря этой энергии нас и находят именно наши клиенты.

– А как они вас находят?

– Спасибо интернету. Главное наше достижение – корпоративные подарки. Нас выбирают разного масштаба компании. Им нравится результат, адекватные сроки исполнения, идеи. Им хочется с нами работать, а для меня это большой репутационный гарант, что мы все делаем правильно. А если брать розничные заказы, чаще всего это разные уголки России. Топовые города – Красноярск и Москва. Ну и довольно много заказов из других стран. Топ – США, Германия Франция. На них выходили через маректплейсы и наш интернет-магазин адаптирован для иностранных гостей.

Были разговоры и предложения отправить продукцию в Китай, но я от этого отказалась. Нужно переформатировать производство и находить подрядчиков в Китае, тех, кто будет заниматься дистрибуцией. Это большие ресурсы и нужно понимать специфику Азии. Я для себя поняла, что мой продукт не совсем подходит для Китая и у меня нет ресурсов, чтобы играть там в долгую.

– Пользовались ли вы программами, которые могут помочь начинающим экспортерам?

- В июле подала заявку в Российский экспортный центр (РЭЦ), чтобы нам сделали краткий обзор зарубежных площадок, где мы можем торговать на маркетплейсах. Нам предложили поставить нас на Amazon. У меня был запрос на Ebay, слышала, что там есть субсидии. Но посмотрим… Мне кажется, что потенциал у розничного экспорта очень большой. Это именно то, что будет развиваться в ближайшие годы. Но важно понимать, что просто товар, произведенный в России, вряд ли будет продаваться там. Нужно чувствовать рынок, понимать его и адаптировать его хотя бы в посылах и упаковке, чтобы люди в других странах понимали, что вы производите. Этот процесс занимает время, но если удается, то оно того стоит.

Я мало чем пользовалась. Знаю, что РЭЦ может составить анализ потенциальных рынков, который позволит понять, стоит ли выходить со своим товаром в какую-то страну или нет.

Мне нравятся выставки. Хотелось бы принять участие при поддержке экспортного центра в выставке, чтобы пощупать аудиторию. Это одна из действующих и правильных мер, которыми можно пользоваться. В 2020 году я была делегатом программы профессионального обмена «Открытый мир». Мы две недели провели в Вашингтоне и городе Брукингс, Южная Дакота. Вернулась с настроем, что нужно и дальше завоевывать мир, но границы закрыли. Считаю, что международное сотрудничество нам нужно, эту тему нужно развивать и раскачивать, но пока все на паузе.

– Сейчас тема туризма государством поднимается. Вы планируете сильнее погрузится в эту тему? Может быть, сотрудничать с кем-то?

– Если предложат, конечно, я соглашусь. Тема туризма меня привлекает, я это все люблю. Может быть, занималась бы плотнее, но чуть позже. Но если кто-то захочет совместную коллаборацию делать, я только за. Нам есть что рассказать и что предложить.

– И напоследок, ваш совет, на что стоит обратить внимание человеку, который понимает, что он хочет начать свое дело? Появляется внутреннее желание, импульс, а дальше?

- В любом продукте, который можно, скажем так, пощупать в реальности, нужно понимать затраты, как финансовые, так и эмоциональные. Понимать, насколько быстро у тебя получится реализовать свою идею. Если ты видишь, что твои мысли обретают форму, то этим стоит заниматься. Если уже на первых этапах есть сложности и конечный продукт не сходится с тем, что ты представляешь, а ты витаешь в облаках, тогда нужно что-то менять.

Сделано в России / Made in Russia

Автор: Мария Бузанакова

0