Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

Российский театр без границ: истории успеха

91

Еще с тех времен, когда Станилавский, Мейерхольд и Таиров прославили русский (советский) театр на весь мир, отечественные постановки вызывают большой интерес за рубежом, сохранившийся до сих пор, несмотря на смену государственного режима. Театр остается той сферой жизни, которой почти не касаются внешнеполитические сложности, и с легкостью перешагивает все границы. Театральные режиссеры, признанные в своём Отечестве, оказываются не менее востребованы за рубежом, где продолжают формировать бренд российской культуры, иногда становясь настоящими мировыми сенсациями.

Главный пример, это, конечно же, Дмитрий Черняков.

Дмитрий Черняков, еще совсем молодой по театральным меркам театральный режиссер (всего 45 лет) уже является лауреатом не только Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», но обладателем премии «The Opera Awards» сразу в двух номинациях: лучший режиссер и лучший спектакль.

Его дебют на оперной сцене состоялся в 1998 году, в Новосибирском театре оперы и балеты, с постановкой «Молодой Давид» В. Кобекина, и дальше сразу последовали Мариинский театр, Большой театр, и в 2005 году – «Борис Годунов» М. Мусоргского в Берлинской государственной опере Unter den Linden.

В последние несколько лет оперные спектакли Дмитрия Чернякова покорили без преувеличения весь мир: Государственная парижская опера, Датская Королевская опера в Копенгагене, Английская национальная опера, Королевский театр Мадрида, Метрополитен опера, Гранд театро дель Лисео, Канадская оперная кампания, - и это далеко не весь список зарубежных оперных театров, аплодировавших Дмитрию Чернякову.

Конечно же, говорить об абсолютном успехе на международной оперной арене без постановки в Ла Скала нельзя. Дмитрий Черняков ставил там дважды: в 2014 году «Царскую невесту» Н. Римского-Корсакова, и годом раньше «Травиату» Дж. Верди.

Переоценить значимость «Травиаты» Дмитрия Чернякова на сцене Ла Скала невозможно: 2013 год прошел под знаком двухсотлетия со дня рождения великого композитора, кроме того, постановка Чернякова открывала новый сезон легендарного миланского театра, и, что самое главное, впервые за всю историю Ла Скала новый сезон открывал российский режиссер.

К сожалению, второй аналогичной истории головокружительного успеха на мировой арене, в современном российском театре пока что нет. Но есть целый ряд режиссеров, которые регулярно ставят за рубежом.

Например, в Прибалтике большим вниманием зрителе пользуются драматические спектакли Константина Богомолова, режиссера, за которым в России закрепилась репутация едва ли ни главного провокатора театральной сцены. Так, в старейшем латышском государственном театре в Лиепае в 2012 году состоялась премьера спектакля «Ставангер», вызвавшая много шума как в профессиональном сообществе, так и в широких кругах. Спустя год «Ставангер» показали и российской публике, в рамках фестиваля «Золотая маска». Тогда же, в 2013-ом, Константин Богомолов представил постановку «Мой папа — Агамемнон» по мотивам «Ифигении в Авлиде» Еврипида в Малом театре Вильнюса. А в этом году спектакль Богомолова «Идеальный муж» вошел в программу «Wiener Festwochen» – одного из крупнейших европейских фестивалей искусств.

Надо отметить, что в программу венского театрального смотра вошел еще один российский спектакль: «Три сестры» Тимофея Кулябина. Таким образом, российский театр получил уникальный шанс покорить значимую европейскую площадку, и это не точечная победа: в прошлом году «Идиоты» Кирилла Серебрянникова были показаны на главном театральном смотре мира: фестивале в Авиньоне.

Этот факт можно назвать настоящим прорывом для российского театра, так как с 1997 года, когда в Авиньоне проходил так называемый «Русский сезон» и зрителям показывали работы Анатолия Васильева, Петра Фоменко и Резо Габриадзе, отечественные режиссеры бывали на самом значимом театральном смотре только в качестве зрителей.

Надо отметить, что попадание Серебрянникова на Авиньонский фестиваль далеко не случайно: за последние пять лет он выпустил три спектакля в Латвийском национальном театре («Мертвые души» Н. Гоголя, «Войцек» Г. Бюхнера и «Сны Райниса» по мотивам поэзии Яниса Райниса), а так же American Lulu Ольги Нойвирт в в Берлинской Комише Опера.

Говоря об успехах российского театра в мире, нельзя не упомянуть еще об одном режиссере: Дмитрии Крымове. Его спектакли известным зрителям всего мира: Австралии, Германии, Великобритании и так далее. А совсем недавно его «Тарарабумбия» была показана в программе сразу двух крупных международных театральных фестивалей: «Theater der Welt» в Мангейме и «Wiener Festwochen» в Вене.

Большое внимание зарубежных зрителей традиционно привлекают и обычные гастроли российских театров, так, к примеру, в мире именно благодаря регулярным гастролям хорошо известен Малый Драматический Театр Льва Додина. За последние десять лет этот театр побывал с гастролями в Польше, Франции, Нидерландах, Италии, Румынии, Китае, Южной Корее, Латвии, Эстонии, Мексике, Израиле, Австралии и других странах.

Таким образом, современный отечественный театр действительно далеко перешагнул границы России, причем по всем трем направлениям: и с гастрольными выступлениями, и с фестивальными показами, и даже с постановками на ведущих мировых площадках.



Виктория Милосердова

0